Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

То, какой язык мы слышали в детстве, влияет на наш мозг

Человек может думать, что забыл китайский язык, на котором говорил в детстве, но мозг все помнит. Более того, первый, казалось бы, забытый язык может влиять на процессы, происходящие в мозге человека, давно говорящего на другом языке.

Исследователи из Университета Макгилла и Неврологического института Монреаля (Канада) пришли к выводу, что даже короткий период изучения языка в раннем возрасте влияет на то, как в дальнейшей жизни мозг обрабатывает звуки второго языка, даже если на первом языке человек больше не говорит.

Ученые попросили три группы детей в возрасте от 10 до 17 лет с разной языковой базой выполнить задания, связанные с определением французских псевдослов. Дети первой группы родились и выросли в семьях, говорящих только на французском языке. Вторую группу составили дети, родившиеся в Китае и усыновленные в возрасте до 3 лет франкоязычными семьями, они больше не говорили по-китайски. Дети третьей группы были билингвами и говорили и по-китайски, и по-французски. Когда ребенок выполнял задание, активность его мозга регистрировали с помощью функционального МРТ.

Все три группы справились с заданием одинаково хорошо. Но, как показал анализ фМРТ, различие было в том, какие зоны мозга были активны при выполнении задания. У франкоязычных детей, никогда не говоривших по-китайски, области мозга, в частности, левая нижняя лобная извилина и передняя часть островка, как и ожидалось, были задействованы в обработке звуков, связанных с языком. Однако, у детей-билингв были активны дополнительные зоны мозга: правая средняя часть лобной извилины, левая медиальная фронтальная кора и верхние височные извилины с обоих сторон. Примечательно, что схожие результаты были обнаружены и у детей, живших в китайско-язычной среде в раннем детстве, несмотря на то, что к моменту проведения эксперимента эти дети, жившие во франкоязычных семьях, говорили только по-французски.

«В первый год жизни, в качестве первого шага в развитии языка, мозг ребенка настроен на сбор и хранение информации о звуках, имеющих отношение к звучащему вокруг него языку», - прокомментировала результаты исследования Лара Пирс, первый автор статьи, докторант Университета Макгилла. У детей, которые говорили по-китайски или слышали китайскую речь в детстве, зоны мозга, связанные с рабочей памятью и вниманием, были активны во время выполнения задания, связанного с языком. Эти результаты позволяют предположить, что дети, раннее детство которых прошло среди людей, говоривших по-китайски, усваивают французский язык не так, как дети из франкоязычных семей. 
По мнению авторов исследования, полученные ими результаты говорят о уникальном и длительном влиянии раннего языкового опыта на последующую работу мозга, а также на способность мозга приспосабливаться к другой языковой среде.

Усыновленные дети, участвовавшие в исследовании, имели интересный языковой опыт, они были погружены в один язык с рождения, но полностью разорвали связь с ним в ранние годы, когда их усыновили семьи, говорящие на другом языке. Это представляет интерес с точки зрения развития языка, поскольку позволяет посмотреть на то, какое влияние оказывает самый ранний период на последующие.

Исследователи надеются узнать, будут ли аналогичные зоны мозга активироваться, если и утраченный, и обретенный языки будут близкими, как, например, французский и испанский.

Источник: sciencedaily.com

Литература:

  • Lara J. Pierce, Jen-Kai Chen, Audrey Delcenserie, Fred Genesee, Denise Klein. Past experience shapes ongoing neural patterns for language. Nature Communications, 2015; 6: 10073 DOI: 10.1038/ncomms10073

 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS