Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проектам федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»

1. Обоснование соответствия предлагаемого проекта ФГОС ВПО стратегическим целям развития высшего профессионального образования, потребностям учащихся, общества и рынка труда.

Развитие образования в России предполагает «формирование через систему образования социальных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого человека и страны в целом, развития гражданского общества... что предполагает формирование уже в базовом образовании востребованных на сегодня компетентностей инновационного поведения», создание возможностей «гибких индивидуальных программ» (Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 гг.»).

Указанные задачи, стоящие перед образованием Российской Федерации, предъявляют принципиально новые требования к подготовке  педагогических кадров. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить одному из центральных умений – «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть принципиально иными, по сравнению с традиционными, средствами организации учебно-воспитательного процесса.

Одним из важнейших  ресурсов, на основе которого можно содержательно менять систему профессионального педагогического образования, является качественно иная по содержанию и форме психологическая подготовка современного педагога. При этом необходимо понимать, что ориентация на формирование компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не достигается за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего педагогического образования и количества часов, отводимых на их изучение. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое означает необходимость задавать в программах подготовки педагога такое содержание, которое позволит ему осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

По мнению разработчиков представленного проекта ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование», указанным требованиям отвечает построение такой системы основных образовательных программ высшего профессионального образования, которая основана на культурно-историческом и деятельностном подходе, разработанном в психологии выдающимися отечественными учеными Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым и др. Применение этого подхода при разработке проекта стандарта психолого-педагогического направления делает основными для подготовки специалистов всех профилей, включаемых в это направление, понятия «деятельность» и «возраст». Это означает, что главным («универсальным») содержанием, объединяющим в единое направление профили подготовки – «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный педагог», «педагог дополнительного образования», является формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им вне зависимости от конкретных профессиональных задач организовывать и осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в данном случае условием развития учащихся, а формирование требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося. Реализация деятельностного подхода в образовании как базовой части в профессиональном цикле ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» является, таким образом, основанием модели подготовки специалистов указанных профилей, которые на практике в своих видах профессиональной деятельности смогут на принципиально новом уровне ставить и решать профессиональные задачи.

Включение в направление «Психолого-педагогическое образование» профиля «психолог образования», основанного на общем с другими профилями базовом профессиональном цикле подготовки, позволит более эффективно решить проблемы взаимодействия психолога с воспитателями, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования и обеспечит возможность для реального, а не декларативного построения индивидуальных траекторий обучения учащихся, формирования их компетенций, необходимым условием чего является общий «профессиональный язык», т.е. одинаковое понимание организации в условиях учебно-воспитательного процесса индивидуальной и совместной деятельности учителя и самих учащихся.

Включение в данное направление новых профилей – «психолого-педагогическая деятельность с одаренными детьми» и «психолого-педагогическая деятельность в инклюзивном образовании» – обусловлено существенным объемом необходимого психологического содержания в подготовке специалистов по работе с учащимися с особыми потребностями. Использование психологических методов в профессиональной деятельности социального педагога и психолого-педагогической деятельности профессионального образования также является основанием для включения этих профилей в психолого-педагогическое направление.

2. Обоснование сформированных компетентностных моделей подготовки бакалавров и магистров как основы новых ФГОС ВПО.

Коллективом разработчиков были проанализированы и изучены основные виды профессиональной деятельности по указанным выше профилям направления. Для рассматриваемых видов профессиональной деятельности в основном отсутствуют современные и утвержденные с привлечением общественно-профессиональных ассоциаций стандарты профессиональной деятельности, что, безусловно, затрудняет разработку любого образовательного стандарта. В этих условиях, в соответствии с разъяснениями технической документации конкурса, при обосновании компетентностных моделей подготовки бакалавров и магистров по психолого-педагогическому направлению коллектив разработчиков ориентировался на существующую нормативно-правовую базу (прежде всего на квалификационные характеристики учителей, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов, а также другие профили указанного направления, утвержденные соответствующими документами Правительства РФ), на экспертное заключение и мнение представителей академического и профессионального сообщества, работодателей (региональные Департаменты образования), обсуждение и экспертные заключения общественно-профессиональных ассоциаций (Российское психологическое общество, Федерация психологов образования России), а также на существующий международный опыт, в первую очередь на уже существующие стандарты профессиональной деятельности и образовательные стандарты (Европейская федерация психологических ассоциаций, Американская психологическая ассоциация, Международная ассоциация школьных психологов и др.).

В ходе работы были выделены профессиональные задачи по каждому виду профессиональной деятельности соответствующего профиля, определены необходимые для реализации профессиональных задач по профилям подготовки общекультурные компетенции и профессиональные компетенции (общие для всех видов профессиональной деятельности и по конкретным видам профессиональной деятельности). Созданная таким образом модель подготовки бакалавра и магистра по психолого-педагогическому направлению была положена в основу разрабатываемого ФГОС ВПО.

К специфике данного направления следует отнести тот факт, что в большинстве развитых стран мира бакалавр данного направления не является ступенью профессионального образования и не получает возможности доступа к самостоятельной профессиональной деятельности из-за недостаточного уровня его практической подготовки. Для профиля «Психолог образования», например, в соответствии с нормами Европейского совета («Европейский диплом психолога») обязательной является программа профессиональной подготовки, которая описывается формулой «4+2+3», т. е. бакалавр (4 года) + магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование (3 года) в условиях супервизии (т. е. интернатура).

Указанное обстоятельство следует принять за основу и для подготовки по другим профилям психолого-педагогического направления. Это согласуется с поручением Президента РФ Правительству РФ (по итогам заседания Совета по науке, технологиям и образованию от 15.10.2008 г.) в той его части, где ставится вопрос о введении годовой педагогической интернатуры для выпускников педагогических вузов.

Руководствуясь этим, коллектив разработчиков ФГОС ВПО (при соответствующем изменении существующей нормативной базы) считает целесообразным введение аналогичной интернатуры в образовательных учреждениях для бакалавров всех профилей психолого-педагогического направления. При разработке проекта стандарта на уровне магистра разработчиками предлагается организация модели производственной практики (54 кредита) на втором году обучения в магистратуре, что должно обеспечивать необходимый уровень практической подготовки выпускникамагистра к профессиональной деятельности.

3. Обоснование путей реализации уровневой подготовки в данном направлении подготовки.

Введение уровневого высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» позволяет выстроить гибкие индивидуально-ориентированные траектории обучения будущей профессиональной деятельности. Наличие базовой части профессионального цикла на уровне «бакалавр» и «магистр», а также базовой части циклов ГСЭ и МЕЦ («бакалавр») и общенаучного цикла («магистр») определяет универсальное ядро общекультурных компетенций и профессиональных компетенций, общих для всех видов профессиональной деятельности, которое является механизмом реализации индивидуальных траекторий образования на переходе от «бакалавра» к «магистру» в пределах данного направления.

Такая образовательная модель создает возможность для «бакалавра» любого профиля психолого-педагогического направления продолжить свое обучение в магистратуре по другому профилю и быть подготовленным к профессиональной деятельности в смежной области. Так, например, «бакалавр» по профилю «учитель начальных классов», уже получив достаточно глубокую психолого-педагогическую подготовку, сможет продолжить свое обучение в магистратуре, где будет осваивать профессиональную деятельность психолога образования. Это справедливо и для образовательного маршрута «воспитатель–психолог».

Реализация таких сопряженных образовательных маршрутов позволит на практике осуществить подготовку педагогов, способных решать сложные профессиональные задачи организации учебной, организационно-управленческой или научно-методической деятельности, ориентированных на развитие учащихся, задачи построения индивидуальных образовательных траекторий с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся.

Возможность реализации сопряженных маршрутов является значимой и для «магистров» психолого-педагогического образования, готовящихся к профессиональной деятельности в области научных исследований, для разработчиков и экспертов в области образовательных программ и технологий и др. Возможность смены профиля в пределах направления позволит координировать жизненные и профессиональные планы выпускника-бакалавра после начала его профессиональной деятельности в связи с возможными изменениями на рынке труда.

Реализация различных образовательных траекторий в пределах направления при переходе от «бакалавриата» к «магистратуре» в полной степени отвечает целевым установкам создания системы непрерывного образования в РФ.

4. Обоснование предлагаемой структуры ООП и ее соответствие компетентностной модели подготовки выпускника.

Предлагаемая структура основной образовательной программы соответствует техническому заданию на разработку в ГОС ВПО, утвержденному заместителем министра образования и науки РФ И. И. Калиной, и разъяснений по формированию ГОС ВПО подготовки «магистра», данных 01.09.2008 г. директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования И.М. Реморенко. В основу реализации ООП положен в данном случае принцип соответствия разрабатываемой программы структуре макета, с наличием всех заданных блоков (циклов подготовки), сочетанием базовой и вариативной части (в соответствии с предельно допустимыми значениями базовой части программы «бакалавра» и «магистра»), наличием в структуре ООП дисциплин по выбору студента и факультативов, позволяющих выбирать индивидуальные траектории обучения студента с учетом его познавательных и профессиональных интересов.

За основу формирования ООП взято соответствие между наличием определенного цикла учебных дисциплин и группы формируемых в пределах этого цикла компетенций. Так, например, в структуре ООП «бакалавра» гуманитарному и социально-экономическому, естественнонаучному и математическому циклам ставится в соответствие формирование у выпускника общекультурных компетенций. Механизмом реализации этого принципа внутри указанных циклов является подбор разработчиками проекта таких учебных дисциплин и таких форм организации учебной и научно-исследовательской работы «бакалавра», которые позволяют освоить образовательные результаты учебных дисциплин цикла способом, ориентированным на формирование названных выше компетенций выпускника. Аналогичный принцип построения ООП и указания учебных дисциплин базовой части приведенных в структуре макета циклов позволяет последовательно осуществлять формирование у выпускника полного набора необходимых компетенций, составляющих компетентностную модель подготовки выпускника.

5. Обоснование условий реализации ООП, позволяющих обеспечивать качество высшего профессионального образования в соответствии с современными требованиями.

К основным условиям реализации ООП, позволяющим обеспечить качество высшего профессионального образования в соответствии с современными требованиями, относятся:

1. Построение программы подготовки в соответствии с компетентностной моделью выпускника, содержащей полный и исчерпывающий набор общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, и разработанной с учетом требований работодателей и международных стандартов в области психолого-педагогического образования.

2. Наличие высокой доли интерактивных форм учебных занятий, что составляет у «бакалавра» 25 %, у «магистра» 40 %, высокой доли объема самостоятельной работы студентов, отраженных в виде занятий лекционного типа, которые составляют не более 25 % у «бакалавров» и у «магистров». Ограничение максимального объема аудиторно-учебных занятий в неделю составляет не более 27 академических часов для «бакалавра» и не более 14 для «магистра».

3. Широкое использование инновационных технологий обучения, эффективной организации практической подготовки выпускника, выражающееся в форме 30 недель прохождения практики у «бакалавра», 38 недель – у «магистра»; рациональная система организации различных видов практики и освоения навыков и умений; профессиональная деятельности в ходе практической подготовки.

4. Организация научно-исследовательской работы студента как значимой и существенной формы его общей и профессиональной подготовки в объеме 8 недель для «бакалавра» и 10 недель для «магистра».

5. Кадровое обеспечение процесса: не менее 60 % для «бакалавра» и не менее 75 % для «магистра» преподавателей, имеющих ученую степень кандидата, доктора наук; привлечение к образовательному процессу не менее 3 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений для «бакалавра» и не менее 20 % для «магистра»; не менее 80 % преподавателей (в приведенных к целочисленному значению ставок), обеспечивающих учебный процесс для «магистра» по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 % преподавателей, а для «бакалавра» не менее 8 % преподавателей должны иметь ученую степень доктора наук или/и ученое звание профессора; к образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла «магистра» должны быть привлечены не менее 20 % преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Допускается одновременное научное руководство не более чем тремя «магистрантами».

6. Обязательный доступ студентов к профильным периодическим изданиям (отечественным, зарубежным), современным электронным базам данных по профилю подготовки.

7. Доступ студентов к современным компьютерным средствам, в том числе с выходом в Интернет не менее 4 часов в неделю для «бакалавра», 8 часов в неделю для «магистра».

8. Необходимое и достаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса, включая наличие практикумов, учебно-методических кабинетов по профессиональной подготовке, лекционных аудиторий с мультимедийным оборудованием и доступом в Интернет, компьютерных и лингафонных классов.

9. Достаточное финансовое обеспечение ООП.

10. Фонд оценочных средств, обеспечивающий полноценный и всесторонний контроль формирования требуемых компетенций в соответствии с компетентностной моделью подготовки выпускника.

11. Высокие требованиям, предъявляемые к итоговой государственной аттестации «бакалавров» и «магистров».


 
Зачем заниматься ЧЦП? видео 24 сентября 2020

Зачем заниматься ЧЦП?

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира. видео 14 августа 2020

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира.

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov видео 6 августа 2020

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога. видео 15 июля 2020

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога.

Все медиа-обзоры  |  RSS