Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Сложные хобби омолаживают мозг

Обучение в пожилом возрасте чему-то новому и сложному улучшает работу мозга. Поэтому пожилым людям часто советуют вести активную жизнь и найти себе какое-нибудь хобби — это помогает защитить умственные способности от угасания. Однако тут годится далеко не всякая активность и не всякое хобби.Картинки по запросу бабушка вяжет

В статье, опубликованной в Restorative Neurology and Neuroscience, группа исследователей из Техасского университета в Далласе пишет, что пожилым для сохранения когнитивных функций лучше заниматься чем-то таким, что требует больших умственных усилий.

В эксперименте участвовали несколько десятков добровольцев от 60 до 90 лет, которые на протяжении четырнадцати недель по пятнадцать часов в неделю отдавали либо цифровой фотографии, либо квилтингу — шитью стёганых лоскутных вещей, либо совместным путешествиям или совместной готовке. Первые два хобби — фотография и квилтинг — были довольно трудны и требовали каких-то усилий для их освоения, путешествия и готовка предполагали активную социальную жизнь, но учиться там ничему особо не было нужно. Наконец, участники из третьей группы эксперимента просто слушали музыку, смотрели классику мирового кинематографа или же развлекались какими-то простыми играми. Все они до и после 14-недельного периода проходили специальные тесты на состояние когнитивных способностей, а мозг их сканировали в магнитно-резонансном томографе; те же тесты и томографию повторяли год спустя.

Как наши читатели могли догадаться, те пожилые люди, которым пришлось заниматься сложными хобби, показали лучшие результаты: в тестах на память после периода «тренировки» они показывали более высокие результаты, а МРТ свидетельствовало о том, что их мозг сохраняет высокую пластичность в тех участках коры, что отвечают за внимание и семантический анализ.

Например, если человек сталкивался с простым утверждением, мозг в соответствующих участках активировался слабо, но если языковое задание было сложным, то повышалась и активность коры. Такая подгонка ресурсов под задачу — обычное дело в молодости, но с возрастом мозг начинает на любую задачу реагировать с одинаковым напряжением (как это, кстати, и происходило у всех добровольцев перед экспериментом). То есть сложные занятия, которые требуют от человека, чтобы он чему-то научился, в какой-то мере сохраняют — или возвращают — мозгу молодость. И просто наслаждаться прекрасным или же просто активно общаться с другими тут будет недостаточно.

Конечно, тут можно указать на недостаточно мощную статистику, всего несколько десятков человек (39, если быть точными). Однако исследований здесь сделано достаточно много, и все они говорят об одном: если мозг остаётся без трудностей, он стареет быстрее. Так что тем, кто не хочет осваивать ничего сложного, потому что, дескать, память уже не та, как раз и следует заняться каким-нибудь сложным делом — память, глядишь, и вернётся.

Источники:

Restorative Neurology and Neuroscience

"ПСИ-ФАКТОР"

 

 

 


 
Медиа: обзоры
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» видео 21 декабря 2018

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

Все медиа-обзоры  |  RSS