Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Вредит ли бедность мозгу?

Профессор психологии  и нейронауки Ахмад Харири вместе с его коллегами из Университета Дьюка описали результаты исследования в статье Molecular Psychiatry на портале https://www.nature.com. Исследование было о том, как плохие условия жизни в детстве блокируют работу генов, отвечающих за антидепрессивный нейромедиатор.

Количество нейромедиаторов, их распределение по нервным сетям, их утилизация и пр. сильно влияют на наше настроение и на нашу способность думать. И если, например, вы впали в депрессию, то причиной тому не обязательно могут быть какие-то действительные неприятности или неразрешимые экзистенциальные противоречия, которые вы внезапно обнаружили в собственном бытии, а неполадки с нейромедиатором в нервных контурах, обслуживающих чувства счастья и удовольствия.

От чего может возникнуть проблемы с нейромедиатором? Очевидно, от того, что гены, кодирующие ферменты, необходимые для его синтеза, стали плохо работать, стали малоактивны. Сами гены могут быть плохими из-за мутаций, которые в них попали – тогда имеет смысл говорить о врождённых психических аномалиях. Но и внешние условия влияют на активность генов, подавляя одни и стимулируя другие.

Один из самых эффективных способов изменить генетическую активность – это метилирование ДНК. Если какой-то фрагмент ДНК оказывается увешан метильными группами (с помощью специальных метилирующих ферментов), то он оказывается как бы запечатан – к нему не могут получить доступ белки, занимающиеся транскрипцией, то есть синтезом РНК, а нет РНК – нет и белка. Иными словами, ген выключается, уровень кодируемого им белка в клетке постепенно падает. Метилирование относится к так называемым эпигенетическим способам регуляции генетической активности, и удерживаются эпигенетические модификации на генах очень долго, едва ли не всю жизнь (а иногда каким-то образом переходят даже в следующее поколение).

Эпигенетическая регуляция весьма чувствительна к внешним стимулам. Допустим, что есть внешний стимул – например, стресс – из-за которого метильные группы запечатывают ген, отвечающий за какой-то нейромедиатор – например, за серотонин, который как раз необходим для хорошего настроения и защиты от депрессии. Исследователи решили сосредоточиться на гене SLC6A4, кодирующем белок, чья задача – возвращать серотонин в тот нейрон, который передавал сигнал. Белок SLC6A4 таким образом влияет на передачу импульса в синапсе, и уже давно известно, что поломки в его гене связаны с развитием депрессии, и многие антидепрессанты созданы как раз для того, что компенсировать плохую работу этого белка-транспортера.

Суть же в том, что некоторые из детей росли в бедности, а некоторые – в достатке. Их всех наблюдали довольно долго, в течение трёх лет, регулярно проверяя серотониновый ген SLC6A4 на метильный статус, а мозг – на реакцию на стресс. Оказалось, что на протяжении всех трёх лет SLC6A4 у тех, кто рос в бедности, был сильнее покрыт запечатывающими эпигенетическими метками, и их мозг сильнее реагировал на психологический стресс. Проблемы с серотонином из-за малой активности SLC6A4 и чувствительность к стрессу легко могут привести депрессии, и позже её симптомы у таких детей действительно появлялись.

Материальный достаток тоже способствовал развитию мозга, однако здесь закономерность была сложнее. Отличия между детьми из очень бедных семей и детьми из чуть менее бедных семей были велики, но потом прирост коры уменьшался, и с некоторого уровня доходов разница в экономическом положении на её рост почти не влияла. По словам авторов работы, такие отличия сказывались на результатах по крайней мере одного из когнитивных тестов, и самыми чувствительными здесь оказывались память и способность организовывать собственное поведение. Что же до этногенетических факторов, то тут никакой зависимости обнаружить не удалось – принадлежность к той или иной расе не сказывалась на взаимосвязи между развитием мозга и социоэкономическим положением.

Общий вывод, который здесь можно сделать, выглядит так: с нейробиологической точки зрения бедность – это не пожизненное клеймо, унаследованное от предков, с которым ничего нельзя сделать и с которым остаётся только надеяться на какую-то удачную мутацию. Но при том бедность может испортить жизнь не только в смысле материального благополучия, но и в буквальном смысле изменяя мозг, а значит, и психику. Иными словами, чтобы получить здоровое общество, нужно заботиться не о том, чтобы не было богатых, а о том, чтобы не было бедных. 

Читать продолжение: https://m.nkj.ru/news/28849/

Читать в оригинале: https://www.nature.com/articles/mp201682

Источник: https://m.nkj.ru

 


 
Модели памяти в когнитивной психологии - Мария Фаликман видео 8 октября 2018

Модели памяти в когнитивной психологии - Мария Фаликман

Летний интегративный лагерь для детей с синдромом Вильямса видео 1 октября 2018

Летний интегративный лагерь для детей с синдромом Вильямса

Виды и свойства внимания - Мария Фаликман видео 24 сентября 2018

Виды и свойства внимания - Мария Фаликман

Классические исследования организации памяти — Мария Фаликман видео 17 сентября 2018

Классические исследования организации памяти — Мария Фаликман

Все медиа-обзоры  |  RSS

22
сентября
Москва
TEDxSadovoeRing 2018 | Нормальные люди