Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Особенности переживания детско–родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста

Постановка проблемы

В отечественной и зарубежной психологии существует много классификаций типов семейного воспитания и соответствующих диагностических инструментов. Но практика семейного и возрастного консультирования требует анализа специфики детско-родительского взаимодействия в конкретных возрастах, а также создания моделей, учитывающих собственную активность ребенка, его субъективные переживания опыта детско-родительских отношений.

Исследование было посвящено связи особенностей детско–родительского взаимодействия с характером переживания ребенком детско–родительских отношений в дошкольном возрасте и с характеристиками родительской позиции.

Целью исследования было изучение психологических особенностей и видов детско–родительского взаимодействия в дошкольном возрасте. Необходимым условием для реализации этой цели стала разработка диагностических средств для выявления особенностей детско–родительского взаимодействия ребенка в дошкольном возрасте.

Для того чтобы операционально проверить гипотезу о связи между изучаемыми феноменами, была разработана комплексная модель детско-родительского взаимодействия. Собственная активность ребенка и его образ родителей как важнейшие факторы детско-родительских отношений. Структура взаимодействия родителя и ребенка включает следующие компоненты:

  • Мотивационно–ценностный компонент включает ведущие мотивы, ценностные ориентации, направленность личности (на себя, партнера, предмет сотрудничества)
  • Поведенческий компонент (структурирование позиций; источники и способы разрешения конфликтов; характерные приемы воздействия на партнера; характер санкций, контроля и мониторинга; способ реагирования на трудности и фрустрацию; особенности оказания помощи)
  • Когнитивный компонент (атрибуция эффективности взаимодействия, ожидания, образ возможностей партнера и собственных, оценка себя и партнера).
  • Аффективный компонент (эмоциональное отношение к партнеру, уважение (признание силы/слабости партнера), привязанность, удовлетворенность отношениями, эмоциональную включенность во взаимодействие, сензитивность и эмпатию, умение оказать эмоциональную поддержку партнеру).

Методы исследования

Для диагностики особенностей переживания ребенком семейных отношений использовались проективная методика «Рисунок семьи» и направленная режиссерская сюжетно–ролевая игра в семью. Игровая диагностика основывалась на следующих принципах (Карабанова О.А., 1997; Шведовская А.А., 2003, 2005):

  • Специальном подборе игрушек и игрового материала;
  • Использовании тактики директивно-недирективного типа управления игрой,  позволяющей подвести ребенка к воспроизведению в игре действий, отражающих реальные переживания;
  • Формулировании критериев оценки игровых действий ребенка, позволяющих проанализировать особенности восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Наиболее чувствительными индикаторами переживания неблагополучия в игровой диагностике являются: способ разрешения ребенком конфликтных ситуаций, моделируемых в игре, характер выбора игровых персонажей, содержание и направленность доминирующего сюжета, выраженность эмоционального отношения к игровым предметам или действиям с ними, количество используемых в игровом моделировании агрессивных персонажей или действий.

Данные о позиции родителей в детско-родительских отношениях были получены в том числе при помощи авторских опросника деятельностных предпочтений ребенка и опросника стиля родительских дисциплин, а также проективной методики «Родительское сочинение в форме незавершенных предложений» (Бурменская Г.В.., Захарова Е.И., Карабанова О.А. с соавт., 2002; Шведовская А.А., 2005). Предложения сгруппированы по 9 шкалам:

1.«Открытая» шкала выявляет общий спектр проявлений особенностей родительской позиции с помощью ненаправленных незаконченных предложений. Результаты позволяют получить дополнительную информацию о переживаниях родителя, значимых характеристиках сложившегося образа ребенка у родителя.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Когда я думаю о своем ребенке, то ...

- Скорее всего, он/она ...

- Я всегда замечал(а) ...

2. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала позволяет также выявить степень признания родителем самоценности ребенка.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- По сравнению с другими детьми его/ее возраста ...

- Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ...

3. Шкала «Значимые характеристики ребенка» позволяет выделить основные качества и свойства ребенка, являющиеся значимыми для родителя.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- Самое главное в характере моего ребенка ...

- Мой ребенок силен в ...

4. Шкала «Позитивные особенности ребенка» выявляет принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Описываемые качества могут включать в себя физические особенности и внешность ребенка; его знания, умения, навыки или достижения; особенности поведения и деятельности; выполнение требований родителей; интеллектуальные, моральные, волевые, эмоциональные качества ребенка; особенности тендерной идентичности.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- Я люблю, когда мой ребенок ...

