Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Школа и принимающая семья. Записки социального педагога

Печатается в сокращении. Полный вариант публикации вы можете найти в приложении к книге Людмилы Петрановской "К вам в класс пришел приемный ребенок". 

- Здравствуйте, меня зовут Марина Николаевна, я социальный педагог Детского дома № 19. А это Татьяна Викторовна - патронатная мама нашей воспитанницы Саши, - так обычно я начинаю разговор в кабинете директора школы, - Наш детский дом особенный. Мы всех детей устраиваем на воспитание в семьи. До этого Саша жила в семейной группе детского дома и училась в третьем классе обычной московской школы. Саша наша воспитанница, но теперь она будет жить в семье Татьяны Викторовны, и мы хотели бы, чтобы она обучалась в Вашей школе.

Патронатные мамы обычно волнуются. Как же? Все новое: новые люди, новые отношения. Они уже полюбили своего ребенка и переживают, как новая школа примет сына или дочь. На тренинге им рассказывают, что адаптация в новой школе - это трудный этап для любого ребенка, а для наших детей он сложен вдвойне, потому что для школьников он совпадает с периодом адаптации в семье, адаптации в новом статусе: был ребенок из детского дома, а теперь чей-то сын или дочь.

При разговоре с директором и учителем обязательно прошу не афишировать, что ребенок из детского дома. Дело в том, что люди все разные, и не каждый понимает, что ребенок из детского дома такой же как и остальные дети.

Разные директора на мои слова реагируют по-разному. Кто-то настораживается: «Из детского дома? Наверное, хулиганка», - думают они. Кто-то спрашивает патронатную маму: «А зачем Вам это надо?» А некоторые очень даже приветливы: «Да! Как хорошо. Какой симпатичный ребенок». И то, как нас встречают, во многом определяет дальнейшее развитие событий.

Традиционно отношение к детям-сиротам бывает 2-х видов. Первое – все они такие же плохие как их родители, и если рядом что-то украли, или кого-то побили, то во всем виноваты именно они. Кто ж еще?.. Второе – они бедные, несчастные, и им надо во всем помогать и всегда хвалить и жалеть. И если ребенок-сирота написал диктант на 5, то об этом все должны кричать и устраивать фейерверки. И это не, потому что он много трудился (у него обычные способности, это ему далось довольно легко), а потому что он ребенок-сирота! А сирот надо много хвалить! А потом у ребенка-сироты амбиции – О-ГО-ГО! а знаний и трудолюбия кот наплакал.

В этот раз нас встретили сдержанно.

- Да, патронатное воспитание, я знаю об этом. У нас уже учится одна девочка из патронатной семьи.

- А как зовут девочку?

- Настя Иванова.

- Надо же, это наша Настя, - удивляюсь я. Я не знала о том, что Настя учится в Вашей школе, потому что Настю ведет другой социальный педагог. Но саму Настю я знаю, и знаю, что она отличница. Нам повезло. Многие думают, что все дети из детских домов двоечники и драчуны, а тут позитивный опыт общения с детдомовским ребенком. Есть надежда, что на Сашу не будут «навешивать ярлыки».

- Расскажите немного про Сашу. Как ее успехи? – спрашивает директор Наталья Викторовна.

- Саша учится в третьем классе. Она прилично читает, хорошо пересказывает. Диктанты пишет на твердую тройку. К сожалению, с математикой у Сашки плохо. Она до сих пор считает только по линейке. С задачками у Сашки тоже неважно, - рассказываю я.

- Вы знаете, у нас сложная программа, наши дети учатся по Занкову. Справится ваша девочка?

- Надеюсь, что справится. Проблемы, конечно, есть, но у Саши положительная динамика. И обычно, попадая в семью, дети начинают лучше учиться. В детском доме у воспитателей не всегда хватает времени на всех детей, а в семье у каждого ребенка свои мама и папа, а у Саши еще и сестра старшая теперь есть.

- Может лучше на класс ниже? Там и учительница хорошая, опытная.

- Я даже не знаю…

- Давайте познакомимся с учителем, пусть она пообщается с Сашей.

Поднимаемся на второй этаж. Заходим в кабинет. За столом сидит Ирина Петровна. Она учитель 2«а» класса. Ирина Петровна проверяет тетради.

Наталья Викторовна рассказывает ей, что к чему и мы приглашаем Сашу.

- Саша, а что ты любишь, спрашивает Ирина Петровна.

- Я люблю денюжки собирать.

- Это как?

- Хожу по улицам, смотрю на землю. Если денюжка попадется, кладу в карман, а потом отдаю маме.

- И много ты находишь за день?

- Нет не много. Бывает две или три денюжки.

- А что еще ты любишь?

- На роликах кататься. Я всех обгоняю, только Петьку не могу, но ему уже 12 лет.

- Здорово. А почитать ты можешь?

- Могу.

Ирина Петровна достает учебник по чтению за 2-ой класс, и Саша читает. Она немного волнуется, но читает. Потом пересказывает. Потом пишет маленький диктант.

Я волнуюсь. Сашина мама тоже.

- Давай теперь порешаем примеры, - говорит Ирина Петровна.

Саша взволнованно смотрит на нас, она знает, что математика ей не дается. И я, и мама улыбаемся и подбадривающе киваем: Все будет хорошо…

Ирина Петровна диктует пример:

- 32+16.

Саша записывает пример и замирает.

- Ну, считай, - говорит Ирина Петровна.

У Саши ступор. Она не может.

- Саша умеет считать по линейке,- говорю я, - можно ей дать линейку?

Учительница достает линейку. Саша оживает.

- Получится 48, - говорит Саша.

Еще несколько примеров. Саша и с ними справляется. Ирина Петровна предлагает Саше решить задачку. Саша опять замирает. Ирина Петровна помогает, и вместе они находят ответ. Саша понимает, что она не блистала... Учительница ее поддерживает, хвалит за чтение и пересказ, а потом просит подождать за дверью.

Саша выходит за дверь. Ирина Петровна говорит:

- Девочка хорошая, но Вы сами видите, я ей давала задания из учебника 2-ого класса, и она испытывала трудности. А как она сможет учиться в 3-м классе?

- Да проблемы действительно есть, но мы не можем решить прямо сейчас, у нас принято обсуждать важные решения со специалистами.

Мы благодарим Ирину Петровну за внимание, прощаемся с ней и едем в детский дом.

По дороге рассуждаем. Да, терять год жалко, но Саша девочка, в армию ей не надо. В старой школе в классе было всего десять учеников, а здесь двадцать пять. После школы Сашина учительница Елена Таймуразовна приходила в детский дом и занималась с Сашей дополнительно…

В детском доме собирается маленький консилиум: педагог, психолог, логопед, социальный педагог, патронатная мама. Я рассказываю, как мы сходили в школу. Каждый специалист высказывает свое мнение. И хотя практика показывает, что потеря года мало чего дает, в этот раз мы решаем год потерять. Психолог объясняет маме, как лучше сказать Саше про то, что она пойдет не в 3-ий класс, а во 2-ой. Дальше как обычно. Берем справку-подтверждение из новой школы, забираем личное дело из старой и ведем Сашу знакомиться с новым классом.

Тоже самое с семьей, взявшей ребенка на воспитание. Либо взяли из-за денег и квартиры, либо – герои! Александры Матросовы, закрывшие своим телом амбразуру.

Мне кажется, при общении с детьми сиротами и их новыми родителями лучше придерживаться золотой середины. В дополнительной помощи и внимании они, конечно, нуждаются, но в остальном они такие же,  как и все.

В нашем детском доме пять социальных педагогов. За каждым педагогом закреплено 20-25 детей. Социальный педагог ведет личное дело ребенка, навещает ребенка в патронатной семье, устраивает встречи с кровными родственниками, если родственники есть и встречи с ними полезны для ребенка. Если в семье возникают какие-то трудности, на помощь всегда придет социальный педагог. Социальный педагог координирует взаимодействие со специалистами детского дома (психологами, врачами, логопедами, дефектологами). Так же, при необходимости, взаимодействует со школой.

***

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Татьяна - патронатный воспитатель Саши.

Саша - девочка 10-и лет. Сашка красотка. В детском доме с 5-и лет. Ее мама в тюрьме. У папы другая семья. Сашка дружит с мальчишками. Любит лазить по деревьям и гаражам. Любит гонять по двору на роликах. Не всякий мальчишка может ее догнать.

Сашка пять лет ждала новую маму. На симпатичную девчонку многие заглядывались, но, когда узнавали про Сашкины особенности, отказывались. Татьяна долго думала, взвешивала все за и против, но взяла.

Свою новую маму Сашка безумно любит. Когда та приходит с работы Сашка несет ей тапочки, забирает тяжелые сумки, наливает чай.

- Марина, меня вызывают к классному руководителю. Сашка опять что-то натворила. На родительских собраниях Сашку постоянно ругают. Не знаю, что делать.

- Когда вызывают?

- В среду, к одиннадцати.

- Не волнуйся, я с тобой.

Среда, 11-00.

Встречаемся с Татьяной около школы. Идем в класс. Ирина Петровна рассказывает, что Саша приносит в школу игрушки. Сидит на уроке и играет.

- Я ей говорю: «Саша, убери игрушки». А Саша: «Хорошо, Ирина Петровна, - и продолжает играть. Я ей: «Саша, убери игрушки». А Саша: «Ирина Петровна, я ведь ничего плохого не делаю». Весь класс смотрит на Сашу. Очень тяжело с Сашей.

- Я поговорю с Сашей, - говорит мама Таня, - буду проверять портфель перед выходом в школу.

- Иногда Саша не выполняет домашнее задание, - продолжает Ирина Петровна.

- Все, что в дневнике записано, мы всегда делаем.

- Наверно не все записывает.

- Да, мне тоже иногда кажется, что очень уж мало задано.

- Буду проверять, все ли Саша записывает, - говорит Ирина Петровна.

- Это хорошо.

- Вчера у мальчика пропали деньги из куртки. Охранник видел, как Саша в это время выходила из раздевалки. Кроме нее никого больше не было.

- Не может быть, - волнуется мама, - я ей всегда даю достаточно денег.

- У Вас есть доказательства, что деньги взяла Саша, - вступаю в разговор я.

- Нет, но мы не знаем, кто еще мог это сделать. А две недели назад у учительницы по рисованию из кошелька пропали деньги. Дети видели, как Саша отходила от стола. Я не рассказывала Вам об этом, не хотелось волновать.

- Хотя неизвестно Саша взяла деньги или нет, но такое с детьми иногда случается, - говорю я, - жаль, что Вы не рассказали об этом две недели назад и спасибо, что рассказали сейчас.

- Я понимаю, Вам неприятно все это слушать, но надо что-то делать. Я когда начинала работать, - рассказывает Ирина Петровна, - у меня в классе был очень сложный ребенок. Он каждый день что-нибудь вытворял, а я брала его дневник и красной ручкой писала в дневнике замечания: Витя не сделал домашнее задание, Витя болтал на уроке, Витя опоздал в школу. Однажды беру дневник, чтобы написать в него очередное замечание, а там: Витя не почистил зубы, Витя не помыл посуду, Витя нагрубил маме… Вот так, с тех пор в дневник не пишу, но делать то что-то надо…

Мы поулыбались и разошлись. Идем с Татьяной и радуемся, что учительница не только ругать умеет, но и родителей понять может.

Игрушки на уроки приносить Саша все равно умудрялась, не смотря на проверки. С домашними заданиями все наладилось. А по поводу пропадающих денег, на всякий случай направили Сашку к нашему психологу. Вроде больше таких жалоб на Сашу не поступало.

***

Опять зазвонит телефон. Опять Татьяна - патронатный воспитатель Саши.

- Марина, меня вызывают на педсовет. Просили, чтобы из детского дома кто-нибудь пришел.

- Когда педсовет?

- В понедельник в два часа.

- Хорошо, я приеду.

Понедельник. 14-00.

В кабинете директора за большим столом сидим мы с Татьяной, директор, завуч, Ирина Петровна и несколько учителей.

Директор:

- Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о Саше Дмитриевой. Все вы знаете, что Саша раньше жила в детском доме. Мы пригласили социального педагога из детского дома и Сашину маму. Ирина Петровна, расскажите, пожалуйста, как у Саши дела.

Ирина Петровна:

- Саша учится в моем классе уже второй год. Девочка очень сложная. Из предметов ей очень тяжело дается математика. По русскому языку отметки разные, то сплошные тройки, а вчера диктант на 5 написала. Бывает, не выполняет домашнее задание. На уроках Саша часто отвлекается. Вслух высказывает свое мнение и постоянно комментирует мои слова. На переменах бегает с мальчишками. Девочки ее не принимают. После школы часто вижу, как она прыгает по гаражам с Кулаковым Витей.  Стала опаздывать на уроки. Часто девочку никто не встречает из школы.

Учитель музыки:

- У меня на уроках Саша всегда хорошо себя ведет. С удовольствием поет. Я стараюсь детей поощрять, на каждом уроке обязательно ставлю отметки. У Саши одни пятерки. Она очень любит получать пятерки.

Учитель рисования:

- Саша очень способная девочка, ее рисунки всегда отличаются оригинальностью. Бывает, что отвлекается на уроках, но в целом я ей довольна.

Учитель физкультуры:

- Саша очень способная девочка, но на уроках она, ни минуты не сидит на месте, то залезает на какой-нибудь снаряд, то делает сальто, то колесо. У нее все очень ловко получается, но дети стараются за ней повторять. Вчера Паша Кривов стал повторять за Сашей сальто и упал, пришлось вызывать медсестру и отправлять мальчика в травмопункт.

Завуч:

- Татьяна Викторовна, хотелось бы, чтобы Вы побольше времени уделяли ребенку. Девочка сложная и надо бы встречать и провожать ее из школы.

Мама Таня:

- Я работаю через день, и не всегда могу проводить и встретить Сашу. Я проверяю уроки, но иногда у нас не хватает времени выучить все. Одно стихотворение Саше приходится учить несколько дней…

Учителя еще что-то говорили про Сашины недостатки и про то, что мама должна уделять Саше больше внимания.

Я все это слушала, а когда они закончили, сказала:

- Дорогие учителя, Да действительно Саша девочка очень сложная. Да ей трудно дается математика. Да она опаздывает в школу и плохо ведет себя на уроках… Но Саша нуждается в нашей помощи. Да Татьяна Викторовна не всегда может встретить и проводить Сашу, да они не всегда успевают выучить все уроки, но Вы сами только что говорили какая сложная наша Саша. А Вы с Сашей проводите только несколько часов в день, и не каждый день. А Татьяна Викторовна взяла на себя ответственность за эту сложную девочку. И думает о ней и заботится о ней круглые сутки. Мы пять лет предлагали Сашу разным людям, и только через пять лет ее взяла Татьяна Викторовна. И она любит ее, и делает для нее все, что может, и она несет самый большой груз. А мы с Вами можем ей помочь, помочь в этом очень трудном деле. Давайте подумаем, что можно сделать для этой девочки…

Я уже и не помню, что еще я говорила, речь моя была не менее пламенной чем речь Ленина на броневике. Обсуждение было бурным и длительным. Важен результат, а результат был таким: для занятий физкультурой для Саши организовали уроки в спортивной секции для детей постарше и тренер, и Саша были счастливы. Учитель по рисованию предложила Саше ходить на дополнительные занятия, и Саша с удовольствием ходила, и Сашины рисунки занимали призовые места на конкурсах. Логопед согласилась дополнительно заниматься с Сашей русским языком, а Ирина Петровна один раз в неделю дополнительно занималась с Сашей математикой. В результате Сашина успеваемость улучшилась, и она стала меньше отвлекаться на уроке…

Я еще не раз приходила в Сашину школу. Несмотря на трудности, Саша училась и учится сейчас. Благодаря учителям и своей семье Саша уже давно научилась считать без линейки, выучила таблицу умножения и многое другое, и сейчас она успешно учится в девятом классе…

Дорогие педагоги! Наши дети порой бывают очень и очень неудобными. Они дерзят, бегают по коридорам, приносят в школу посторонние вещи, бывает, что берут чужое, но они наши дети, и они нуждаются в нашей помощи, заботе, особом внимании. Они хотят жить среди нас и быть такими, как мы. Люди, принявшие ребенка в свою семью, уже взяли на себя главную ответственность в этом сложном деле - воспитание. Мы с Вами можем помочь им в этом непростом деле. Мы можем подарить нашим детям немного своего внимания, заботы, любви.


 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017