Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Наш мозг выбирает для запоминания то, что поможет получить вознаграждение

Наш мозг предпочитает сохранять воспоминания о том, как мы получили вознаграждение, и обращается к этим воспоминаниям, когда мы отдыхаем, тем самым делая их сильнее. К такому выводу пришли ученые из университета Калифорнии.

Из множества событий, происходящих с нами, мы запоминаем в деталях лишь немногие. Чтобы не перегружаться слишком детализированной информацией, мозг фильтрует ее и выбирает для запоминания то, что поможет получить вознаграждение в будущем.

Это предположение проверили нейробиологи Чаран Ранганат и Маттиас Грубер. Они провели эксперимент с использованием фМРТ, в котором добровольцам демонстрировали различные объекты и спрашивали, например, весит ли данный объект больше баскетбольного мяча. Добровольцы должны были давать односложные ответы: «да» или «нет». Каждая серия объектов демонстрировалась на каком-то фоне, создающем контекст, и в зависимости от контекста участникам эксперимента говорили, получат они большое или маленькое денежное вознаграждение за правильный ответ. В конце экспериментальной серии каждому участнику говорили, сколько денег он выиграл за все время эксперимента.

На этом первая часть эксперимента заканчивалась, и наступало время отдыха, во время которого, как и при ответах на вопросы участникам делали томограмму. А затем испытуемых ждал неожиданный для них тест, проверяющий, насколько они запомнили объекты, показанные в первой части эксперимента.

Оказалось, что объекты, ассоциирующиеся с более высокой наградой, учасники запомнили гораздо лучше. Более того, они гораздо лучше запомнили фон, связанный с таким объектом.

Что интересно, на томограмме, сделанной в период отдыха после первого этапа эксперимента, ученые увидели тот же паттерн активности, как и в момент, когда испытуемый выполнял задание за высокое вознаграждение. Участники эксперимента явно прокручивали в голове воспоминания о получении высокого вознаграждения, а это помогает закрепить событие в памяти. Участники, которые больше прокручивали воспоминания о вознаграждении, лучше удержали их в памяти, что и продемонстрировали во время теста. Кроме того, у них усилилось взаимодействие между гиппокампом (структурой в мозге, связанной с памятью), и зоной, связанной с процессом вознаграждения (черная субстанция - вентральная тегментальная зона). Это позволяет предположить, что вознаграждение играет роль в стимулировании гиппокампа после обучения. Возможно, формирование связей в гиппокампе связано с выбросом дофамина, нейромедиатора, которые выделяется, когда человек ожидает вознаграждения. При старении или при таких заболеваниях как болезнь Альцгеймера выброс дофамина снижается, и у человека нередко наблюдается ухудшение памяти.

Так помним ли мы то, что нам действительно нужно? Это зависит от того, чем занят наш мозг, пока мы отдыхаем.

Источник: sciencedaily.com


 
Медиа: обзоры
Московский международный салон образования 2019 видео 22 апреля 2019

Московский международный салон образования 2019

Вячеслав Дубынин - Как устроен мозг человека? видео 15 апреля 2019

Вячеслав Дубынин - Как устроен мозг человека?

Гуманитарно-педагогическая академия КФУ им. В. И. Вернадского видео 7 марта 2019

Гуманитарно-педагогическая академия КФУ им. В. И. Вернадского

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Все медиа-обзоры  |  RSS