Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

То, какой язык мы слышали в детстве, влияет на наш мозг

Человек может думать, что забыл китайский язык, на котором говорил в детстве, но мозг все помнит. Более того, первый, казалось бы, забытый язык может влиять на процессы, происходящие в мозге человека, давно говорящего на другом языке.

Исследователи из Университета Макгилла и Неврологического института Монреаля (Канада) пришли к выводу, что даже короткий период изучения языка в раннем возрасте влияет на то, как в дальнейшей жизни мозг обрабатывает звуки второго языка, даже если на первом языке человек больше не говорит.

Ученые попросили три группы детей в возрасте от 10 до 17 лет с разной языковой базой выполнить задания, связанные с определением французских псевдослов. Дети первой группы родились и выросли в семьях, говорящих только на французском языке. Вторую группу составили дети, родившиеся в Китае и усыновленные в возрасте до 3 лет франкоязычными семьями, они больше не говорили по-китайски. Дети третьей группы были билингвами и говорили и по-китайски, и по-французски. Когда ребенок выполнял задание, активность его мозга регистрировали с помощью функционального МРТ.

Все три группы справились с заданием одинаково хорошо. Но, как показал анализ фМРТ, различие было в том, какие зоны мозга были активны при выполнении задания. У франкоязычных детей, никогда не говоривших по-китайски, области мозга, в частности, левая нижняя лобная извилина и передняя часть островка, как и ожидалось, были задействованы в обработке звуков, связанных с языком. Однако, у детей-билингв были активны дополнительные зоны мозга: правая средняя часть лобной извилины, левая медиальная фронтальная кора и верхние височные извилины с обоих сторон. Примечательно, что схожие результаты были обнаружены и у детей, живших в китайско-язычной среде в раннем детстве, несмотря на то, что к моменту проведения эксперимента эти дети, жившие во франкоязычных семьях, говорили только по-французски.

«В первый год жизни, в качестве первого шага в развитии языка, мозг ребенка настроен на сбор и хранение информации о звуках, имеющих отношение к звучащему вокруг него языку», - прокомментировала результаты исследования Лара Пирс, первый автор статьи, докторант Университета Макгилла. У детей, которые говорили по-китайски или слышали китайскую речь в детстве, зоны мозга, связанные с рабочей памятью и вниманием, были активны во время выполнения задания, связанного с языком. Эти результаты позволяют предположить, что дети, раннее детство которых прошло среди людей, говоривших по-китайски, усваивают французский язык не так, как дети из франкоязычных семей. 
По мнению авторов исследования, полученные ими результаты говорят о уникальном и длительном влиянии раннего языкового опыта на последующую работу мозга, а также на способность мозга приспосабливаться к другой языковой среде.

Усыновленные дети, участвовавшие в исследовании, имели интересный языковой опыт, они были погружены в один язык с рождения, но полностью разорвали связь с ним в ранние годы, когда их усыновили семьи, говорящие на другом языке. Это представляет интерес с точки зрения развития языка, поскольку позволяет посмотреть на то, какое влияние оказывает самый ранний период на последующие.

Исследователи надеются узнать, будут ли аналогичные зоны мозга активироваться, если и утраченный, и обретенный языки будут близкими, как, например, французский и испанский.

Источник: sciencedaily.com

Литература:

  • Lara J. Pierce, Jen-Kai Chen, Audrey Delcenserie, Fred Genesee, Denise Klein. Past experience shapes ongoing neural patterns for language. Nature Communications, 2015; 6: 10073 DOI: 10.1038/ncomms10073

 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017