Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Как изменились детство, взросление и родительство

В современном быстро меняющемся мире стали другими и такие фундаментальные феномены как «детство», «взросление» и «родительство». Профессора МГППУ Наталия Толстых, Катерина Поливанова и Марина Ланцбург в своих статьях сделали обзор основных тенденций в развитии этих феноменов.

Одной из основных причин стремительных изменений детства является глобализация. Она деформирует традиционные национальные устои в целом и практики воспитания и обучения в частности, влияя на детство неоднозначно и разнонаправленно. Так, миграция провоцирует лингвистическое и культурное разнообразие, которое напрямую влияет на школьные и внешкольные практики. Если несколько десятилетий назад детство, как правило, протекало в монокультурной среде, то сегодня разнообразие встречает ребенка буквально сразу после рождения. В частности, с этой мультикультурностью связано явление так называемой мозаичной или гибридной идентичности. Усиливаются различия и в экономической жизни разных регионов.

Но наиболее важным относительно детства трендом являются изменения, связанные с семьей. Изменилось не только фактическое состояние института семьи, но и представление о семье, что может быть даже важнее фактических сдвигов: вне зависимости от реальных наблюдаемых моделей семьи, принимаемые, допустимые формы семейных организаций. Были отодвинуты традиционные возрастные границы рождения первого ребенка. Был выделен новый период возрастного развития человека, следующий за юношеским, названный «emerging adulthood», который можно перевести как «нарождающаяся взрослость», «взросление в развитии», поскольку границы между возрастами начали размываться. Так, половина опрошенных Университетом Кларка американцев в возрасте от 18 до 29 лет не считают себя взрослыми. Эта категория молодых людей получила название «твикстеры» (от английского «twixt» – «между») – люди, находящиеся между детством и взрослостью.

В научном сообществе обсуждается вопрос, поставленный Н. Постманом (N. Postman) в работе «Исчезновение детства». По мнению ученого, конструкт «детство» зиждется на противопоставлении детей и взрослых. То есть, говорить о детстве можно лишь тогда, когда появляется различие между юными и более старшими членами социума. Это различие воспроизводится и удерживается культурными средствами, в том числе и средствами символизации (ребенок выглядит иначе, чем взрослый). Если исчезает различие между детьми и взрослыми, то исчезает и сам конструкт «детство». Постман в качестве ключевого различия между детьми и взрослыми полагает грамотность, распро­странившуюся в связи с появлением книгопечатания. Грамотность способствовала развитию аналитически-рефлексивных способов понимания мира, вытесняя непосредственные. По Постману, детство возникло в связи с появлением грамотности, а сегодня мы вынуждены признать его исчезновение.

Традиционные представления западных ученых о детстве строились на материале европейского и американского общества. Но с усилением глобализации увеличились сравнительные исследования и стал больше учитываться фактор культуры. Так, в восточной культуре представления о семье, отношениях детей и родителей принципиально отличаются от западных. И это накладывает отпечаток на формирование феноменов детства, взросления и родительства.

Отношения к рождению детей тоже претерпело изменения. Кроме того, что сдвинулась возрастная планка рождения детей, наблюдается и такое явление как «чайлдфри» (отказ от рождения детей). Людей, не желающих заводить детей, с точки зрения основных мотиваций бездетности делят на два типа – реджекторы и афексьонады. Первые испытывают отвращение к самому процессу рождения детей и к детям как таковым, вторых привлекают прелести беззаботного бездетного образа жизни – путешествия, артистическая, богемная жизнь, развлечения и т. д. (они не испытывают отвращения к детям, но предпочитают бездетный образ жизни).

Таким образом, можно заключить, что растет число признанных моделей детства, которые невозможно оценивать с позиции нормы. Методологически это означает необходимость расширения взгляда на детство, учет при анализе социальных и культурных контекстов. Родительство же не является сегодня необходимым и важнейшим свидетельством ценности и зрелости личности, как это было в традиционном обществе, а относится к категории выбора.

Литература

Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 7–24. doi:10.17759/cpp.2015230402. URL: http://psyjournals.ru/mpj/2015/n4/tolstykh.shtml (дата обращения: 16.06.2016).

Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5–10. doi:10.17759/jmfp.2016050201. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2016/n2/82357_full.shtml (дата обращения: 16.06.2016).

Ланцбург М.Е. Родительство в современном мире – новые тренды [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 62–66. doi:10.17759/jmfp.2016050208. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2016/n2/82506.shtm (дата обращения: 16.06.2016).


 
Модели памяти в когнитивной психологии - Мария Фаликман видео 8 октября 2018

Модели памяти в когнитивной психологии - Мария Фаликман

Летний интегративный лагерь для детей с синдромом Вильямса видео 1 октября 2018

Летний интегративный лагерь для детей с синдромом Вильямса

Виды и свойства внимания - Мария Фаликман видео 24 сентября 2018

Виды и свойства внимания - Мария Фаликман

Классические исследования организации памяти — Мария Фаликман видео 17 сентября 2018

Классические исследования организации памяти — Мария Фаликман

Все медиа-обзоры  |  RSS

22
сентября
Москва
TEDxSadovoeRing 2018 | Нормальные люди