Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Стоит ли слушать музыку при выполнении интеллектуальной работы?

Исследователи Британского психологического общества выявили, может ли музыка помочь продуктивному выполнению той или иной работы. 

Эксперимент состоял в следующем: 142 учащихся старших курсов (75 % из них девушки) выполняли две умственные задачи – более простая задача заключалась в том, чтобы найти и вычеркнуть все буквы по образцу. а более сложная – в изучении списков пар слов, с последующем заданием воспроизведения пары при предъявлении одного из слов.

Каждое задание было выполнено во время прослушивания А) одной из двух версий инструментальной «функциональной» (для профессионального использования в общественных помещениях) музыки (написанной для исследования) или Б) без музыки. Одна версия музыки была более сложной –с дополнительными партиями для баса и ударных (обе версии доступны через Open Science Framework ). Кроме того, в зависимости от конкретных экспериментальных условий, музыка была либо тихой, либо громкой (62 или 78 децибел). Участники также были протестированы по методике «Шкала предрасположенности к скуке», чтобы установить предрасположенность респондентов к внешнему стимулированию.

Изучалась взаимосвязь между заданием, музыкой и предпочтением дополнительной стимуляции. Выполняя более простое задание, участники, не склонные к скуке, чувствовали себя лучше, слушая сложную музыку, а участники склонные к скуке выполняли задания лучше без музыки или при прослушивании простой музыки. К тому же, несклонные к скуке лучше справлялись с заданием при прослушивании тихой и сложной музыкой, а склонные к скуке – лучше с более громкой сложной музыкой.

Исследователи объясняют это тем, что для тех, кто не склонен к скуке  и потребности во внешней стимуляции спокойная более сложная музыка способствует отвлечению от простого задания, тем самым повышая продуктивность его выполнения. В отличие от них, тех, кто склонен к скуке и кому нужна дополнительная стимуляция, более сложная фоновая музыка отвлекала от выполнения задания и их результаты были лучше при работе в тишине.

Как заявляют исследователи: «Мы предлагаем доказательства против общепринятого убеждения, что отвлекающие факторы, такие как музыка, всегда мешают выполнению задач». И добавляют: «Наши выводы свидетельствуют о том, что взаимосвязь между музыкой и исполнением задач не является универсальной для всех. Другими словами, музыка, похоже, не ухудшает и не приносит пользу одинаково для всех».

Тем не менее, похвально, что текущее исследование попыталось рассмотреть, как различные факторы взаимодействуют при объяснении влияния музыки на умственную деятельность. Гонсалес и Джон Айелло пришли к выводу: «Мы надеемся, что наши исследования послужат отправной точкой для более систематического изучения музыки».

Читать в оригинале: https://digest.bps.org.uk/2019/02/15/should-you-listen-to-music-while-doing-intellectual-work-it-depends-on-the-music-the-task-and-your-personality/

Источник: https://psycnet.apa.org/record/2019-03876-001


 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS