Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование для квалификации магистр

Обложка

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Направление подготовки «Психолого-педагогическое образование» утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от ______ №_________

Федеральный государственный образовательный стандарт разработан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с участием:

  1. Российской академии образования;
  2. Совета ректоров вузов Москвы Департамента образования города Москвы, учреж денных Правительством Москвы;
  3. Института психологии РАН;
  4. Психологического института РАО;
  5. Факультета  психологии МГУ им. М. В. Ломоносова;
  6. Московской  высшей школы социально-экономических наук АНХ при Правительстве РФ;
  7. Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет».

Стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакциях, действующих на момент утверждения образовательного стандарта.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения  42

2. Термины, определения, обозначения, сокращения  42

3. Характеристика направления подготовки  44

4. Характеристика профессиональной деятельности магистров   45

5. Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры  52

6. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры  60

7. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры  63

     7.1. Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ   63
     7.2. Требования к организации практик и научно-исследовательскойработы обучающихся   66
     7.3. Кадровое обеспечение учебного процесса    67
     7.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса   67
     7.5. Финансовое обеспечение учебного процесса   68
     7.6. Материально-техническое обеспечение учебного процесса    68

8. Оценка качества освоения основных образовательных программ . 69

     8.1. Требования к текущей и промежуточной аттестации   69
     8.2. Требования к итоговой государственной аттестации выпускников.   70

9. Список представителей академического сообщества и работодателей, принимавших участие в разработке и экспертизе ФГОС ВПО.   72

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию или претендующими на ее получение.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.

1.3. Основными пользователями ФГОС ВПО являются:

1.3.1. Профессорско-преподавательские коллективы высших учебных заведений, ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление основных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки;

1.3.2. Обучающиеся, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по данному направлению подготовки;

1.3.3. Ректоры высших учебных заведений и проректоры, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников;

1.3.4. Государственные аттестационные и экзаменационные комиссии, осуществляющие оценку качества подготовки выпускников;

1.3.5. Объединения специалистов и работодателей, саморегулируемые организации в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

1.3.6. Организации, осуществляющие разработку примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

1.3.7. Органы, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования;

1.3.8. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие аккредитацию и контроль качества в сфере высшего профессионального образования;

1.3.9. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе высшего профессионального образования.

1.3.10. Абитуриенты, принимающие решение о выборе направления подготовки и вуза, осуществляющего подготовку по направлению.

2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в сфере высшего образования:

вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;

зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы;

компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;

направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области;

объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;

область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

основная образовательная программа магистратуры (магистерская программа) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитание обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

профиль – направленность основной образовательной программы на конкретный вид и/или объект профессиональной деятельности;

результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;

учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и/или профессиональной деятельности.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО    – высшее профессиональное образование;

ООП   – основная образовательная программа;

ОК      – общекультурные компетенции;

ПК      – профессиональные компетенции;

ОПК   – общепрофессиональные компетенции;

ПКПП – профессиональные компетенции в области психолого-педагогического сопровождения образования;

ПКД    – профессиональные компетенции в области учебно-воспитательной деятельности в дошкольном образовании;

ПКНО – профессиональные компетенции в области учебной и воспитательной деятельности на начальной ступени общего образования;

ПКДО – профессиональные компетенции в области педагогической деятельности в дополнительном образовании;

ПКИО – профессиональные компетенции в области педагогической деятельности в инклюзивном образовании;

ПКПД – профессиональные компетенции в области психолого-педагогической деятельности в профессиональном образовании;

ПКНМ – профессиональные компетенции в области научно-методического сопровождения образовательного процесса;

ПКНИ – профессиональные компетенции в научно-исследовательской деятельности;

ПКОУ – профессиональные компетенции в организационно-управленческой деятельности;

ПКСП – профессиональные компетенции в области социально-педагогической деятельности;

ПКОД – профессиональные компетенции в области психолого-педагогической работы с одаренными детьми;

ПКДиО – профессиональные компетенции в области психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения;

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

В Российской Федерации в данном направлении подготовки реализуются основные образовательные программы высшего профессионального образования, освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификацию (степень) «магистр».

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1. Сроки, трудоемкость освоения ООП

* Иные нормативные сроки освоения магистерских программ устанавливаются Правительством Российской Федерации.

** Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очнозаочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на 5 месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения Ученого совета высшего учебного заведения.

Профили подготовки магистров определяются высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности магистров.

Область профессиональной деятельности магистров включает:

  • образование;
  • социальную сферу;
  • здравоохранение;
  • культуру.

4.2. Объекты профессиональной деятельности магистров.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

  • обучение;
  • воспитание;
  • индивидуально-личностное развитие учащихся;
  • здоровье учащихся;
  • здоровьесберегающие технологии образования;
  • психолого-педагогическое и социальное сопровождение учащихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида;
  • социализация.

4.3. Виды профессиональной деятельности магистров:

  • психолого-педагогическое сопровождение образования;
  • учебно-воспитательная деятельность в дошкольном образовании;
  • учебно-воспитательная деятельность на начальной ступени общего образования;
  • психолого-педагогическая деятельность в дополнительном образовании;
  • психолого-педагогическая деятельность в инклюзивном образовании;
  • психолого-педагогическая деятельность в профессиональном образовании;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • научно-методическое сопровождение образовательного процесса;
  • организационно-управленческая деятельность;
  • социально-педагогическая деятельность;
  • психолого-педагогическая деятельность в образовании одаренных детей;
  • психолого-педагогическое сопровождение дистанционного обучения.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

4.4. Задачи профессиональной деятельности магистров.

Общие для всех видов профессиональной деятельности:

  • изучение и обеспечение оптимальных условий всестороннего психического, социально-культурного развития учащихся;
  • разработка психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательного процесса: коллективно-распределенную деятельность учащихся, взаимодействие педагога и учащегося и др.;
  • эффективная организация образовательной среды для освоения различных видов деятельности учащимися с поведенческими проблемами и проблемами межличностного взаимодействия, испытывающими трудности в обучении;
  • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативноправовой базой, стандартами профессиональной деятельности и этическими нормами профессионального сообщества;
  • организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;
  • участие в проектировании и создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды;
  • организация и участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социальнореабилитационных исследованиях и иных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
  • формирование у субъектов образования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании;
  • организация межличностных контактов и общения участников образовательного процесса в условиях поликультурной среды.

В области психолого-педагогического сопровождения образования:

  • контроль за ходом психического развития учащихся на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов;
  • обеспечение психологической поддержки участников образовательного процесса;
  • разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;
  • осуществление в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования учащихся и их родителей, психологической профилактики в учреждениях различных видов и типов;
  • реализация индивидуально-ориентированных мер по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии учащихся;
  • мониторинг сформированности компетенций учащихся;
  • разработка совместно с педагогами траекторий обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
  • взаимодействие с участниками образовательного процесса по формированию коррекции и развитию учащихся в ходе становления ведущей деятельности;
  • разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков.

В области учебно-воспитательной деятельности в дошкольном образовании:

  • создание необходимых психолого-педагогических условий для всестороннего и гармоничного развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • обеспечение условий для становления и развития ведущих деятельностей (предметной и игровой) детей раннего и дошкольного возраста;
  • осуществление контроля за выполнением образовательной программы и оказание необходимой педагогической и методической помощи для повышения эффективности образовательной работы;
  • обеспечение оптимальных условий адаптации детей к дошкольному учреждению на каждой возрастной ступени детства;
  • оптимизация взаимодействия педагогов с ребенком с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития в образовательном процессе;
  • организация и проведение работы, направленной на повышение педагогической и нормативно-правовой компетентности воспитывающих ребенка взрослых;
  • разработка и формирование научно-методического обеспечения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
  • организация взаимодействия специалистов (психологов, педагогов, медицинских и социальных работников и др.) для комплексного решения вопросов и проблем развития детей младшего возраста;
  • распространение результативного опыта работы дошкольного учреждения.

В области учебной и воспитательной деятельности на начальной ступени общего образования:

  • реализация в учебном процессе образовательных программ начальной школы с использованием современных психологических методов, ориентированных на развитие учебной деятельности учащихся;
  • создание оптимальных условий для адаптации учащихся к учебной деятельности в условиях начального образования;
  • интеллектуальное, личностное и нравственное развитие ребенка в ходе реализации учебной деятельности;
  • взаимодействие с педагогами, администрацией учебного заведения и родителями в целях благоприятного развития ребенка;
  • формирование у детей учебно-познавательной мотивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к обучению в основной школе;
  • использование типовых рекомендованных и разработка инновационных личностноориентированных развивающих программ начального обучения, нацеленных на развитие познавательных способностей учащихся;
  • формирование у учащихся основных компетенций, необходимых с точки зрения готовности к обучению в основной школе.

В области психолого-педагогической деятельности в дополнительном образовании:

  • организация и поддержка системы внешкольной работы, благоприятной для развития способностей, интересов и склонностей каждого ребенка или подростка, в том числе и учащихся с трудностями развития;
  • руководство разработкой индивидуальных программ развития личности и способностей для каждого учащегося;
  • руководство проектно-исследовательской деятельностью учащихся в групповом и индивидуальном варианте;
  • организация и руководство системой помощи школьникам в процессе их профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;
  • разработка системы эффективного взаимодействия со школьными учителями, психологами и родителями школьников;
  • разработка авторских программ дополнительного образования;
  • участие в экспертизе образовательной среды с позиций решения задач системы дополнительного образования.

В области психолого-педагогической деятельности в инклюзивном образовании:

  • участие в комплексном (вместе с другими специалистами) психолого-педагогическом обследовании учащихся с проблемами в развитии и ОВЗ;
  • эффективное взаимодействие с психологом, педиатром, логопедом, педагогами в рамках межведомственной профессиональной деятельности;
  • психопрофилактическая работа, направленная на создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды для организации обучения и общения учащихся с ОВЗ;
  • оценка возможностей учащихся с ОВЗ по освоению типовой образовательной программы и проектирование совместно с педагогами индивидуальной образовательной программы для учащегося с ОВЗ;
  • организация психолого-педагогического и психолого-социального сопровождения учащихся с ОВЗ;
  • консультирование педагогов и родителей учащихся с ОВЗ по особенностям построения и реализации учебной деятельности.

