Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Методика оценки показателей формирования нового опыта и решения проблем

Психологи разработали методику оценки формирования нового опыта и решения проблем в ситуации получения баллов или избегания их потери. Результаты исследования были опубликованы в новом выпуске журнала "Экспериментальная психология" на портале PsyJournals.ru.

Многие междисциплинарные исследования в области когнитивной науки основаны на процедурах, моделирующих деятельность субъекта в различных проблемных ситуациях. В процессе исследования психологами была разработана компьютерная программа A-Ware  для оценки результатов опыта. Это многофункциональный исследовательский инструмент, позволяющий проводить оценку показателей поведения человека в проблемной ситуации.

Программа включает два задания, выполнение которых требует от участника понимания принципа их решения. Результаты тестирования программы показывают возможность оценки показателей переноса научения и сравнения показателей выполнения заданий между двумя режимами обратной связи: представления результатов выполнения того или иного задания в виде приобретения или в виде потери очков. Программа позволяет экспериментатору варьировать различные параметры заданий, задавать конфигурации и сценарии эксперимента, а также синхронизировать события эксперимента с регистрирующими устройствами.

Данная методика может быть использована для оценки показателей эксплицитного научения, внимания, пространственной памяти, категоризации, принятия решения в области когнитивной психологии, психофизиологии, а также для диагностики в клинической, педагогической и профессиональной практике.

Результаты экспериментов, полученные в рамках тестирования программы, показывают, что на основе сравнения временных показателей выполнения заданий методика позволяет оценивать эффект переноса научения, а также сравнивать характеристики формирования опыта между ситуациями достижения поощрения и избегания его потери. Варьирование трудности и создание сценариев усложнения заданий создает возможность оценки точности и скорости их выполнения испытуемыми разного возраста, а также динамики этих показателей при усложнении задания.

Авторы: Созинов А.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психофизиологии имени В.Б. Швыркова
Бохан А.И., Социальный педагог, ГБОУ № 1392 имени Д.В. Рябинкина
Александров Ю.И., Член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией психофизиологии имени В.Б. Швыркова

Исследование было проведено на базе Института Психологии РАН.

Цитата: Созинов А.А., Бохан А.И., Александров Ю.И. Методика оценки показателей формирования нового опыта и решения проблем в ситуации приобретения баллов или избегания их потери // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 1. С. 75–91. doi:10.17759/exppsy.2018110105

Читать продолжение: http://psyjournals.ru/exp/2018/n1/Sozinov_Bokhan_Alexandrov.shtml

Журнал "Экспериментальная психология": http://psyjournals.ru/exp/

Источник: http://psyjournals.ru



 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS