Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

История консультирования и психотерапии в киберпространстве

С 1972 почти, как только появился Интернет, появилась идея психологического консультирования в сети. Одной из первых демонстраций Интернет-консультаций, стал сеанс психотерапии между университетом Stanford и Калифорнийским университетом в  Лос-Анджелесе в течение Международной Конференции по компьютерной связи в октябре 1972.

Идея диалога групп поддержки была предшественницей «e-терапии»; прочный успех этих групп твердо показал потенциал в развитии интернет-консультаций по личным вопросам. После введения первых персональных компьютеров в 1976 начали возникать неформальные группы поддержки. А в 1979 году они стали популярны по всей Северной Америке.

Невозможно точно установить, когда психологи стали взаимодействовать с пациентами по e-mail. Может быть это произошло тогда, когда те консультанты которые, участвовали в группах поддержки и стали известными, получили запросы о помощи, и некоторые из них на эти запросы ответили. Так, скорее всего, и началась история «е-терапии».
Самая ранняя известная консультация через Интернет,  предлагалась студентам Университета Cornell в Ithaca, Н.ЙОРК. (http://cuinfo.cornell.edu/Dialogs/EZRA/) и называлась в честь Ezra Cornell, основателя университета "Спросите у Uncle Ezra".

Что касается применения психотерапии в сети, то Ivan Goldberg, M.D. начиная отвечать на вопросы on-line, рассказывал о лечении депрессии, по крайней мере, еще в 1993 году. Он отвечал на вопросы не на собственном популярном сайте "Центр исследования  депрессии"(http://www.psycom.net/depression.central.html), а консультировал как добровольный консультант в группе поддержки on-line "Идущие в темноте".  Goldberg отвечал на вопросы о медикаментозном лечении депрессии и возможности психологической помощи при ее лечении.

Джон Grohol, Psy.D. предложил услугу  бесплатного психологического консультирования на популярном чате в 1995г. (http://psychcentral.com/chats.htm).

Платные услуги, для широкой публики, начали появляться в Интернет в середине 1995г. Наиболее популярны были консультации в виде ответа на один вопрос за небольшую плату. Leonard Holmes, Ph.D., первый, кто предложил услугу психологического консультирования на основе "оплаты, если это помогает". (http://www.leonardholmes.com). Holmes сообщал, что как только он открыл сайт, рекламирующий его практику, он начал получать электронную почту от людей, требующих помощи и было очевидно, что люди готовы к общению через Интернет.

Два других сайта: "Help Net" и "Shrink Link" на платной основе стали доступны с осени 1995 года (оба сервиса на сегодняшний день закрыты).

Дэвид Sommers, Ph.D. также может считаться  пионером «e-терапии». Он был первым, кто предложил платную услугу психологического консультирования через Интернет, то есть предлагал более, чем ответ на единственный вопрос. Он пытался устанавливать более длительный и глубокий контакт с клиентами. С 1995г. до 1998г., Sommers консультировал 300 человек со всего земного шара: от Северного Полярного круга до Кувейта. Sommers применял несколько способов консультирования через Интернет: сначала использовал только электронную почту, но позже применял и беседы в реальном времени (чаты, ICQ) и видеоконференции.

Needham, M.S. установил IRC chat service «Cyberpsych» (вебсайт) в августе 1995 года, и был первым, кто сосредоточился исключительно на взаимодействии с клиентами в реальном времени через чат. Он работал с 44 клиентами с 1995 по 1998г. Другие ранние последователи зарождающейся   «e-терапии» появились в Лондоне (http://www.pinkpractice.co.uk).

Никакое изучение истории «e-терапии» не будет полным без упоминания о добровольных консультантах кризисного центра «Самаритяне» (http://www.samaritans.org.uk), хотя они и не профессиональные психологи. Эти добровольцы, прошедшие специальное обучение, ежедневно отвечали на электронную почту от людей, находящихся на грани  самоубийства с 1994, анонимно и бесплатно. Их работа имела неоценимое значение. В 2001г. только добровольные подготовленные психологи-консультанты (волонтеры) отвечали на письма по e-mail от 64000 человек.

Осенью 1995г., существовало двенадцать практик «e-терапии» в Интернет. К 2002 году уже насчитывалось свыше 300 частных сайтов, где предлагались e-терапевтические услуги  и предложения от «e-клиник», которые совместно с частными сайтами насчитывали уже более, чем 500 сайтов.

Приход коммерческих сайтов «e-клиник», предлагающих услугу психологических консультаций, ознаменовал значимый этап развития «e-терапии». Клиники стараются улучшить среду для «e-терапии» и могут позволить себе предлагать такие услуги, которые не могут предлагать независимые психологи: наиболее прочная on-line безопасность,  возможность оплаты  кредитными карточками, возможность выставить счет за  услуги и другие инструменты управления практикой консультирования и активного маркетинга. Психологи могут присоединиться к этим «e-клиникам» за  скромный ежемесячный гонорар. Им предлагают страницу на сайте клиники, через которую они могут вести свою собственную практику «e-терапии». Людям, которые посещают сайты «e-клиник» предлагается длинный список e-терапевтов на выбор. Все психологи прошли тщательный отбор, что гарантирует их  высокую квалификацию и  профессионализм и клиент может выбрать психолога согласно различным критериям. На сайтах можно почерпнуть много информации по психологии, чтобы помочь самому себе.  Примеры «e-клиник»: HelpHorizons.com (http://www.helphorizons.com) и  MyTherapyNet.com (http://www.mytherapynet.com).

Образование международного общества психологического здоровья оn-line (или ISMHO, http://www.ismho.org), было одним из этапов развития «e-терапии». ISMHO - некоммерческое общество, созданное в 1997г., чтобы осуществлять пропаганду использования и развития on-line связи, информационную поддержку для участников международного общества психологического (психического) здоровья. Оно стало неофициальной профессиональной организацией для e-терапевтов, которая служит для обеспечения и организации дискуссий, где профессиональные психологи пытаются найти пути использования Интернет, чтобы организовать профессиональную психологическую помощь. ISMHO администрирует общественный форум (доступный на web-сайте) и что наиболее важно, субсидирует группу анализа клинических случаев, которая обеспечивает новый взгляд на клинические вопросы и формы вмешательства, работающие в Интернет. Многие материалы и выводы этого общества представлены в нашей книге.

ISMHO не является рекомендующей (официальной) организацией, однако, выпустила «Принципы организации психотерапии онлайн», чтобы помочь в работе и стать гидом и  для клиентов и для психотерапевтов в этой новой сфере услуг. ISMHO имеет более чем 200 активных участников во многих странах мира. Члены организации, главным образом,  профессионалы, вовлеченные в психотерапевтический процесс. Но в рядах организации  также приcутствуют исследователи, студенты  и обычные люди, которые заинтересовались психотерапией.


 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS