Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Психология принятия решений: отношение людей к риску

На финансовые рынки оказывает влияние множество факторов, таких как экономические процессы, институциональное и политическое влияние, распространение информации и, не в последнюю очередь, отношение людей к риску. Исследования показывают, что люди не всегда ведут себя в соответствии с классической рациональной моделью принятия экономических решений. Согласно классической теории, люди действуют последовательно и логично и имеют неограниченные способности к расчётам. Но на практике оказывается, что рациональность человека ограничена эмоциональными и когнитивными факторами.

Одно из фундаментальных допущений экономического анализа риска, лежащих в основе теории портфеля, состоит в нежелательности риска. Предполагается, что люди предпочитают стабильную прибыль нестабильной, и потому требуют компенсации за риск. Предположим, человек может выбрать надежный проект с гарантированной прибылью $85.000 или рискованный, в котором с вероятностью 85% он получит прибыль в $100.000 или с вероятностью 15% останется ни с чем. Ожидаемая актуарная стоимость обоих проектов одинакова: они приносят одинаковый средний доход, если участвовать в них снова и снова. Тем не менее, подавляющее число людей предпочтет гарантированный доход, чем вероятность остаться ни с чем.

Рассмотрим обратную проблему. Предположим, человеку предстоят гарантированные убытки в $85.000 или с вероятностью в 85% убытки в $100.000 и с вероятностью 15% - отсутствие убытков. Оказывается, большинство людей выберет второй вариант, для них будет характерно положительное отношение к риску.

Поскольку стремление избежать риска наблюдается не во всех случаях, для описания поведения человека используется новая модель, отличающаяся от классической: функция, описывающая гипотетическую ценность, имеет S-образную форму. В ней используются термины «доход» и «потери», а не имущество или благосостояние. Такой подход отражает результаты наблюдений, согласно которым люди думают возможной выгоде именно как о доходе (или потере) по сравнению со статусом-кво, а не итоговой суммой на счету. Классическая экономическая теория не обращается к потерям, потому что люди не могут потерять больше, чем у них есть.

Второе важное отличие – функция ценности имеет вогнутую форму выше точки начала отсчета и выпуклую – ниже ее. Это означает, что люди наиболее чувствительны к переменам вблизи этой точки: первая прибыль и первые убытки наиболее важны для нас. Эти результаты подтверждены большим количеством исследований.

Третий вывод, который можно сделать на основе этой модели – она асимметрична, и кривая потерь гораздо круче, чем кривая доходов. Потери воспринимаются как более значительные, чем доходы, и огорчение от потери некоей суммы денег будет больше, чем привлекательность обретения такой же суммы. Это объясняет, почему большинство людей откажется, если предложить им сыграть в орлянку с возможностью выиграть или проиграть одну и ту же сумму. Чтобы человек согласился, нужно, чтобы возможный выигрыш превышал возможный проигрыш.

Неприятие убытков, то есть большая значимость потерь, чем приобретений – фундаментальная характеристика того, как человек получает удовольствие. Подумайте, насколько хорошо вы себя сегодня чувствуете, и используйте это ощущение как отправную точку. А теперь представьте, что дела могли бы идти и лучше. Затем представьте, что они могли идти хуже. Насколько значительные успехи или неудачи вы представили? Большинство людей в таком случае представляет незначительные приобретения, но существенные потери, потому что к потерям мы гораздо более чувствительны, чем к доходам.  

Источник: valuewalk.com


 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS