Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Обучение журналистов, пишущих по проблемам семьи и детства

На примере спецкурса "Социальные проекты и СМИ" в МГОПУ им.Шолохова

Проблема обучения журналистов профессиональному освещению проблем , связанных с семьей и детством, назрела уже давно. В профессиональном сообществе специалистов по семейному устройству детей эта тема поднимается и обсуждается регулярно. Так, например, 1 декабря 2008 г. в зале коллегий Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям прошел круглый стол «Приемные семьи: поддержка общества, поддержка СМИ». Его провела АНО «Студио-Диалог» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Цель круглого стола - привлечение внимания журналистов центральных и московских СМИ к теме общественной поддержки приемных семей. На этом мероприятии, как и на других тематических мероприятиях по проблемам семьи и детства, рефреном звучали слова о необходимости грамотного и регулярного освещения данных проблем. Именно СМИ должно транслировать идеи гуманизации общества, его ответственности за происходящие изменения в социальной сфере. Именно СМИ формирует сегодня критерии морально-нравственного выбора, который стоит сегодня перед каждым. Поэтому  журналистов важно обучать еще на студенческой скамье особенностям социальной журналистики, давать основы специализированных знаний по главным принципам строения семьи и общества, психологии человеческих отношений, реализации государственной социальной политики, вопросам защиты семьи и детства, роли человеческого капитала в развитии общественного сознания.

На 4 курсе факультета журналистики  Московского государственного открытого педагогического  университета  им. Шолохова мною был создан и апробирован новый спецкурс «Социальные проекты и СМИ», целью которого было введение студентов в проблемное поле, существующее в теме освещения вопросов семьи и детства, а также дать возможность им самим поучаствовать в создании социальных проектов  и организации общественных кампаний по выбранной проблематике. По итогам курса студенты должны были подготовить статью об организации, успешно решающей определенную социальную проблему.

В рамках спецкурса были проработаны следующие темы:

  • Семья и демография. Роль семьи в биографии человека.
  • Семья в индустриальном и постиндустриальном обществе. Демографический кризис
  • Дети и подростки: этапы и предпосылки социализации
  • Государственная социальная политика: курс на поддержку семьи и детства. Функции социальной защиты населения
  • Творческое освещение семейной проблематики.
  • Семья и социум: историческая метаморфоза
  • Личность в семье: роли, влияния, значения
  • Содержание и формы работы с семьей. Государственные и негосударственные структуры, работающие с семьей
  • Этика и психология работы журналиста, освещающего семейную проблематику
  • Возможности СМИ и PR технологий в социальной защите детства и семьи

В лекциях и семинарах участвовали приглашенные специалисты, демонстрировались учебно-методические материалы по социальной проблематике и семейному устройству.На протяжении всего курса велся мониторинг степени вовлеченности студентов в проблему, во время семинарских занятий давался масштабный обзор существующих моделей решения социальных проблем и по итогам групповой работы создавались студенческие презентации по созданию социальных проектов, А по итогам курса состоялась студенческая конференция «Семья в будущем». Предложенные на конференции темы выявили  проблемы, которые волнуют будущих журналистов:

Темы конференции «Семья в будущем»

  • Воспитание толерантности и терпимости в семье
  • Церковный брак
  • Влияние национальности и религии на заключение брака. Межнациональные и межконфессиональные браки
  • Количество детей в семье будущего
  • Проблемы многодетных и бездетных семей
  • Будут ли в будущем заключаться браки? Их возрастной ценз, мотивы вступления в брак. Качества , которые будут привлекать будущих супругов.
  • Выживет ли сельская семья?
  • Родительский алкоголизм
  • Проблема растущей зависимости детей от компьютерных и видеоигр
  • Проблемы однополых и свингерских семей
  • Несовершеннолетние матери-одиночки,
  • Семьи военнослужащих
  • Усыновление детей в бесплодных семьях
  • Влияние урбанизации на семью (работа, воспитание детей итд)
  • Половое воспитание молодежи

Выводы:

Социальная проблематика является одной из самых обсуждаемых, но самых плохоизученных областей в журналистике.

Владение терминологией и знание базовых факторов оказывающих влияние на семью, необходимо для работы над дeтской и сeмейной проблематикой. Необходим комплексный междисциплирнарный подход к проблеме.

Участие специалистов разного профиля в обучающем процессе помогает глубоко проработать выбранную тему, мотивирует студентов на собственное исследование проблемы

Спецкурс « Социальные проекты и СМИ» может стать основой для создания студенческого сообщества журналистов, работающих с проблемами семьи и детства.

Студенты предпоследнего года обучения на этапе предварительного мониторинга показали низкую степень осведомленности и вовлеченности в тему, но, по итогам курса большинство студентов проявили заинтересованность к изучаемому предмету, выбрали и проработали интересные темы, которые я хотела бы предложить для ознакомления на портале. Лучшие работы будут опубликованы на страницах журналов «Беспризорник», «Многодетная семья», «Приемная семья».


 
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории» печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории»

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Все медиа-обзоры  |  RSS