Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Подростки онлайн: 5 фактов, которые нужно знать взрослым

Общение подростков с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и связанные с ними изменения в процессе взросления - сегодня не только предмет педагогических дискуссий, но и исследовательский тренд. Об особенностях развития современного поколения сложилось много обывательских мифов. Но для того, чтобы взрослый всегда мог помочь ребенку взрослеть, важно знать факты, которые достоверно известны ученым. О них рассказывает эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Анастасия Кузнецова.

1. Онлайн и офлайн пространства для современного ребенка неразделимы. Они составляют единое целое.

Это аксиома, которую взрослые просто должны принять. Сегодня все еще можно услышать, что дети с головой ушли в виртуальную реальность, их необходимо «спасать», возвращая в мир реального общения. В этой позиции заложено противопоставление реального и виртуального пространств, которое естественно для большинства взрослых, но абсолютно противоестественно для цифрового поколения. Поэтому «оградить, запретить, ограничить, отключить» - методы заведомо неэффективные (а порой даже вредные и опасные), так как они исходят из заблуждения.

2. Присутствие подростка в Сети, большей частью, связано с общением

Даже когда он играет, просматривает видео, слушает музыку, он одновременно с этим общается: отправляет ссылки, делает комментарии и реагирует на них, ставит и получает оценки. По своей природе общение - обмен познавательной, эмоциональной, оценочной информацией. В подростковом возрасте оно развивается особенно интенсивно, приобретает новое содержание и новые формы. В процессе общения сознание подростка достигает новых уровней развития, изменяется организация его внутреннего мира. Следовательно, не запрет на общение, а формирование его культуры с малых лет – лучшая «прививка» от реальных и виртуальных рисков.

3. Общение современных подростков происходит одновременно в нескольких социальных кругах

Разговаривая «вживую», например, с одноклассниками, подростки в то же самое время общаются с друзьями по Сети, приятелями из другого города или летнего лагеря. События с участием одной компании становятся предметом обсуждения с членами другой подростковой группы или нескольких групп сразу. Делая уроки, подросток слушает музыку, отвечает на сообщения, договаривается о встрече, скачивает видео, реагирует на происходящие события, размещает фотографии… Из этих действий создаются круги общения, в которых ребенок занимает определенные позиции. От его непосредственной активности зависит, как будут развиваться события, его собственный статус в тех или иных сообществах.

Пространства общения, с одной стороны, тесно переплетены между собой, с другой – при необходимости взаимозаменяемы: не получилось «быть своим» в одном сообществе - всегда можно «переключиться» на другое. В частности, это делает виртуальное общение для подростка более привлекательным по сравнению с реальным, где для завоевания авторитета, построения дружеских и доверительных отношений нужно приложить много усилий. Создание реальных «мест» и событий, где ребенок может учиться строить отношения и управлять ими – эффективный способ профилактики «ухода» в виртуальную реальность.

4. Смена режимов онлайн/офлайн, переход из одного состояния в другое зависит, в основном, от значимости событий, которые происходят вокруг подростка

Если что-то по-настоящему важное происходит в реальном общении, ребенок легко прерывает виртуальное. И наоборот, как только ему становится скучно в офлайн, он подключается к Сети, где всегда «какая-то движуха». Способность взрослых чувствовать потребности и интересы ребенка, своевременно реагировать на их развитие, позволяет создавать «движуху» в реальной жизни, поддерживая тем самым баланс онлайн/офлайн.

5. Социальные сети делают доступными для контакта миллиарды людей

Их профили пестрят фото и видео фактами красивой жизни и впечатляющих событий, как правило, недоступных подросткам в реальной жизни. В связи с этим у современных подростков резко возрастает потребность в переживании собственной уникальности. Ученые предполагают, что «опасные селфи за лайки» - один из способов удовлетворения этой потребности. Личный контакт с близкими и значимыми людьми, определенность в их отношении к подростку – ресурсы, которые позволяют ребенку сохранять стабильность в неустойчивом и неопределенном мире.

Статья подготовлена на основе обзора научных публикаций Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ


 
Медиа: обзоры
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» видео 21 декабря 2018

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

Все медиа-обзоры  |  RSS