Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Взгляд психолога на эффективность телевизионных форм просвещения родителей

При участии Павлины Ракицкой, редактора Белтелерадиокомпании 

За последние несколько лет белорусские телеканалы («Первый национальный канал», семейный телеканал «Лад», СТВ, Беларусь ТВ, ОНТ) увеличили число программ, посвященных психологии развития, вопросам детско-родительских отношений. Такая тенденция сама по себе положительна и соответствует спросу. Ведь большая (даже бóльшая) часть родителей предпочитает получать необходимую информацию по вопросам развития, обучения и воспитания своих детей не в личном контакте с психологом, а опосредовано – через средства массовой информации.

Но, по моему субъективному мнению, увеличение количества привело к снижению качества, и телевизионная «психология для родителей» теряет свою глубину.

Несколько лет назад психологи (автор эссе в том числе) часто становились участниками программ в жанре беседы или интервью. Журналист и психолог вели в студии диалог по определенной проблеме возрастной психологии (примером может являться программа «Дела семейные» телеканал «Лад»). Психолог, как правило, выступал в качестве эксперта – специалиста, обладающего необходимыми знаниями, опытом, чтобы объяснить те или иные психологические феномены, проанализировать ситуацию или событие в системе «родитель-ребенок», спрогнозировать последствия каких-либо воспитательных воздействий и т.п. Хронометраж программы (30-50 мин.) позволял рассматривать обсуждаемую проблему всесторонне. Родитель получал теорию, но теорию, на основании которой можно выстраивать родительскую практику.

К сожалению, содержательность, характерная для программ 3-4хлетней давности, постепенно уходит из белорусского эфира. Это могло быть обусловлено тем, что программам в жанре беседы или интервью не хватало динамики, отсутствовал дополнительный видеоряд, оживляющий беседу, разговор в студии становился иногда чрезмерно академичным… Каковы бы ни были причины, факт остается фактом – программу-беседу как форму психологического просвещения родителей потеснили сначала ток-шоу, а затем сюжеты.

В настоящее время короткие видеосюжеты, пожалуй, самая популярная форма, которую белорусские тележурналисты предлагают родительской аудитории. Распространены такие, где по заявленной теме/проблеме озвучиваются мнения и рекомендации разных специалистов, в том числе психолога. Журналист как фигура в сюжете отсутствует (работает за кадром, организует съемку, озвучивает). Психологу отводится в кадре роль советчика. Т.е. психологическое просвещение сводится к рекомендациям побудительного характера: «Делай так».

По мере того, как поступали предложения участвовать в подобных сюжетах, нарастала моя внутренняя неудовлетворенность, и возникал один и тот же вопрос: что дает родителям просвещение в виде прямых советов или сжатых комментариев? Постаравшись, можно найти позитивные ответы, но искренними для меня будут следующие:

a)    Отрывочные, бессистемные знания. Родитель не продвигается в понимании трудностей своего ребенка, их природы, не становится более компетентным, а сосредотачивается на одном возможном способе разрешения одной конкретной проблемы.

b)    Укрепление ложных представлений о сути профессиональной деятельности психолога, его функциях и возможностях.

c)     Повод обесценить профессиональные умения специалистов-психологов. Ведь, как правило, нерефлексивное использование родителями психологической информации, без учета особенностей их жизненной ситуации, не дает ожидаемого результата.

Полагаю, на сегодняшний день одна из задач, которая стоит как перед психологами, так и перед журналистами – поиск адекватных форм телевизионного просвещения родителей, способствующих развитию родительской компетентности. Поиск в сотрудничестве (совместном труде) от этапа замысла телевизионного проекта до его реализации.

Моделью, сформировавшейся в результате творческого взаимодействия профессионалов, могу назвать проект «Мамам на заметку» (автор П.Ракицкая), который  реализуется как рубрика программы «Добрай раніцы, Беларусь!» на Первом национальном телеканале Белтелерадиокомпании. С марта 2007г. более полутора лет рубрика выходила в эфир два-три раза в неделю, и основным её содержанием были вопросы психологии детей от рождения до трёх лет. Также обязательно рассматривались особенности формирования и развития детско-родительских отношений в этот период.

Принимая непосредственное участие в сюжетах, а также являясь постоянным критичным зрителем, могу отметить, что с момента своего рождения, рубрика имела ряд отличительных особенностей, выделяющих её на фоне других.

Во-первых, главные герои сюжетов – дети и их родители. В фокусе внимания – определенная жизненная ситуация.

Во-вторых, на экране жизнь малышей представляется не как череда сменяющих друг друга трудностей и проблем, а как время усвоения различного опыта, время активного экспериментирования, созревания и, цитируя Л.С. Выготского, «врастания в человеческую культуру».

В-третьих, психологи, как участники рубрики оказывали родителям различные виды помощи – информационную, обучающую, консультативную. При этом зрители имели возможность увидеть на экране взаимодействие психолога с ребенком и его мамой или папой.

В-четвертых, значительная часть сюжетов имела продолжение и развитие. Например, авторы возвращались к наиболее актуальным для родителей темам, раскрывали их в новом, отличном от предыдущего, ракурсе. Другой вариант развития сюжета – повторная встреча с героями, анализ произошедших или не произошедших изменений.

И главное. Автору и её коллегам удалось найти корректный и, судя по обратной связи, эффективный способ психологического просвещения родителей.

В завершение добавлю, что от телевизионной формы подачи психологической информации, безусловно, зависит её восприятие. Программы для родителей о детях (по своей социальной значимости) не могут не соответствовать критериям развивающей передачи (Л.В. Матвеева) даже, если их создание требует значительных затрат ресурсов (интеллектуальных, эмоциональных, временных, материальных и прочих). 

P.S. С октября 2008г. тематика рубрики «Мамам на заметку» расширена, увеличено количество эфиров до 6 в неделю.

P.P.S. На момент предоставления материала официальное разрешение «Первого национального канала» Белтелерадиокомпании на демонстрацию сюжетов из архива в рамках конференции не получено. Ознакомиться с содержанием новых сюжетов рубрики «Мамам на заметку» можно в утреннем эфире программы «Добрай раніцы, Беларусь!» (7.00 – 10.00 по московскому времени).


 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017