Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

«Все счастливые семьи похожи друг на друга?». Как влияют на счастье культурные нормы полной семьи

Что влияет на уровень счастья? Ясно, что это материя относительная. Но ведь ощущение-то имеется! Значит, есть что изучать. Один из вопросов – как влияет на «счастливость» наличие детей. Здесь все не так просто. У кого получается, что родители менее довольны жизнью, чем бездетные. А у кого – наоборот. В чем здесь дело – решили разобраться двое ученых из Кельна.

Они воспользовались данными двух массовых опросов жителей европейских стран. Один из них – «Европейский опрос ценностей» (European Values Survey) включает 43 страны и 30 тыс. респондентов.

В результате получилось вот что. Если посмотреть отдельно родителей, воспитывающих своих детей вдвоем (т.н. «полные семьи») и одиночек то часть противоречий снимается. В «полных семьях» уровень ощущения счастья у родителей не ниже, чем у бездетных. Это подтверждает правоту тех, кто не находит «пагубного влияния» родительства на позитивные эмоции.

Но так не везде. Все зависит от наличия культурной нормы, связанной с «полной семьей».

Например, в Швеции только половина респондентов считает, что «детям, чтобы расти счастливо, нужны оба родителя». Нет согласия по данному вопросу – нет и культурной нормы. Поэтому там родители-одиночки даже более счастливы, чем люди, живущие без постоянного партнера и, одновременно, без детей. А вот в Грузии почти все (98%) думают, что ребенку для счастья нужны оба родителя. Здесь это действительно культурная норма. В горной солнечной стране родители одиночки ощущают себя хуже, чем те, кто живут одни и без детей.

Наша страна не сильно отличается. Вместе с Болгарией, Грецией, Кипром, Молдовой, Румынией, Турцией и Украиной мы составляем группу европейских стран, в которых «полная семья» - это то, что обязательно для воспитания ребенка.

Можно было бы объяснить такую особенность тем, что в этих странах хуже развита помощь родителям-одиночкам. Им просто труднее экономически, чем, к примеру, в Скандинавии.   Но нет. Различия не связаны с уровнем дохода домохозяйства в целом («контролируются» на языке статистики). Следовательно, родитель-одиночка в Исландии будет чувствовать себя более «счастливо», чем отец или мать семейства с такими же доходами во Франции, где ярко выражена норма «полной семьи». Именно она приводит к тому, что родители, воспитывающие своих детей самостоятельно, ощущают меньше счастья.

Как мы видим, несоответствие социальной норме действует жестко. Оно по сути «выбивает из-под ног» почву для ощущения счастья. Не правда ли ужасно – как мы зависимы от общества? Но хорошая новость в том, что благодаря ученым мы это знаем (конечно, не только Кельнским психологам, но и многим другим). А кто предупрежден – тот имеет возможность задуматься: откуда берется идея о том, что «мне для счастья не хватает именно этого»?

Полное описание исследования: Olga Stavrova & Detlef Fetchenhauer “Single Parents, Unhappy Parents? Parenthood, Partnership, and the Cultural Normative Context” // Journal of Cross-Cultural Psychology, January, 2015 46: 134-14


 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS