Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Исследование российских ученых показало связь между результатами ЕГЭ и эмоциональным интеллектом

Единый государственный экзамен стал обязательным выпускным экзаменом в российских школах в 2009 году. До сих пор продолжается активная дискуссия о том, насколько корректно ЕГЭ оценивает знания выпускников, и о том, к каким социально-психологическим последствиям он приводит.

Когда говорят об исследовании успешности обучения, часто имеют в виду изучение связи между успеваемостью учеников и их общим интеллектом. Но заслуживают внимания и другие направления, в том числе взаимосвязь между успешностью обучения и способностью распознавать эмоции – это один из компонентов эмоционального интеллекта, который, согласно современным представлениям, помогает человеку приспособиться к меняющимся условиям среды.

Во многих научных работах высказывалось предположение, что эмоциональный интеллект школьников и студентов играет важную роль в обучении. Но полученные учеными данные о взаимосвязи эмоционального интеллекта и успеваемости ученика противоречивы. Некоторые ученые проанализировали ряд показателей, влияющих на успеваемость, и пришли к выводу, что если устранить из анализа факторы общего интеллекта и личностных черт, то роль эмоционального интеллекта нивелируется. Однако в исследованиях последних лет связь учебной успеваемости с эмоциональным интеллектом все же показана.

Авторы одного из таких исследований предположили, что результаты единого государственного экзамена у выпускников российских школ связаны с уровнем эмоционального интеллекта, и степень этой взаимосвязи изменяется по мере того, как школьное образование адаптируется к ЕГЭ. С помощью психологического тестирования они провели оценку составляющих эмоционального интеллекта у 156 студентов-первокурсников, поступивших в ВУЗы Санкт-Петербурга по результатам ЕГЭ в 2009–2013 годах, а затем сравнили полученные показатели с результатами ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию. Ученые обнаружили корреляцию оценок за русский язык и математику с межличностным интеллектом и с управлением своими и чужими эмоциями: чем лучше школьник управляет чужими и своими эмоциями, тем хуже у него результат ЕГЭ.

Чтобы оценить адаптационные особенности школьников, ученые исследовали динамику изменений взаимосвязи результатов ЕГЭ с показателями эмоционального интеллекта за пять лет. Оказалось, что с ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам (русскому языку и обществознанию) лучше справляются те, у кого ниже межличностный эмоциональный интеллект, причем в русском языке лучше начинают успевать те, кто хуже управляет эмоциями, а в обществознании лучше начинают успевать те, кто хуже их воспринимает. На успеваемость по математике способность к распознаванию эмоций имеет меньшее влияние.

Исследователи пришли к выводу, что в момент введения ЕГЭ более успешными были школьники с более высоким эмоциональным интеллектом, но в процессе адаптации к новой процедуре контроля знаний ситуация меняется. Новые сложные задачи лучше выполняют ученики, которые хорошо воспринимают эмоции и управляют ими, а привычные задачи лучше получаются у тех, кто и управляет эмоциями, и воспринимает их хуже. Исследование показало, что в момент введения ЕГЭ более успешными были школьники с более высоким эмоциональным интеллектом, но впоследствии таковыми стали выпускники, у которых эмоциональный интеллект ниже.

Литература:

  • Дмитриева Е.С., Гельман В.Я. Динамика изменений взаимосвязи эмоционального интеллекта с результатами ЕГЭ в ходе адаптации школьной системы к его введению // Экспериментальная психология. 2015. Том 8. № 2. С. 139–150. doi:10.17759/exppsy.2015080210

 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS