Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Путь друг к другу

Ни для кого не секрет, что часто мы можем услышать в кулуарах педагогических институтов, две точки зрения. Будущие великие педагоги негодуют по поводу изучения возрастной психологии, педагогической психологии и общей психологии. Они рассуждают примерно следующим образом: мы изучаем великую науку педагогику, в которой содержатся все тайны развития, обучения и воспитания ребенка. А психология для нас непонятна – она не занимается психическими нарушениями, только может их «заподозрить», она что – то развивает, но это «что – то» развивается и само в процессе созревания и взросления. Именно поэтому мы можем прекрасно заниматься своим делом без посторонней помощи.

Студенты психологических факультетов принимают противоположную позицию. Зная все психологические особенности развития, психофизиологические отличия, способности и сенситивные периоды можно воспитывать, и смело обучать любым дисциплинам любого ребенка. Для этого действительно необходимо обнаружить патологии в развитии, разработать программу сопровождения и, учитывая все рекомендации, смело браться за создание будущего гражданина. Именно поэтому у педагогов бывает много «трудных» детей и главным их способом помощи такому ребенку является «перевод в другую школу, на дом, куда – нибудь».

Таким образом, своеобразная любовь педагогов к психологам и психологов к педагогам зарождается еще на ранних стадиях развития специалистов. А, как известно, первое впечатление самое сильное, долго действующее и, как правило, неверное.

Именно поэтому в большинстве школ непонимание между педагогами и психологами продолжается. Об этом свидетельствует наличие статей и исследований в психологии.

Не стану перечислять все составляющие этого непонимания, освещу только самые главные.

Прежде всего, это неправильная позиция обеих сторон. Учитель в школе - главное звено, психолог приставлен помогать учителю, если у того возникнут трудности. Трудности чаще всего возникают с непослушными, вредными и глупыми детьми, которые все свои обиды имеют возможность высказать психологу. Эти обиды содержат анализ деятельности учителя, способы воздействия на «мешающего всему классу ребенка», и часто эмоциональные реакции ученика с освещением судьбы учителя, «если бы я был большой». И первой реакцией психолога может стать потребность показать педагогу его незнание особенностей индивидуальности каждого воспитанника, основ конфликтологии и отсутствие гуманности. И поверьте мне, что в следующий раз ни один учитель «добровольно» не пойдет за помощью к психологу, будет бояться приглашать его на свои уроки и обсуждать проблемы ребят. А психолог во всех срывах, истериках и депрессиях детей будет винить определенного учителя. Мы часто забываем, что в школе главное звено  - это и есть ученик. Следовательно, психолог и учитель должны действовать совместно.

Следующая составляющая – это образ самого психолога и его деятельности. Наша профессия сейчас является достаточно популярной и распространенной. Психологи работают и на предприятиях, и в фирмах, и во всех учебных заведениях. Редко популярная  телепередача забывает пригласить к себе психолога, причем не важно

какая это проблема – психологическая, материальная, техническая или проблемы нет вообще, а есть желание поговорить. Теперь все журналы, газеты и рекламы содержат советы психологов, психологические тесты и обещания, что все будет хорошо. Вот из всего этого и складывается образ современного «доктора души».

Проработав шесть лет в школе, общаясь с другими педагогами – психологами попробую нарисовать наш портрет. Психолог – суперспециалист по решению всех проблем, он «сканирует» всех людей с первого взгляда, точно определяет прошлое, настоящее, будущее и, главное все секреты обратившегося. Деятельность психолога похожа на действие бороды старика Хоттабыча. То есть, из непослушного, с помощью диагностики и предоставления результатов всему педколлективу,  ребенка делает послушного, из неопрятного – умеющего следить за своим внешним видом, из молчаливого – общительного, с хорошим чувством юмора и все это в кратчайшие сроки. Но если какой – нибудь учитель не понравился психологу, то последний с помощью манипулирования, внушения и различных терапий внушит администрации способы воздействия на неудачливого педагога. Хочу поделиться самыми интересными запросами к специалистам: «посмотреть Васю», «заставить детей ходить в библиотеку», «докажите ему, что мы его друзья», «он считает себя уверенным, но я знаю, он ошибается, объясните ему, что его надо сделать уверенным», «измените ее родителей».

И я ни в коем случае не хочу обвинить в неграмотности учителей. Абсолютно уверена, что это проблема обеих сторон и решать ее надо совместно.

Можно отметить еще несколько причин данной проблемы: это и большое количество учащихся на одного психолога, и отсутствие помощи со стороны родителей, часто бедная методическая база и др. Но из всех перечисленных успешность решения напрямую зависит от самого психолога именно вторая. Один из психологических постулатов гласит, что если хочешь что – нибудь изменить, начни с себя!

И чтобы не быть голословным, так как все  вышеизложенное является  моим субъективным чувствованием проблемы общения педагога и психолога, хочу представить результаты работы по исследованию образа психолога и его изменению и преобразованию.

Всю свою работу я разбила на этапы:

  1. первичная диагностика, с целью определения уровня психологического просвещения учителей и созданию образа психолога на тот момент (начало 2001 –2002 учебного года).
  2. планирование и осуществление мероприятий по преобразованию и развитию образа школьного психолога (2001 – 2002, 2002 – 2003 учебные года).
  3. итоговая диагностика, сравнение результатов, выводы (начало 2003– 2004).
  4. планирование дальнейшего сотрудничества (2003 – 2004уч. год) .

Данная работа осуществляется с 2001 – 2002 учебного года, администрации школ полностью содействовали этому.

Краткое описание этапов и их результатов.

1 этап.

Здесь необходимо отметить, что создавался образ не определенного психолога данной школы, а собирательный портрет современного специалиста.

Объективная  статистика на 2001 – 2002 учебный год. Количество запросов педагогов к школьным психологам по проблемам учеников равнялось  23.

Проводилось анкетирование учителей, с целью выявления знаний о необходимости или бесполезности психологии в школе. Результаты показали, что знания необходимы, но использовать их могут сами педагоги для успешного решения учебных проблем.

Для создания образа психолога использовалась методика «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда. Наибольшее количество баллов набрали такие характеристики,  как «занятой, контролирующий, всезнающий, сильный, разговорчивый, суетливый, упрямый».

Для исследования представлений педагогов об особенностях межличностных отношений психолога использовалась методика «Диагностика межличностных отношений» Т.Лири.

При обработке результатов можно было определить мнение учителей о том, какие типы отношения к окружающим выбирает школьный психолог (авторитарный, эгоистический, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический). Высокие показатели получились по типам Авторитарный и Подозрительный, низкие – Подчиняемый и Зависимый.

Для исследования представлений о деятельности школьного психолога проводились беседы. Вопросы следующего характера: с какими проблемами можно обращаться к психологу, какие основные виды деятельности психолога вы знаете, как вы представляете себе изменения в поведении ребенка и в какой срок они должны происходить. Педагоги выделили группы проблем: поведение, непослушание, хамство, споры, прогулы, драки, истерики, нарушение отношений. Из интересных - «для профилактики», «пусть психолог попробует научить считать», «устроит в клинику», «напугать».

Виды деятельности имели совершенно другие названия, чем в психологическом мире. «Играет, что-то проверяет, делает тесты, раскладывает картинки, разговаривают, учат правильно говорить». Были, конечно, и такие ответы «диагностирует, развивает, проводит коррекцию нарушений, консультирует», но их было в меньшинстве. Делайте выводы…

Таким образом, учителя представляют себе специалиста, который никому не подчиняется, много говорит, чаще в целях воздействия, часто занят делами, особенностей которых никто не знает. И все это представление складывалось из одного контакта с психологом на каждого учителя за один учебный год. Чаще запросы представляли собой перенесение ответственности в решении трудной проблемы.

2 этап.

Методом мозгового штурма, используя психологические знания, участники эксперимента (3 школьных психолога) составили план мероприятий по взаимодействию психологов и учителей. В него вошли семинары и тренинги для педагогов. Они существовали и раньше, но их темами были только особенности учеников разного возраста, особенности заболевания, способы работы с дисциплиной, учебной мотивацией и стили преподавания. Новые темы кардинально отличались. Задачей таких занятий являлось развитие мотивации получения психологических знаний для себя, а дальнейшем применение их в жизни. Темы «Стресс в жизни человека, способы преодоления», «Роль эмоций», «Как не сгореть на работе», «Познаем себя» привлекли большее внимание и активность участников заметно возрастала. Статистика: первый семинар количество слушателей 6 человек, пятый семинар – 15. О возросшем интересе говорит тот факт, что у педагогов появились собственные запросы на тренинги и семинары, чего не было ранее.

Следующее нововведение – это малый Школьный психолого -  медико – педагогический консилиум, который стал официальным в 2003 – 2004 учебном году. Основной целью мШПМПК стало совместное обсуждение «трудных» учеников, поиск причин (и психологических, и педагогических, и семейных) такого поведения и разработка программы сопровождения учащегося всеми участниками учебно – воспитательного процесса. В рамках программы сопровождения четко распределялись задачи, способы и возможные результаты, сроки осуществления и методы диагностики изменений, самое главное, ответственные за это. Таким образом, психолог освещал свои возможности, а педагог брал на себя ответственность за проблемного ученика.

Интересно, что в 2004 – 2005 учебном году мШПМПК было проведено в 3 раза больше, чем в самом начале. Результатами данной совместной деятельности стали тетради связи, графики индивидуальных изменений, совместные «Круглые столы», активное привлечение родителей к сотрудничеству. И запрос учителя «измените поведение ребенка» стал звучать так,  «как мне изменить свое поведение, чтобы ребенок…». Творческие и нестандартные решения для взаимодействия с учеником, которые первоначально воспринимались с иронической улыбкой, стали находить свое применение. Например, гиперактивный ребенок после урока, на котором он из последних сил старался быть спокойным и сосредоточенным, на перемене выплескивал всю свою не освобожденную энергию на одноклассников, парты, двери и другие живые и неживые предметы, чем очень «расстраивал» учителей. Надо отметить, что индивидуальные коррекционные занятия с учеником с гипреактивностью проводились регулярно. В результате проведения мШПМПК, на котором были обсуждены теоретические вопросы гиперактивности, и предложением психолога было активно занимать ребенка на перемене – поливать цветы, физические упражнения – соревнования, забивать гвоздики в специально приготовленную доску, борьба на руках под наблюдение педагога – все это вызвало негодование учителей. Их предложением было авторитарно усадить ребенка «подумать о своем поведении», то есть продолжать копить энергию, которую в связи с заболеванием необходимо выплескивать в приемлемых формах. И таких примеров много.

Но все же находились педагоги – экспериментаторы, которые пробовали следовать рекомендациям психолога, и сами отмечали изменения в поведении ребенка.

На сегодняшний момент мШПМПК является тем мероприятием, на котором все участники могут делиться своими предположениями, сомнениями и рекомендациями для улучшения процесса образования. Основной задачей психологов было донесение до учителей, что ребенок будет менять или корректировать свое поведение, эмоции и отношения только в измененных условиях, а изменение условий под силу именно педагогическому коллективу.

Последним экспериментом было ведение тетради личностного роста всеми педагогами и специалистами на ребенка с серьезными поведенческими нарушениями и склонностью к девиантному поведению. Были разработаны шкалы роста, списки нарушений и хороших поступков. Совместно с учеником и родителями разработаны санкции за превышающий уровень нарушений. Учителя старались создавать необходимые условия (ребенок требовал к себе элементарного внимания и понимания), и регулярно вести записи.  Первый этап совместной работы закончился тем, что ученик набрал большое количество штрафных баллов и получил самую серьезную санкцию – обучение в течение одной четверти на домашнем обучении. Наказание было исполнено. Вторую половину эксперимента у ученика не было серьезных нарушений, появились близкие отношения с педагогами, вырос уровень знаний (по итоговым отметкам).  

Второстепенными методами стали открытые уроки по психологии, коррекционно – развивающие занятия с участием учителей – своеобразная самореклама. В сегодняшнем мире самая необходимая продукция может пропасть без яркой рекламы.

Для увеличения количества консультаций было выделено определенное время для учителей, график строился по их запросу. Так же психологи сами стали один раз в неделю выходить к учителям для обсуждения проблем детей.

Статистические данные, которые говорят о реализации сотрудничества между педагогами и психологами, следующие – 2004 –2005 учебный год консультаций с учителями  72. необходимо отметить,  произошли качественные изменения в запросах. Педагоги сообщают об изменениях в поведении ребенка, называют предполагаемые причины и свои способы решения проблемы. Большинство активно стараются выполнять рекомендации психолога и регулярно встречаются для обсуждения результатов работы. Пришло время для третьего этапа.

3 этап.

Проводилось повторное анкетирование учителей, с целью выявления изменений в позиции отношения к психологическим знаниям. Результаты говорят о многом. Психологические знания необходимы в процессе воспитания и обучения, а самое главное, в процессе общения с учеником. Психолог может выступать как организатор таких знаний.

Для изучения изменения образа психолога повторяли методику «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда. Характеристики качественно изменились, на первых позиция появились такие, как   «Ответственный, решительный, справедливый, дружелюбный». На первоначальных  позициях остались определения «занятой, разговорчивый, упрямый».

Методика  «Диагностика межличностных отношений» Т.Лири проводилась вторично для исследования представлений педагогов об особенностях межличностных отношений психолога с коллективом. Основной задачей сравнение изменившихся характеристик.

Высокие показатели получились по типам Дружелюбный, значительно снизились баллы по типам Авторитарный и Подчиняемый. По первичным оценкам можно сделать выводы, что изменения в видении образа школьного психолога действительно произошли. Педагоги охарактеризовали психологов как людей общительных, ориентированных на признание, стремящихся к целям микрогруппы, эмоционально лабильны. Также психологи уверенны в себе, упорные и настойчивые, склонны к сотрудничеству.

Чтобы определить, появилась ли определенности в вопросе особенностей деятельности психолога у учителей, также проводилась беседа.

Вопросы не изменялись: с какими проблемами можно обращаться к психологу, какие основные виды деятельности психолога вы знаете, как вы представляете себе изменения в поведении ребенка и в какой срок они должны происходить. Для меня было приятным удивлением, что появились самостоятельно сформированные психологические запросы. Например, стрессовое состояние в результате развода, неправильный стиль воспитания, особенности эмоциональной сферы.

За последний год не было ни одного запроса «в коридоре», или «на улице».

Благодаря открытым урокам, занятиям, познавательным лекциям педагоги смогли разобраться в специфике психологической деятельности. Это работа с памятью, мышлением, вниманием и воображением, коррекция нарушений общения и взаимодействия с окружающими. Развитие навыков уверенности, самопознание и открытие в себе личностных особенностей.

Большинство опрашиваемых четко определили такие виды работы как диагностика, коррекция, консультирование, просвещение.

Это все - положительные изменения в официальных отношениях между коллегами.

Но еще важным показателем являются изменения в неформальных, личных взаимоотношениях. Не могу не отметить их. Учителя стали заглядывать в кабинет психолога, чтобы  поговорить о собственных проблемах, поинтересоваться нашим настроением и рассказывать о своих страхах и переживаниях. И нередкой стала фраза «И даже мне стало легче», скажет и заулыбается учитель, придя на консультацию по проблеме ученика,  откроит  немного своей личной проблемы.

Очень много работ посвящено теме организация психологической службы в школе. Ставятся серьезные цели и задачи, предлагаются обязательные формы организации такой службы, списки необходимых документов, права и обязанности педагога – психолога. Но иногда, даже выполнив все рекомендации, не получается создать такую психологическую службу, в рамках которой все работники образования будут не конкурировать, конфликтовать или не замечать друг друга, а совместно создавать благоприятные условия для процесса воспитания и обучения, так же для оптимальных условий работы.

Мое любительское, в некотором роде, исследование является руководством по установлению тесных формальных, а как следствие неформальных отношений в сложном, во всех планах, коллективе педагогов. 


 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017