Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Вредит ли бедность мозгу?

Профессор психологии  и нейронауки Ахмад Харири вместе с его коллегами из Университета Дьюка описали результаты исследования в статье Molecular Psychiatry на портале https://www.nature.com. Исследование было о том, как плохие условия жизни в детстве блокируют работу генов, отвечающих за антидепрессивный нейромедиатор.

Количество нейромедиаторов, их распределение по нервным сетям, их утилизация и пр. сильно влияют на наше настроение и на нашу способность думать. И если, например, вы впали в депрессию, то причиной тому не обязательно могут быть какие-то действительные неприятности или неразрешимые экзистенциальные противоречия, которые вы внезапно обнаружили в собственном бытии, а неполадки с нейромедиатором в нервных контурах, обслуживающих чувства счастья и удовольствия.

От чего может возникнуть проблемы с нейромедиатором? Очевидно, от того, что гены, кодирующие ферменты, необходимые для его синтеза, стали плохо работать, стали малоактивны. Сами гены могут быть плохими из-за мутаций, которые в них попали – тогда имеет смысл говорить о врождённых психических аномалиях. Но и внешние условия влияют на активность генов, подавляя одни и стимулируя другие.

Один из самых эффективных способов изменить генетическую активность – это метилирование ДНК. Если какой-то фрагмент ДНК оказывается увешан метильными группами (с помощью специальных метилирующих ферментов), то он оказывается как бы запечатан – к нему не могут получить доступ белки, занимающиеся транскрипцией, то есть синтезом РНК, а нет РНК – нет и белка. Иными словами, ген выключается, уровень кодируемого им белка в клетке постепенно падает. Метилирование относится к так называемым эпигенетическим способам регуляции генетической активности, и удерживаются эпигенетические модификации на генах очень долго, едва ли не всю жизнь (а иногда каким-то образом переходят даже в следующее поколение).

Эпигенетическая регуляция весьма чувствительна к внешним стимулам. Допустим, что есть внешний стимул – например, стресс – из-за которого метильные группы запечатывают ген, отвечающий за какой-то нейромедиатор – например, за серотонин, который как раз необходим для хорошего настроения и защиты от депрессии. Исследователи решили сосредоточиться на гене SLC6A4, кодирующем белок, чья задача – возвращать серотонин в тот нейрон, который передавал сигнал. Белок SLC6A4 таким образом влияет на передачу импульса в синапсе, и уже давно известно, что поломки в его гене связаны с развитием депрессии, и многие антидепрессанты созданы как раз для того, что компенсировать плохую работу этого белка-транспортера.

Суть же в том, что некоторые из детей росли в бедности, а некоторые – в достатке. Их всех наблюдали довольно долго, в течение трёх лет, регулярно проверяя серотониновый ген SLC6A4 на метильный статус, а мозг – на реакцию на стресс. Оказалось, что на протяжении всех трёх лет SLC6A4 у тех, кто рос в бедности, был сильнее покрыт запечатывающими эпигенетическими метками, и их мозг сильнее реагировал на психологический стресс. Проблемы с серотонином из-за малой активности SLC6A4 и чувствительность к стрессу легко могут привести депрессии, и позже её симптомы у таких детей действительно появлялись.

Материальный достаток тоже способствовал развитию мозга, однако здесь закономерность была сложнее. Отличия между детьми из очень бедных семей и детьми из чуть менее бедных семей были велики, но потом прирост коры уменьшался, и с некоторого уровня доходов разница в экономическом положении на её рост почти не влияла. По словам авторов работы, такие отличия сказывались на результатах по крайней мере одного из когнитивных тестов, и самыми чувствительными здесь оказывались память и способность организовывать собственное поведение. Что же до этногенетических факторов, то тут никакой зависимости обнаружить не удалось – принадлежность к той или иной расе не сказывалась на взаимосвязи между развитием мозга и социоэкономическим положением.

Общий вывод, который здесь можно сделать, выглядит так: с нейробиологической точки зрения бедность – это не пожизненное клеймо, унаследованное от предков, с которым ничего нельзя сделать и с которым остаётся только надеяться на какую-то удачную мутацию. Но при том бедность может испортить жизнь не только в смысле материального благополучия, но и в буквальном смысле изменяя мозг, а значит, и психику. Иными словами, чтобы получить здоровое общество, нужно заботиться не о том, чтобы не было богатых, а о том, чтобы не было бедных. 

Читать продолжение: https://m.nkj.ru/news/28849/

Читать в оригинале: https://www.nature.com/articles/mp201682

Источник: https://m.nkj.ru

 


 
Медиа: обзоры
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» видео 21 декабря 2018

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

Все медиа-обзоры  |  RSS