Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

«Глупость и предубеждение». Как связаны интеллект и неприязнь к «чужакам»?

«Все с Запада идет. И воровство это. Как только дали паспорта всем чтобы за границу ездить, так и воровство все оттуда пошло» – доносилось из соседнего купе плацкартного вагона. Я прислушался. Голос продолжал: «А вот у нас какое  детство было. И ничего. Терпели. Не то, что сейчас. У нас в деревне были совсем оборванцы. Так они у нас из избы еду воровали».

Мой мозг чуть не взорвался от противоречия. Очевидно, что детство моей соседки пришлось не на 90-е, когда стал возможен  свободный выезд за границу и, по ее словам, «началось воровство». И тут же следовало воспоминание о маленьких грабителях, явно из более ранней эпохи.  А за ним – целый ворох негативных оценок разных социальных групп.

Так связана ли неприязнь к «чужим» моей соседки по поезду с ее (скажем мягко) затруднениями в логическом анализе действительности? Обратимся к специалистам.

То, что интеллектуальные способности связаны с отношением к другим – это ученые подметили еще давно. На заре исследований  межгрупповой враждебности Теодор Адорно писал, что «более этноцентричные люди в среднем менее интеллектуальны». Однако традиционно связь низких умственных (на языке психологии – когнитивных) способностей и предубежденности объяснялась посредством отсылок к уровню образования. Менее образованные люди в большей степени подвержены предубежденности, а университетское обучение, в свою очередь, снижает установки на неприязнь к «чужакам».

И только в последние 20 лет получены данные о том, что и когнитивные способности, «в чистом виде» связаны с предубежденностью. Например, дети, которые хуже распознают, что при переливании воды из короткого и широкого стакана в узкий и длинный объем воды остается без изменений (задача Ж.Пиаже на сохранение дискретных и непрерывных физических величин; правильное понимание этого феномена является условием рациональной деятельности) хуже относятся к своим товарищам с иным цветом кожи.

Эти результаты стали возможны в связи с тем, что появились методы статистической обработки данных, которые позволяют «отделить» взаимовлияние разных факторов друг на друга. Так, воздействие социально-экономического положения и уровня образования в таких исследованиях «контролируется», т.е. «выводится за рамки».  И если в этом случае обнаруживается связь между предубеждениями и низким интеллектом – дело не в образовании.

Объясню на примере. И человек, окончивший Гарвард (или МГУ) и тот, у кого за плечами только 7 классов, у которых  когнитивные способности ниже, чем у их товарищей, будут более предубеждены. Т.е. дело не только в «Гарварде», но и в общих навыках мышления, не зависящих прямо от образования.

Но остается открытым вопрос. Почему так? Все же между решениями задач на абстрактное мышление и неприязнью, предположим, к мигрантам  –дистанция немаленькая.  

Двое ученых, из славного британского города Кента и канадского штата  Онтарио, специализирующиеся на этом направлении исследований, предлагают нам объяснение.

Низкие познавательные способности связаны с предпочтением более простой картины мира. Таким людям в большей степени требуется, чтобы мир был предсказуем и упорядочен.  Поэтому изменения в социуме (например, приезд иноэтничных  мигрантов) воспринимаются преимущественно как угроза, а не возможность развития нового. Всем известен феномен «полупустого стакана», о котором мы часто забываем, что он еще и «полуполный». Объектом предубежденности чаще всего становятся социальные группы, чем-то отличающиеся от большинства, т.е. «необычные» и «непривычные». Их новизна вызывает вполне понятную тревогу. Чем ниже познавательные способности человека, тем эта тревога будет больше. Во-первых, потому, что у него выражена потребность в  «упорядоченности» окружающего мира, которую нарушают «непохожие». Во-вторых, они более ориентированы на предотвращение социальных проблем, в противовес использованию их как ресурса для развития.

Итак, что-то происходит в обществе. Я вижу это как нечто пугающее, потому, что «непорядок». «Предотвратительская» ориентация (т.н. фокус предотвращения, «prevention focus», – оценка затрат и издержек безотносительно достигнутых результатов) вынуждает меня не воспринимать позитивные стороны ситуации (т.е. ее конструктивные возможности).  Это еще больше усиливает мою тревогу.

Далее, мои недостаточные когнитивные способности и этот самый  «prevention focus» с необходимостью ведут меня к тому, чтобы разделять т.н. «консервативную» систему убеждений – представлений об окружающем мире. С этой точки зрения «иные» обязательно угрожают «традиционным» ценностям и общественному порядку.

«Консервативные» социальные убеждения помогают избегать неопределенность. С ними есть ощущение, что «все под контролем». В свою очередь, если человек воспринимает «других» как обязательно несущих угрозу – это добавляет «полешек» в «топку» предубежденности. Потому, что мир в целом воспринимается как более угрожающий.

Таким  образом, сами по себе низкие умственные способности конечно не являются причиной предубежденности. Они всего лишь задают потребность в предсказуемости окружающего мира. А также и ограничивают наши возможности справиться с тревогой неопределенности. Они способствуют тому, что человек будет более ориентирован на предотвращение ситуации тревоги в противовес поиску ресурсов для развития. Это ведет к восприятию ситуации как более угрожающей. В таком случае высок шанс, что человек будет разделять консервативные социальные убеждения. А они, в свою очередь, способствуют росту ощущения угрозы. Замкнутый круг.

В целом, можно резюмировать эти выводы так. Если, как сказал Грибоедов «горе от ума», то боязнь других – от его отсутствия.  Жестко? Возможно! Видимо все не так просто. К тому же сами авторы пишут, что их исследования ограничены западной выборкой. Меняется ли логика предубеждения в культурах, которые в целом более ориентированы на тревогу в ситуациях неопределенности («избегание неопределенности «по Гирту Хофстеде)? Мы не знаем. Но вопрос в любом случае остается открытым и ждет своих исследователей.

Полное описание исследования:  Kristof  Dhont,  Gordon Hodson  «Does Lower Cognitive Ability Predict Greater Prejudice?» // Current Directions in Psychological Science, 2014, Vol. 23(6) 454–459


 
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории» печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории»

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Все медиа-обзоры  |  RSS