В области психолого-педагогической деятельности профессионального образования:

  • разработка и реализация образовательных программ и педагогических проектов в сфере среднего, высшего и последипломного профессионального образования;
  • оценка эффективности образовательных проектов и программ, инновационных образовательных и психологических (в том числе диагностических, развивающих, коррекционных, компенсационных, культурно-просветительских) технологий;
  • анализ, оценка и проектирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в образовании учащихся профессионального образования;
  • профилактика психической дезадаптации студентов в образовательном учреждении профессионального образования;
  • исследование и разработка проектов командообразования в учреждениях профессионального образования и социальной сферы;
  • взаимодействие с педагогическими учреждениями профессионального образования в совместной профессиональной деятельности, ориентированной на формирование у учащихся необходимых профессиональных компетенций, планирование будущей профессиональной карьеры;
  • разработка научно-практических рекомендаций по психолого-педагогической поддержке становления и развития личности студента в условиях психологической службы вуза (колледжа);
  • разработка системы общих, частных, специальных технологий психолого-педагогической помощи будущему специалисту, дифференцированно используемых для различных видов профессиональной деятельности, а также на различных этапах профессиональной карьеры, в различных условиях профессиональной деятельности;
  • внедрение психопрофилактических, психогигиенических, диагностических, консультационных, развивающих и коррекционных форм и методов работы в системе профессионального образования;
  • внедрение системы отслеживающего контроля личностно-профессионального развития будущих специалистов (мониторинга) в процессе их профессионального образования;
  • разработка индивидуальных программ профессионального роста на основе диагностики индивидуального стиля и включения на этой основе механизмов саморегуляции профессиональной деятельности.

В области научно-исследовательской деятельности:

  • изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в области педагогики и психологии образования с целью определения проблем исследования;
  • разработка и использование современных, в том числе информационных и компьютерных, методов психолого-педагогического исследования с помощью современных средств обработки результатов, баз данных и знаний (сетевых, интернет-технологий);
  • проектирование и реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения;
  • анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области;
  • экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям учащихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии.

В области научно-методического сопровождения образовательного процесса:

  • организация работы по методическому обеспечению содержания образования;
  • анализ учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях и разработка рекомендаций и мероприятий по оптимизации образовательного процесса;
  • сбор, систематизация и рецензирование методических и информационных материалов для эффективной организации образовательного процесса;
  • научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов в образовательных учреждениях;
  • анализ образовательной среды и развивающих программ и технологий;
  • психолого-педагогическое обеспечение процесса внедрения инновационных образовательных программ и технологий;
  • оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания;
  • работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения по изменению стереотипного поведения в направлении формирования готовности к изменениям и инновациям;
  • участие в разработке информационных и методических материалов;
  • проектирование совместно с педагогами образовательного учреждения индивидуальных траекторий повышения их квалификации.

В области организационно-управленческой деятельности:

  • разработка и реализация эффективной системы мер по защите и охране прав работников;
  • развитие образовательного учреждения в соответствии с разработанными планами и программами развития учреждения;
  • использование психологических знаний и технологий в процессе реализации принципов и современных научных подходов к формированию межличностных отношений в коллективе;
  • разработка и внедрение эффективной организационной модели деятельности образовательного учреждения;
  • обеспечение условий для создания психологической комфортной среды образовательного учреждения;
  • организация и осуществление современного подхода в работе с персоналом (включая подбор педагогических и иных кадров, создание планов карьерного и профессионального роста внутри организации);
  • организация внутриведомственного и межведомственного взаимодействия;
  • разработка совместно с педагогами и другими специалистами образовательного учреждения стратегии и планов развития образовательного учреждения;
  • создание модели эффективного управления мотивацией педагогов и специалистов образовательного учреждения, в том числе с использованием моральных, материальных и иных стимулов.

В области социально-педагогической деятельности:

  • проведение психолого-педагогических и социально-педагогических исследований по изучению причин дезадаптации, девиаций и других отклонений в поведении учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • выявление возможностей и ресурсов различных видов и форм социально полезной деятельности учащихся в конкретном социуме;
  • определение проблемного поля обучающихся и потенциальных возможностей социума, а также оптимальных форм и методов их использования в процессе социализации обучающихся;
  • проектирование на основе социально-педагогических исследований программ коррекции поведения и реабилитации личности учащихся, нуждающихся в социально-педагогической помощи;
  • модификация существующих и разработка новых методов, методик, техник включения обучающихся в социальную деятельность и социальные отношения; видение позитивного и негативного их влияния на формирование социальной активности у обучающихся;
  • построение программ социально-педагогической деятельности образовательного учреждения на ближайшую и дальнюю перспективу;
  • организация и развитие взаимодействия с социальными институтами с учетом особенностей использования потенциальных возможностей каждого из них в оказании помощи обучающимся в трудной жизненной или кризисной ситуации;
  • анализ результатов социально-педагогической деятельности, формулирование выводов и рекомендаций специалистам различного профиля об условиях ее эффективности.

В области психолого-педагогической работы с одаренными детьми:

  • разработка, организация и руководство всей системой работы с одаренными детьми, включая работу психологической службы, взаимодействие с администрацией, педагогическим коллективом, педагогами дополнительного образования, психологическое просвещение родителей и т. д.;
  • разработка, организация и руководство разработкой индивидуальных психолого-педагогических программ развития личности и способностей для каждого одаренного ребенка или подростка;
  • разработка, организация и руководство системой проектно-исследовательской деятельности школьников (совместно с другими участниками образовательного процесса);
  • разработка, организация и руководство системой помощи школьникам в процессе их профессиональной ориентации и профессионального самоопределения (совместно с педагогом дополнительного образования);
  • разработка, реализация и практическое продвижение авторских стратегий, инновационных программ и методов работы с одаренными детьми;
  • постоянное участие в подготовке психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми (лекционно-практическая работа на уровне учебных курсов, мастер-классов, тренингов и т. д.);
  • участие в экспертизе образовательной среды с точки зрения ее влияния на развитие и образование одаренного ребенка.

