Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Синестезия: слышать цвета и видеть запахи?

Синестезией естественного происхождения называется индивидуальная особенность перцептивного реагирования, которая заключается в том, что реакции на соответствующие стимулы, например, прослушивание музыки или восприятие букв, с самого раннего детства сопровождаются непроизвольным, постоянным и неизменным переживанием дополнительного (т.е. неприсущего физическим свойствам стимулов) сенсорного качества, такого как ощущение вкуса, цвета, запаха, ощущения объемности и т.п. При этом стимулы, в ответ на восприятие которых возникает особое синестетическое переживание, характеризуются системной организацией: символические системы(букв, звуков речи, нотных знаков), понятия, имена, названия (например, дней недели, месяцев), упорядоченные человеком явления действительности (музыка, кулинарные блюда), собственные состояния (эмоции, виды боли) и другие группы явлений (сенсорные эталоны или «категорий опыта»). Лиц, восприятие которых отмечено синестетическими реакциями, называют синестетами.

В отечественной психологии синестезия естественного происхождения известна по исследованию, проведенному А.Р. Лурия в 1920–50-х гг. «Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста)» — короткое, но захватывающее психобиографическое повествование о Соломоне Шерешевском, обладателе уникальной памяти и синестете с множественными разновидностями этого явления.

Всего разновидностей синестезии насчитывается более 60. Графемно-цветовая синестезия — наиболее часто изучаемый тип синестезии, который, по результатам демографических исследований, встречается у 1% населения. При графемно-цветовой синестезии стимулами служат буквы (иногда и цифры) в рукописном, начертательном и печатном виде, т.е., в виде графем. Данная разновидность (тип) синестезии проявляется при восприятии или вызове из памяти («промысливании») графического изображения букв (и цифр), а в качестве реакций служит ощущение цвета или нескольких цветов, не связанное с физическими цветовыми свойствами предметов реальности, т.е., не определяемое цветом шрифта самих графем. При графемно-цветовом типе синестезии восприятие стимулов сопровождается непроизвольно и неразрывно включенным в это восприятие ощущением цвета со строгим и постоянным соответствием «буква — цвет».

Большое число вопросов в исследованиях синестезии пока не нашли своего разрешения. Наиболее отчетливо противоречивый психологический статус синестезии естественного происхождения прослеживается в том, какое место среди других психологических явлений современные исследователи отводят данному феномену. В частности, синестезия естественного происхождения может определяться как явление перцептивно избыточного или даже патологического характера, но, с другой стороны, часто относится исследователями к проявлениям творческой активности, предположительно, связанной со способностями, присущими исключительно человеку как виду.

Также нет окончательных выводов по проблеме связи врожденной синестезии (синестезии естественного происхождении) и синестезии, которой обладают все люди без исключения в качестве особого процесса, лежащего в основе познания и творчества. Тем не менее, представления о синестезии используются во многих научных и практических сферах: от лингвистики и эстетического воспитания до дизайна, кинематографа и искусства мультимедиа.

Автор текста: А.В. Сидоров-Дорсо

Литература

 
Медиа: обзоры
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» видео 21 декабря 2018

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

Все медиа-обзоры  |  RSS