Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Исследование российских ученых показало связь между результатами ЕГЭ и эмоциональным интеллектом

Единый государственный экзамен стал обязательным выпускным экзаменом в российских школах в 2009 году. До сих пор продолжается активная дискуссия о том, насколько корректно ЕГЭ оценивает знания выпускников, и о том, к каким социально-психологическим последствиям он приводит.

Когда говорят об исследовании успешности обучения, часто имеют в виду изучение связи между успеваемостью учеников и их общим интеллектом. Но заслуживают внимания и другие направления, в том числе взаимосвязь между успешностью обучения и способностью распознавать эмоции – это один из компонентов эмоционального интеллекта, который, согласно современным представлениям, помогает человеку приспособиться к меняющимся условиям среды.

Во многих научных работах высказывалось предположение, что эмоциональный интеллект школьников и студентов играет важную роль в обучении. Но полученные учеными данные о взаимосвязи эмоционального интеллекта и успеваемости ученика противоречивы. Некоторые ученые проанализировали ряд показателей, влияющих на успеваемость, и пришли к выводу, что если устранить из анализа факторы общего интеллекта и личностных черт, то роль эмоционального интеллекта нивелируется. Однако в исследованиях последних лет связь учебной успеваемости с эмоциональным интеллектом все же показана.

Авторы одного из таких исследований предположили, что результаты единого государственного экзамена у выпускников российских школ связаны с уровнем эмоционального интеллекта, и степень этой взаимосвязи изменяется по мере того, как школьное образование адаптируется к ЕГЭ. С помощью психологического тестирования они провели оценку составляющих эмоционального интеллекта у 156 студентов-первокурсников, поступивших в ВУЗы Санкт-Петербурга по результатам ЕГЭ в 2009–2013 годах, а затем сравнили полученные показатели с результатами ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию. Ученые обнаружили корреляцию оценок за русский язык и математику с межличностным интеллектом и с управлением своими и чужими эмоциями: чем лучше школьник управляет чужими и своими эмоциями, тем хуже у него результат ЕГЭ.

Чтобы оценить адаптационные особенности школьников, ученые исследовали динамику изменений взаимосвязи результатов ЕГЭ с показателями эмоционального интеллекта за пять лет. Оказалось, что с ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам (русскому языку и обществознанию) лучше справляются те, у кого ниже межличностный эмоциональный интеллект, причем в русском языке лучше начинают успевать те, кто хуже управляет эмоциями, а в обществознании лучше начинают успевать те, кто хуже их воспринимает. На успеваемость по математике способность к распознаванию эмоций имеет меньшее влияние.

Исследователи пришли к выводу, что в момент введения ЕГЭ более успешными были школьники с более высоким эмоциональным интеллектом, но в процессе адаптации к новой процедуре контроля знаний ситуация меняется. Новые сложные задачи лучше выполняют ученики, которые хорошо воспринимают эмоции и управляют ими, а привычные задачи лучше получаются у тех, кто и управляет эмоциями, и воспринимает их хуже. Исследование показало, что в момент введения ЕГЭ более успешными были школьники с более высоким эмоциональным интеллектом, но впоследствии таковыми стали выпускники, у которых эмоциональный интеллект ниже.

Литература:

  • Дмитриева Е.С., Гельман В.Я. Динамика изменений взаимосвязи эмоционального интеллекта с результатами ЕГЭ в ходе адаптации школьной системы к его введению // Экспериментальная психология. 2015. Том 8. № 2. С. 139–150. doi:10.17759/exppsy.2015080210

 
Международный кинофестиваль «Кино без барьеров»: как это было видео 29 октября 2018

Международный кинофестиваль «Кино без барьеров»: как это было

Зрительное внимания - Мария Фаликман видео 22 октября 2018

Зрительное внимания - Мария Фаликман

Метафоры и модели внимания в когнитивной психологии - Мария Фаликман видео 15 октября 2018

Метафоры и модели внимания в когнитивной психологии - Мария Фаликман

Модели памяти в когнитивной психологии - Мария Фаликман видео 8 октября 2018

Модели памяти в когнитивной психологии - Мария Фаликман

Все медиа-обзоры  |  RSS

18–25
ноября
Москва
V Фестиваль Нить Ариадны