В области психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения:

  • разработка персонального web-сайта преподавателя;
  • разработка преподавателем контента для своей дисциплины:
    + электронного учебно-методического комплекса по дисциплине, состоящего из учебной программы, учебного пособия, хрестоматии, персоналий, системы интерактивных заданий, информационно-справочных материалов;
    + видеокурса лекций по дисциплине;
    + мультимедийных материалов (презентация, видеопособие и.т.п.);
  • создание благоприятной образовательной среды для эффективного взаимодействия и обучения при условии удаленности студентов, в режимах общения on-line и off-line;
  • создание оптимальных условий для активизации студентов в учебном процессе при условии их удаленности;
  • разработка специфических технологий обучения учащихся с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей и ограниченных возможностей здоровья студентов;
  • изучение, анализ и обобщение опыта работы со студентами при условии их удаленности;
  • внедрение современных инновационных методов в обучение при условии удаленности, с учетом индивидуальных особенностей;
  • организация психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ при условии их удаленности, в режимах общения on-line и off-line.

5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:

а) Общекультурными (ОК):

  • способен изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);
  • владеет методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);
  • владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);
  • способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);
  • способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);
  • способен разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям разного культурного и расово-этнического происхождения (ОК-6);
  • способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);
  • способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);
  • способен проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях (в том числе в ситуациях риска) (ОК-9);
  • способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);
  • способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).

б) Профессиональными (ПК):

Общими для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления (ОПК):

  • знает феноменологию и закономерности психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды (ОПК-1);
  • готов выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом зоны ближайшего развития (ОПК-2);
  • использует научно обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности учащихся (ОПК-3);
  • владеет современными научно обоснованными технологиями организации сбора профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации (ОПК-4);
  • умеет организовывать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-5);
  • умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогической деятельности (ОПК-6);
  • владеет научно обоснованными технологиями формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-7);
  • владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности (ОПК-8);
  • способен организовать коллективно-распределенную деятельность участников образовательного процесса (ОПК-9);
  • способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-10);
  • способен реализовать комплексный подход к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-11);
  • способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды (ОПК-12);
  • способен планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды (ОПК-13);
  • способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-14);
  • готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-15);
  • знает особенности развития личности в поликультурной среде (ОПК-16).

В психолого-педагогическом сопровождении образования (ПКПП):

  • способен применять методы диагностики в практической работе с учетом возрастных особенностей детей и подростков (ПКПП-1);
  • способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2);
  • способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3);
  • способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);
  • готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);
  • способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);
  • способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);
  • способен оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8);
  • способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).

В учебной и воспитательной деятельности на ступени дошкольного образования (ПКД):

  • способен с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка (ПКД-1);
  • готов использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы с детьми (ПКД-2);
  • способен использовать и разрабатывать методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, особенностей освоения образовательных программ (ПКД-3);
  • способен реализовывать личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (ПКД-4);
  • способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей раннего и дошкольного возраста (предметную, игровую, продуктивную) (ПКД-5);
  • способен разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей адаптации и обучения детей к образовательной среде (ПКД-6);
  • готов использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании (ПКД-7);
  • способен проектировать и реализовывать образовательные и оздоровительные программы развития детей младшего возраста для учреждений различных типов и видов (ПКД-8);
  • способен совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПКД-9);
  • способен проводить анализ и обобщение образовательной деятельности дошкольного учреждения (ПКД-10);
  • способен к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПКД-11);
  • способен проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении и разрабатывать рекомендации по повышению их качества (ПКД-12).

В учебной и воспитательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):

  • способен проектировать и организовывать совместную и самостоятельную учебную деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой им образовательной программы (ПКНО-1);
  • способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося, совместно с методистами, необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2);
  • способен проектировать и оптимизировать процесс реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся (ПКНО-3);
  • готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу в первые месяцы обучения в школе (ПКНО-4);
  • готов проектировать и организовывать индивидуальную и совместную учебную деятельность учащихся, обеспечивающую реализацию развивающих возможностей образовательных программ (ПКНО-5);
  • готов проектировать и проводить комплекс мероприятий по профилактике дезадаптации детей к обучению в основной школе (ПКНО-6);
  • готов осуществлять сбор и анализ данных об индивидуальных особенностях, проявляющихся у детей в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);
  • способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).

В психолого-педагогической деятельности в дополнительном образовании (ПКДО):

  • знает современные отечественные и зарубежные подходы к системе внешкольной работы с детьми и подростками (ПКДО-1);
  • способен обеспечить развитие интересов, склонностей и способностей детей и подростков (ПКДО-2);
  • способен определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе школьного и дополнительного образования (ПКДО-3);
  • способен адаптировать методики и методы с учетом индивидуально-возрастных особенностей учащихся (ПКДО-4);
  • способен выстраивать систему дополнительного образования в том или ином конкретном учреждении как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого учащегося (ПКДО-5);
  • умеет руководить и контролировать работу по созданию индивидуальных программ и развивающих стратегий для учащихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей (ПКДО-6);
  • способен создавать систему проектно-исследовательской деятельности учащихся как в групповом, так и в индивидуальном варианте (ПКДО-7);
  • умеет разрабатывать авторские программы работы с учащимися в системе дополнительного образования (ПКДО-8);
  • владеет методиками диагностики интеллекта, креативности и особенностей личности и при необходимости навыками обучения специалистов другого уровня (бакалавров) (ПКДО-9);
  • владеет навыками организации системы групповой и индивидуальной работы с учащимися учреждения дополнительного образования (ПКДО-10);
  • владеет навыками организации эффективного взаимодействия с общим и специальным окружением учащегося (семья, педагоги, сверстники) (ПКДО-11);
  • владеет навыками профессиональной экспертизы качества и развивающего эффекта образовательной среды в системе дополнительного образования (ПКДО-12);

В педагогической деятельности в инклюзивном образовании (ПКИО):

  • знает об особенностях образовательных программ и методов коррекционной педагогики, разработанных для всех категорий детей с нарушением развития (ПКИО-1);
  • умеет проводить психолого-педагогическое обследование ребенка с сенсорными, двигательными, речевыми и интеллектуальными нарушениями (ПКИО-2);
  • умеет обсуждать с командой специалистов разного профиля результаты комплексного диагностического обследования ребенка с ОВЗ (ПКИО-3);
  • способен оценить возможности ребенка с ОВЗ в освоении общеобразовательной программы и составить индивидуальные рекомендации по его обучению (ПКИО-4);
  • умеет оценить и улучшить возможности образовательного учреждения для инклюзивного обучения ребенка с ОВЗ (ПКИО-5);
  • способен организовать психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, находящегося в образовательном учреждении (ПКИО-6);
  • умеет организовать психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ при переходе из одного образовательного учреждения в другое (ПКИО-7);
  • владеет методами консультирования детей и взрослых с отклонениями в развитии, членов их семей и педагогов по проблемам воспитания и обучения, особенностям психического развития, жизненного и профессионального самоопределения (ПКИО-8);
  • владеет методами психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в семье и в образовательном учреждении (ПКИО-9).

В психолого-педагогической деятельности в профессиональном образовании (ПКПД):

  • способен разрабатывать психологические и педагогические рекомендации по личностно-профессиональному развитию будущего специалиста (ПКПД-1);
  • способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПД-2);
  • способен формировать профессиональную «Я-концепцию» будущего специалиста в рамках различных видов профессиональной деятельности (ПКПД-3);
  • способен формировать профессиональную готовность будущего специалиста к творческому решению профессиональных задач (ПКПД-4);
  • способен проводить индивидуальные консультации, профессиональные собеседования и тренинги программно-целевого содержания (ПКПД-5);
  • способен разрабатывать рекомендации программно-целевых тренингов на основе данных мониторингового контроля и результатов личностно-профессионального собеседования в системе профессионального образования (ПКПД-6);
  • способен выстраивать для будущих специалистов персональные траектории профессиональной самореализации, т. е. траектории достижений высоких профессиональных результатов, карьерного роста при оптимальных внутренних затратах (ПКПД-7);
  • способен помочь будущему профессионалу найти оптимальные взаимосвязи между профессиональной деятельностью и другими сферами жизни, максимально использовать жизненные ресурсы для успешной жизненной карьеры (ПКПД-8).

В научно-исследовательской деятельности (ПКНИ):

  • способен проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1);
  • способен выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПКНИ-2);
  • способен критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПКНИ-3);
  • готов использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4);
  • способен разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельности (ПКНИ-5);
  • способен организовать взаимодействие специалистов для достижения цели исследования (ПКНИ-6);
  • способен выстроить менеджмент социализации результатов исследований (ПКНИ-7);
  • способен представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ПКНИ-8);
  • способен выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПКНИ-9).

В научно-методическом сопровождении образовательного процесса (ПКНМ):

  • способен обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе (ПКНМ-1);
  • способен определить направления и способы оснащения образовательной работы методическими средствами (ПКНМ-2);
  • способен применять и пополнять имеющиеся знания в процессе структурирования материалов, обеспечивающих образовательный процесс (ПКНМ-3);
  • готов осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПКНМ-4);
  • способен ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПКНМ-5);
  • готов к содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по вопросам обучения и воспитания (ПКНМ-6);
  • способен восполнить дефициты информационного и методического оснащения образовательного процесса (ПКНМ-7);
  • умеет организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПКНМ-8);
  • способен выполнять супервизию «молодого специалиста» (ПКНМ-9);
  • способен превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации (ПКНМ-10).

В организационно-управленческой деятельности (ПКОУ):

  • способен проводить экспертизу образовательной среды учреждения и определять административные ресурсы развития учреждения (ПКОУ-1);
  • способен разработать концепцию и программу развития учреждения на основе маркетингового исследования в области рынка образовательных услуг (ПКОУ-2);
  • способен организовать межпрофессиональное взаимодействие специалистов образовательного учреждения (ПКОУ-3);
  • способен определять и создавать условия, способствующие мотивационной готовности всех субъектов образовательного процесса к продуктивной деятельности (ПКОУ-4);
  • готов использовать современные технологии менеджмента (ПКОУ-5);
  • способен определять круг потенциальных партнеров образовательного учреждения (ПКОУ-6);
  • способен планировать и проводить переговоры с российскими и зарубежными партнерами (ПКОУ-7).

В социально-педагогической деятельности (ПКСП):

  • готов к проведению психолого-педагогических и социально-педагогических исследований в образовательном учреждении (ПКСП-1);
  • владеет методами анализа деятельности обучающегося (ПКСП-2);
  • владеет методами оценки и анализа ситуации социально-педагогической деятельности (ПКСП-3);
  • умеет разрабатывать программы реабилитации, реинтеграции, сотрудничества и посредничества на основе предшествующего анализа (ПКСП-4);
  • умеет разрабатывать и реализовывать методы, техники, технологии социальной помощи с учетом собственного профессионального опыта и особенностей конкретной ситуации (ПКСП-5);
  • умеет проводить системный анализ социальной ситуации детства на отдельной территории (ПКСП-6);
  • умеет разрабатывать программы системного взаимодействия социальных институтов в решении конкретных проблем детства (ПКСП-7);
  • владеет навыками рефлексии собственной деятельности (ПКСП-8);
  • умеет проводить анализ проделанной работы (ПКСП-9);
  • умеет ставить задачи в отношении собственного профессионального развития на основе предшествующего анализа (ПКСП-10).

В области психолого-педагогической работы с одаренными детьми (ПКОД):

  • знает отечественные и зарубежные подходы к пониманию закономерностей развития одаренных детей и подростков во всей их полноте (ПКОД-1);
  • знает научно-практические проблемы развития и образования одаренных детей (стратегии работы с одаренными детьми, общие и индивидуально-типологические закономерности их развития, основные и «фоновые» требования к организации развивающей образовательной среды и т.д.) и направления их решения, в том числе: инновационные подходы к образованию одаренных детей, основные направления, проблемы и перспективы развития творческих способностей у детей и подростков начиная с раннего дошкольного возраста (ПКОД-2);
  • знает основные подходы, требования и перспективы к организации дополнительного образования одаренных детей (ПКОД-3);
  • знает задачи, проблемы, основные подходы и перспективы работы психолога в общей системе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков (ПКОД-4);
  • умеет оценивать отечественный и зарубежный психолого-педагогический опыт работы с одаренными детьми с точки зрения его пригодности в образовании (ПКОД-5);
  • умеет выстраивать систему психологической службы в специализированных школах для одаренных детей и осуществлять постоянный контроль за ее работой (ПКОД-6);
  • умеет руководить работой по адаптации той или иной методики, в полной мере понимая ее возможности и ограничения применительно к одаренным детям (ПКОД-7);
  • умеет направлять и контролировать работу по созданию индивидуальных программ (индивидуальных образовательных стратегий) для каждого ребенка с психологически обоснованной подстройкой под индивидуальность каждого ребенка (ПКОД-8);
  • умеет руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников как в групповом, так и в индивидуальном варианте (вместе с педагогическим коллективом и педагогом дополнительного образования) (ПКОД-9);
  • умеет разрабатывать авторские программы работы с детьми и подростками в системе психологической службы (ПКОД-10);
  • готов принимать участие в подготовке психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми (ПКОД-11);
  • умеет квалифицированно использовать имеющиеся способы трансляции инновационного опыта (как собственного, так и «со стороны») в образовательный контекст системы работы с одаренными детьми (ПКОД-12);
  • владеет навыками ответственного и бережного руководства младшим психологическим персоналом (бакалаврами, лаборантами и др.) (ПКОД-13);
  • владеет навыками работы в рамках традиционных и инновационных образовательных стратегий, обеспечивающих личностное, познавательное и творческое развитие каждого ребенка (ПКОД-14);
  • владеет навыками организации системы групповой и индивидуальной работы с детьми и подростками (тренинговая и клубная работа с детьми, работа в системе проектно-исследовательской работы, просветительская работа с родителями и т. д.) (ПКОД-15);
  • владеет навыками организации системы и руководства составом общего и специального окружения одаренного ребенка (семья, учителя, сверстники) (ПКОД-16);
  • владеет навыками профессиональной экспертизы качества и развивающего эффекта образовательной среды для одаренных детей (ПКОД-17);
  • владеет навыками и готов передавать инновационный опыт работы с одаренными детьми (чтение лекций, мастер-классы и т. д.) (ПКОД-18).

В области психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения (ПКДиО):

  • владеет знаниями персонального компьютера на уровне уверенного пользователя (ПКДиО-1);
  • владеет современными сетевыми образовательными технологиями (электронный деканат, электронная библиотека и медиатека, форум, чат, персональный web-сайт преподавателя, электронная почта и т. п.), видеотелекоммукационными технологиями (типа Skype и т. п.) и другими интернет-технологиями (ПКДиО-2);
  • способен внедрять интернет-технологии в учебный процесс;
  • владеет знаниями и умениями по технологии проектирования контента для своей дисциплины (ПКДиО-3):
  • владеет основами эргономической обработки текстовых и мультимедийных материалов (ПКДиО-4);
  • умеет работать с аудиторией при условии удаленности студента (ПКДиО-5);
  • владеет методами и способами организации эффективного обучения при удаленном доступе (ПКДиО-6);
  • владеет психологическими приемами создания благоприятной образовательной среды (ПКДиО-7);
  • умеет фиксировать появление новых знаний в ходе дискуссий и распространять эти знания среди учащихся в виде подведения итогов в режимах общения on-line и off-line (ПКДиО-8);
  • способен мотивировать студентов различного уровня подготовки, поддерживать лидеров внутри неформальных учебных групп при удаленном студенте (ПКДиО-9);
  • способен учитывать в процессе дистанционного обучения особенности студентов с ОВЗ (ПКДиО-10).

6. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (см. таблицу 2):

  • общенаучный цикл;
  • профессиональный цикли разделов:
  • практики и научно-исследовательская работа;
  • итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и/или углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и/или обучения в аспирантуре.

Таблица 2. Структура ООП Магистратуры.
Таблица 2. Структура ООП Магистратуры.
Таблица 2. Структура ООП Магистратуры.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ.

7.1.1. Перед началом разработки ООП вуз должен определить главную цель (миссию) программы, цели основной образовательной программы как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда.

ООП магистратуры включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.1.2. При разработке магистерской программы должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.1.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистранта. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 % аудиторных занятий (определяется с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 25 % аудиторных занятий.

7.1.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

7.1.5. Магистерская программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 % вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.

7.1.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся не обязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.1.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 14 академических часов.

7.1.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с постановлением Правительства от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».

7.1.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7–10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы.

7.1.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.1.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.1.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки междисциплинарных взаимодействий и межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества, гуманистическую ориентацию и другие профессионально значимые компетенции, каковыми являются:

  • интерактивные лекции с использованием мультимедийных средств;
  • проведение групповых дискуссий, анализ профессиональных ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей;
  • проведение ролевых и деловых игр, тренингов, презентаций и видеоконференций;
  • организация учебных занятий с выходом к поисковым системам и материалам, размещенным в глобальной сети Интернет;
  • дистанционные курсы ведущих отечественных и зарубежных специалистов, в том числе в форме телемостов;
  • преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающим региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формирования компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС.

7.1.13. Магистерская программа вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям):

  1. Практические занятия по проектированию и экспертизе образовательной среды.
  2. Практикум по организации и проведению научных исследований в профессиональной психолого-педагогической деятельности.
  3. Практические занятия по дисциплине «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды».

Кроме того, практические занятия и практикумы должны быть предусмотрены по всем дисциплинам профессионального цикла.

7.1.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

  • обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);
  • при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
  • обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основе аттестации;
  • обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.2. Требования к организации практик и научно-исследовательской работы обучающихся.

7.2.1. Требования к организации практик обучающихся.

Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессиональнопрактическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.  

Практики могут проводиться в сторонних организациях (предприятиях, НИИ, фирмах) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.2.2. Требования к организации научно-исследовательской работы обучающихся.

Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

  • планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
  • проведение научно-исследовательской работы;
  • корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
  • составление отчета о научно-исследовательской работе;
  • публичная защита выполненной работы или публикация ее результатов.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся.  Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.3. Кадровое обеспечение учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20% преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80% преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень PhD, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 % преподавателей. 

При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 % преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень PhD, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень PhD, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и/или ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 3 лет.

Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя – не более одной магистерской программой.

Непосредственное руководство магистрантами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрантами.

Руководители магистерских программ должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах (включая журналы из списка ВАК) и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

7.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса.

Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Реализация основных образовательных программ магистратуры должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки к системе Интернет, к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) магистерской программы.

Каждый обучающийся по магистерской программе должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине, входящей в образовательную программу.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда или электронным базам периодических изданий, включая не менее чем из 10 наименований отечественных журналов из списка ВАК и не менее 5 наименований ведущих зарубежных журналов, соответствующих профессиональному циклу.

Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам:

  • www.informika.ru
  • www.mon.gov.ru
  • www.edu.ru
  • www.rospsy.ru
  • www.psyjournals.ru
  • www.childpsy.ru
  • www.psyparents.ru
  • www.psychlib.ru

а также не менее чем к одной из международных баз данных из приведенного ниже списка:

  • Базы данных Американской психологической Ассоциации PsyсhArticles и PsychBooks, база Medline с электронным адресом web.ebscohost.com
  • База диссертационных исследований Dissertation & Theses с электронным адресом www.sciencedirect.com
  • Электронная библиотека РГБ с электронным адресом diss.rsl.ru

7.5. Финансовое обеспечение учебного процесса.

Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает общий бюджет реализации основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов подушевого финансирования.

Фонд стимулирующих надбавок в рамках общего фонда заработной платы работников вуза не должен быть меньше 30%.

7.6. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научноисследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

  • не менее двух мультимедийных аудиторий, оборудованных интерактивной доской;
  • не менее четырех компьютерных классов на 14 мест;
  • лингафонный кабинет;
  • специально оборудованные кабинеты и лаборатории по направлению подготовки в соответствии с перечнем практикумов учебного плана.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин, но не менее 8 часов в неделю.

8. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

8.1. Требования к текущей и промежуточной аттестации.

8.1.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

  • разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
  • мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
  • разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
  • обеспечения компетентности преподавательского состава;
  • регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
  • информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.1.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.1.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей магистерской программы (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности, в том числе задания для контроля правильности интерпретации данных диагностического обследования, построения коррекционно-развивающих мероприятий, выполнения норм профессиональной этики и др.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения, формулировать гипотезу как необходимый элемент и определять способы ее эмпирической проверки как необходимого этапа профессиональной деятельности.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; публичное обсуждение результатов исследований и презентация кейсов, представляющих собой законченный элемент профессиональной деятельности (экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей и т. п.).

8.1.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества осваиваемого материала учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.1.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистрантов к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных предприятий, НИИ, фирм), преподаватели, читающие смежные дисциплины, и т. п.

8.2. Требования к итоговой государственной аттестации выпускников.

8.2.1. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы. 

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также данного ФГОС ВПО в части требований к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач, каковыми являются:

  • анализ профессиональной информации, полученной в ходе лабораторного или естественного эксперимента или в процессе реального эмпирического обследования с использованием современной вычислительной техники и адекватно подобранных современных методов математической статистики;
  • проектирование психолого-педагогических исследований и разработок в основных видах профессиональной деятельности магистра данного направления, в том числе разработка проектов коррекционно-развивающих программ, программ профилактики и психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;
  • обработка, обобщение и интерпретация результатов психолого-педагогических обследований и исследований;
  • разработка проектов научно-методических и нормативно-методических материалов, обеспечивающих психолого-педагогическую деятельность, и др.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.2.2. Государственный экзамен по направлению подготовки может вводиться по решению Ученого совета вуза.

Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно с учетом рекомендаций соответствующих учебно-методических объединений вузов. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

Вузом может быть предоставлено право зачета выпускнику сданного им государственного аттестационного экзамена как вступительного экзамена в аспирантуру.

9. СПИСОК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ И ЭКСПЕРТИЗЕ ФГОС ВПО

ГОУВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
 Ректор - В.В. Рубцов  
 Первый проректор, проректор по учебной работе - А.А. Марголис
 
Проректор по научной работе - Ю.М. Забродин
 
Начальник Учебного управления - А.П. Волынцев
 
Начальник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров - Е.Н. Задорина
 
Декан факультета «Психология образования» - М.А. Егорова
 
Зам. декана факультета «Психология образования» - Г.Ю. Гутина
 
Декан факультета «Социальная психология» - М.Ю. Кондратьев
 
Декан факультета «Психологическое консультирование» - Ф.Е. Василюк
 
Декан факультета «Юридическая психология» - Е.Г. Дозорцева
 
Декан факультета «Социальная педагогика» - В.С. Торохтий
 
Декан факультета дистанционного обучения - Б.Б. Айсмонтас
 
Директор Института гуманитарных технологий - Ю.Н. Баусов
 
Руководитель Центра «Практический психолог» (Управления методического обеспечения службы практической психологии образования) - М.В. Зиновьева
 
Руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек - Е.О. Смирнова
 
Руководитель Центра экстренной психологической помощи - О.В. Вихрестюк
 
Руководитель Центра социально-психологической адаптации и развития подростков - А.В. Тихомирова
 Научный руководитель учебной консультации и практикума по консультированию детей и их родителей - Н.Н. Авдеева
 
Зав. кафедрой общей психологии - М.К. Кабардов
 
Зав. кафедрой педагогической психологии факультета «Психология образования» - В.А. Гуружапов
 
Зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования» - И.А. Бурлакова
 
Зав. кафедрой возрастной психологии факультета «Психология образования» - Л.Ф. Обухова
 
Профессор кафедры специальной психологии - А.М. Щербакова
 
Профессор кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» - А.З. Зак
 Зам. зав. лабораторией «Психологическая служба и аттестация педагогов-психологов» - А.М. Прихожан
 Зав. лабораторией «Образовательная стратегия развития одаренных детей» - В.С. Юркевич
 Зав. лабораторией «Психологическая готовность к школе» - Н.И. Гуткина
 Зав. лабораторией «Психолого-социальные проблемы профилактики безнадзорности и сиротства» - В.Н. Ослон
 Зав. лабораторией «Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования детей
 и молодежи с особенностями развития и инвалидностью», профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Психологическое консультирование» - В.К. Зарецкий

Российская академия образования (РАО)
 Вице-президент - Д.И. Фельдштейн

Российская академия государственной службы при Президенте РФ
 Зав. кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности - А.А. Деркач
 
Профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности - Л.А. Степнова

Институт психологии Российской академии наук
 Директор  А.Л. Журавлев
 Зав. лабораторией психологии и психофизиологии творчества - Д.В. Ушаков

Психологический институт Российской академии образования
 Зам. директора - С.Б. Малых

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Декан факультета психологии - Ю.П. Зинченко

Удмуртский государственный университет
 Проректор по научной работе - Н.И. Леонов

Южноуральский государственный университет
 Декан факультета психологии - Н.А. Батурин

Московский городской педагогический университет
 Ректор - В.В. Рябов

Институт психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета
Директор - Е.С. Романова

Российский государственный медицинский университет
 Зав. кафедрой педиатрии и школьной медицины факультета усовершенствования врачей - Д.Д. Панков

Школа-интернат для одаренных детей «Интеллектуал»
 Директор - Е.В. Маркелов

Эксперты:

Совет ректоров вузов Москвы и Московской области
 Председатель Совета - И.Б. Федоров

Российское психологическое общество (РПО)
  Президент - Ю.П. Зинченко

Федерация психологов образования России (ФПОР)
  Вице-президент - И.В. Дубровина

Комиссия Общественной палаты по образованию и науке
  Зам. председателя - Л.Н. Духанина

Российская академия образования
  Вице-президент - А.А. Кузнецов

Департамент социальной защиты населения города Москвы
 Зам. руководителя - О.В. Михайлова

Департамент образования города Москвы, Руководитель - О.Н. Ларионова

Управление образования администрации Псковской области
 Руководитель - В.В. Емельянова

Министерство образования Республики Саха (Якутия)
 Министр - Ф.В. Габышева

Министерство образования Астраханской области
 Министр - В.А. Гутман

Институт философии РАН
 Зав. сектором теории познания, главный редактор журнала «Вопросы философии» - В.А. Лекторский

Департамент здравоохранения города Москвы
  Главный педиатр Департамента здравоохранения города Москвы - А.Г. Румянцев

Государственный университет – Высшая школа экономики
 Зам. научного руководителя -Л.Л. Любимов

Институт содержания образования ГУ ВШЭ
Директор - В.Д. Шадриков

Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
 Зав. кафедрой - А.Г. Асмолов

Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ
Директор - Ф.Ф. Харисов

Центр образования «Царицыно» № 548, г. Москва
Директор - Е.Л. Рачевский

Центр образования №57, г. Москва
Директор - С.Л. Менделевич

Согласовано


 
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории» печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории»

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Все медиа-обзоры  |  RSS