Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проектам федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»

1. Обоснование соответствия предлагаемого проекта ФГОС ВПО стратегическим целям развития высшего профессионального образования, потребностям учащихся, общества и рынка труда.

Развитие образования в России предполагает «формирование через систему образования социальных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого человека и страны в целом, развития гражданского общества... что предполагает формирование уже в базовом образовании востребованных на сегодня компетентностей инновационного поведения», создание возможностей «гибких индивидуальных программ» (Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 гг.»).

Указанные задачи, стоящие перед образованием Российской Федерации, предъявляют принципиально новые требования к подготовке  педагогических кадров. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить одному из центральных умений – «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть принципиально иными, по сравнению с традиционными, средствами организации учебно-воспитательного процесса.

Одним из важнейших  ресурсов, на основе которого можно содержательно менять систему профессионального педагогического образования, является качественно иная по содержанию и форме психологическая подготовка современного педагога. При этом необходимо понимать, что ориентация на формирование компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не достигается за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего педагогического образования и количества часов, отводимых на их изучение. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое означает необходимость задавать в программах подготовки педагога такое содержание, которое позволит ему осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

По мнению разработчиков представленного проекта ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование», указанным требованиям отвечает построение такой системы основных образовательных программ высшего профессионального образования, которая основана на культурно-историческом и деятельностном подходе, разработанном в психологии выдающимися отечественными учеными Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым и др. Применение этого подхода при разработке проекта стандарта психолого-педагогического направления делает основными для подготовки специалистов всех профилей, включаемых в это направление, понятия «деятельность» и «возраст». Это означает, что главным («универсальным») содержанием, объединяющим в единое направление профили подготовки – «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный педагог», «педагог дополнительного образования», является формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им вне зависимости от конкретных профессиональных задач организовывать и осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в данном случае условием развития учащихся, а формирование требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося. Реализация деятельностного подхода в образовании как базовой части в профессиональном цикле ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» является, таким образом, основанием модели подготовки специалистов указанных профилей, которые на практике в своих видах профессиональной деятельности смогут на принципиально новом уровне ставить и решать профессиональные задачи.

Включение в направление «Психолого-педагогическое образование» профиля «психолог образования», основанного на общем с другими профилями базовом профессиональном цикле подготовки, позволит более эффективно решить проблемы взаимодействия психолога с воспитателями, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования и обеспечит возможность для реального, а не декларативного построения индивидуальных траекторий обучения учащихся, формирования их компетенций, необходимым условием чего является общий «профессиональный язык», т.е. одинаковое понимание организации в условиях учебно-воспитательного процесса индивидуальной и совместной деятельности учителя и самих учащихся.

Включение в данное направление новых профилей – «психолого-педагогическая деятельность с одаренными детьми» и «психолого-педагогическая деятельность в инклюзивном образовании» – обусловлено существенным объемом необходимого психологического содержания в подготовке специалистов по работе с учащимися с особыми потребностями. Использование психологических методов в профессиональной деятельности социального педагога и психолого-педагогической деятельности профессионального образования также является основанием для включения этих профилей в психолого-педагогическое направление.

2. Обоснование сформированных компетентностных моделей подготовки бакалавров и магистров как основы новых ФГОС ВПО.

Коллективом разработчиков были проанализированы и изучены основные виды профессиональной деятельности по указанным выше профилям направления. Для рассматриваемых видов профессиональной деятельности в основном отсутствуют современные и утвержденные с привлечением общественно-профессиональных ассоциаций стандарты профессиональной деятельности, что, безусловно, затрудняет разработку любого образовательного стандарта. В этих условиях, в соответствии с разъяснениями технической документации конкурса, при обосновании компетентностных моделей подготовки бакалавров и магистров по психолого-педагогическому направлению коллектив разработчиков ориентировался на существующую нормативно-правовую базу (прежде всего на квалификационные характеристики учителей, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов, а также другие профили указанного направления, утвержденные соответствующими документами Правительства РФ), на экспертное заключение и мнение представителей академического и профессионального сообщества, работодателей (региональные Департаменты образования), обсуждение и экспертные заключения общественно-профессиональных ассоциаций (Российское психологическое общество, Федерация психологов образования России), а также на существующий международный опыт, в первую очередь на уже существующие стандарты профессиональной деятельности и образовательные стандарты (Европейская федерация психологических ассоциаций, Американская психологическая ассоциация, Международная ассоциация школьных психологов и др.).

В ходе работы были выделены профессиональные задачи по каждому виду профессиональной деятельности соответствующего профиля, определены необходимые для реализации профессиональных задач по профилям подготовки общекультурные компетенции и профессиональные компетенции (общие для всех видов профессиональной деятельности и по конкретным видам профессиональной деятельности). Созданная таким образом модель подготовки бакалавра и магистра по психолого-педагогическому направлению была положена в основу разрабатываемого ФГОС ВПО.

К специфике данного направления следует отнести тот факт, что в большинстве развитых стран мира бакалавр данного направления не является ступенью профессионального образования и не получает возможности доступа к самостоятельной профессиональной деятельности из-за недостаточного уровня его практической подготовки. Для профиля «Психолог образования», например, в соответствии с нормами Европейского совета («Европейский диплом психолога») обязательной является программа профессиональной подготовки, которая описывается формулой «4+2+3», т. е. бакалавр (4 года) + магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование (3 года) в условиях супервизии (т. е. интернатура).

Указанное обстоятельство следует принять за основу и для подготовки по другим профилям психолого-педагогического направления. Это согласуется с поручением Президента РФ Правительству РФ (по итогам заседания Совета по науке, технологиям и образованию от 15.10.2008 г.) в той его части, где ставится вопрос о введении годовой педагогической интернатуры для выпускников педагогических вузов.

Руководствуясь этим, коллектив разработчиков ФГОС ВПО (при соответствующем изменении существующей нормативной базы) считает целесообразным введение аналогичной интернатуры в образовательных учреждениях для бакалавров всех профилей психолого-педагогического направления. При разработке проекта стандарта на уровне магистра разработчиками предлагается организация модели производственной практики (54 кредита) на втором году обучения в магистратуре, что должно обеспечивать необходимый уровень практической подготовки выпускникамагистра к профессиональной деятельности.

3. Обоснование путей реализации уровневой подготовки в данном направлении подготовки.

Введение уровневого высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» позволяет выстроить гибкие индивидуально-ориентированные траектории обучения будущей профессиональной деятельности. Наличие базовой части профессионального цикла на уровне «бакалавр» и «магистр», а также базовой части циклов ГСЭ и МЕЦ («бакалавр») и общенаучного цикла («магистр») определяет универсальное ядро общекультурных компетенций и профессиональных компетенций, общих для всех видов профессиональной деятельности, которое является механизмом реализации индивидуальных траекторий образования на переходе от «бакалавра» к «магистру» в пределах данного направления.

Такая образовательная модель создает возможность для «бакалавра» любого профиля психолого-педагогического направления продолжить свое обучение в магистратуре по другому профилю и быть подготовленным к профессиональной деятельности в смежной области. Так, например, «бакалавр» по профилю «учитель начальных классов», уже получив достаточно глубокую психолого-педагогическую подготовку, сможет продолжить свое обучение в магистратуре, где будет осваивать профессиональную деятельность психолога образования. Это справедливо и для образовательного маршрута «воспитатель–психолог».

Реализация таких сопряженных образовательных маршрутов позволит на практике осуществить подготовку педагогов, способных решать сложные профессиональные задачи организации учебной, организационно-управленческой или научно-методической деятельности, ориентированных на развитие учащихся, задачи построения индивидуальных образовательных траекторий с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся.

Возможность реализации сопряженных маршрутов является значимой и для «магистров» психолого-педагогического образования, готовящихся к профессиональной деятельности в области научных исследований, для разработчиков и экспертов в области образовательных программ и технологий и др. Возможность смены профиля в пределах направления позволит координировать жизненные и профессиональные планы выпускника-бакалавра после начала его профессиональной деятельности в связи с возможными изменениями на рынке труда.

Реализация различных образовательных траекторий в пределах направления при переходе от «бакалавриата» к «магистратуре» в полной степени отвечает целевым установкам создания системы непрерывного образования в РФ.

4. Обоснование предлагаемой структуры ООП и ее соответствие компетентностной модели подготовки выпускника.

Предлагаемая структура основной образовательной программы соответствует техническому заданию на разработку в ГОС ВПО, утвержденному заместителем министра образования и науки РФ И. И. Калиной, и разъяснений по формированию ГОС ВПО подготовки «магистра», данных 01.09.2008 г. директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования И.М. Реморенко. В основу реализации ООП положен в данном случае принцип соответствия разрабатываемой программы структуре макета, с наличием всех заданных блоков (циклов подготовки), сочетанием базовой и вариативной части (в соответствии с предельно допустимыми значениями базовой части программы «бакалавра» и «магистра»), наличием в структуре ООП дисциплин по выбору студента и факультативов, позволяющих выбирать индивидуальные траектории обучения студента с учетом его познавательных и профессиональных интересов.

За основу формирования ООП взято соответствие между наличием определенного цикла учебных дисциплин и группы формируемых в пределах этого цикла компетенций. Так, например, в структуре ООП «бакалавра» гуманитарному и социально-экономическому, естественнонаучному и математическому циклам ставится в соответствие формирование у выпускника общекультурных компетенций. Механизмом реализации этого принципа внутри указанных циклов является подбор разработчиками проекта таких учебных дисциплин и таких форм организации учебной и научно-исследовательской работы «бакалавра», которые позволяют освоить образовательные результаты учебных дисциплин цикла способом, ориентированным на формирование названных выше компетенций выпускника. Аналогичный принцип построения ООП и указания учебных дисциплин базовой части приведенных в структуре макета циклов позволяет последовательно осуществлять формирование у выпускника полного набора необходимых компетенций, составляющих компетентностную модель подготовки выпускника.

5. Обоснование условий реализации ООП, позволяющих обеспечивать качество высшего профессионального образования в соответствии с современными требованиями.

К основным условиям реализации ООП, позволяющим обеспечить качество высшего профессионального образования в соответствии с современными требованиями, относятся:

1. Построение программы подготовки в соответствии с компетентностной моделью выпускника, содержащей полный и исчерпывающий набор общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, и разработанной с учетом требований работодателей и международных стандартов в области психолого-педагогического образования.

2. Наличие высокой доли интерактивных форм учебных занятий, что составляет у «бакалавра» 25 %, у «магистра» 40 %, высокой доли объема самостоятельной работы студентов, отраженных в виде занятий лекционного типа, которые составляют не более 25 % у «бакалавров» и у «магистров». Ограничение максимального объема аудиторно-учебных занятий в неделю составляет не более 27 академических часов для «бакалавра» и не более 14 для «магистра».

3. Широкое использование инновационных технологий обучения, эффективной организации практической подготовки выпускника, выражающееся в форме 30 недель прохождения практики у «бакалавра», 38 недель – у «магистра»; рациональная система организации различных видов практики и освоения навыков и умений; профессиональная деятельности в ходе практической подготовки.

4. Организация научно-исследовательской работы студента как значимой и существенной формы его общей и профессиональной подготовки в объеме 8 недель для «бакалавра» и 10 недель для «магистра».

5. Кадровое обеспечение процесса: не менее 60 % для «бакалавра» и не менее 75 % для «магистра» преподавателей, имеющих ученую степень кандидата, доктора наук; привлечение к образовательному процессу не менее 3 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений для «бакалавра» и не менее 20 % для «магистра»; не менее 80 % преподавателей (в приведенных к целочисленному значению ставок), обеспечивающих учебный процесс для «магистра» по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 % преподавателей, а для «бакалавра» не менее 8 % преподавателей должны иметь ученую степень доктора наук или/и ученое звание профессора; к образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла «магистра» должны быть привлечены не менее 20 % преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Допускается одновременное научное руководство не более чем тремя «магистрантами».

6. Обязательный доступ студентов к профильным периодическим изданиям (отечественным, зарубежным), современным электронным базам данных по профилю подготовки.

7. Доступ студентов к современным компьютерным средствам, в том числе с выходом в Интернет не менее 4 часов в неделю для «бакалавра», 8 часов в неделю для «магистра».

8. Необходимое и достаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса, включая наличие практикумов, учебно-методических кабинетов по профессиональной подготовке, лекционных аудиторий с мультимедийным оборудованием и доступом в Интернет, компьютерных и лингафонных классов.

9. Достаточное финансовое обеспечение ООП.

10. Фонд оценочных средств, обеспечивающий полноценный и всесторонний контроль формирования требуемых компетенций в соответствии с компетентностной моделью подготовки выпускника.

11. Высокие требованиям, предъявляемые к итоговой государственной аттестации «бакалавров» и «магистров».


 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017