-  Мне нравится в моем ребенке ...

Другие шкалы:

  1. Идеальные ожидания
  2. Возможные страхи, опасения
  3. Реальные требования
  4. Причины трудностей
  5. Анамнестические данные
  6. Интересы, предпочтения ребенка
  7. Ситуация «Мы-взаимодействия»

Модифицированная методика «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений позволила выявить такие особенности родительской позиции как особенности образа ребенка; характер эмоционального принятия ребенка родителем и отношение к нему; когнитивный образ и переживание родителем характера своего взаимодействия с ребенком. Использование этой методики позволило получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско–детских отношениях, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнез, отражающий историю развития ребенка и выявить некоторые личностные особенности самого родителя.

Обсуждение результатов

Полученные результаты подтверждают гипотезу об активно–действенном характере позиции ребенка во взаимодействии с родителями. Выявлена специфика переживания ребенком детско–родительских отношений при различных видах детско–родительского взаимодействия и связь позиции во взаимодействии с паттерном переживания ребенком отношений с родителем.

Гармоничное взаимодействие характеризуется взаимным принятием и согласованностью тактик родителя и ребенка, высокой мотивацией совместной деятельности. Распределение ролей адекватно содержанию деятельности. Деловое сотрудничество строится родителем последовательно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Родитель ориентирован на оказание помощи ребенку в трудных ситуациях, принятие его инициативы. Родительский контроль носит содержательный характер. Оба партнера адекватно оценивают результаты действий и реагируют на фрустрацию и успех.

Конфликтный тип характеризуется несогласованностью позиций родителя и ребенка во взаимодействии и сотрудничестве и выраженной борьбой за лидерство, низкой успешностью сотрудничества. Родитель склонен к переоценке возможностей ребенка, отсутствию ориентации на индивидуальные особенности ребенка, непоследователен в осуществлении руководства деятельностью ребенка, не оказывает помощи и поддержки ребенку. Ребенок демонстрирует широкий спектр протестных форм поведения, игнорируя замечания и инициативу взрослого, стремясь к полной автономии. В случае неуспеха и родитель, и ребенок занимают внешне обвинительную позицию.

Дистантный тип взаимодействия характеризуется отстраненностью и эмоциональной холодностью по отношению к партеру (взаимодействие «рядом»), низкой мотивацией совместной деятельности при достаточно высокой эффектвности. Родитель проявляет манипулятивную установку, последовательность, склонность к превентивному оказанию помощи ребенку, однако недостаточно учитывает возрастные и индивидуальнее особенности ребенка. В ситуации неуспеха родитель акцентирует неудачи ребенка и критикует его, проявляя при этом достаточное безразличие к успехам ребенка. Ребенок принимает руководящую роль родителя без активной борьбы за лидерство, не обнаруживая инициативы.

Доминантное взаимодействие «Доминирующий родитель – покорный ребенок» отношения между родителем и ребенком комплементарны и строятся по принципу власти и подчинения, авторитаризма – подчинения. Родитель занимает авторитарную позицию и активно захватывает лидерство во взаимодействии с ребенком. Родитель непоследователен и неконструктивен в осуществлении руководства, что приводит к неуспеху в совместной деятельности. В целом родитель оценивает ребенка позитивно и ориентируется на его индивидуальные особенности. Негативные эмоциональные проявления при таком диадическом взаимодействии не выражены.

Доминантное взаимодействие по типу «Доминирующий ребенок – потворствующий родитель» комплементарна по принципу доминирования и подчинения. Позиция доминирующего ребенка характеризуется эгоцентризмом. Конфликтность в диаде минимальная. Родитель принимает позицию ребенка, проявляет эмпатию и поддержку, последователен во взаимодействии, ориентируется на состояние ребенка, поддерживает его инициативу. Ребенок принимает помощь родителя, адекватно корректирует свои действия, что обеспечивает высокую эффективность. Эмоциональные проявления родителя при успехе и неуспехе ребенка адекватны результату, причем в случае неудачи родитель склонен принимать ответственность на себя. Оба участника взаимодействия в целом склонны к позитивному оцениванию действий друг друга.

Были выявлены такие формы переживания ребенком детско–родительских отношений как дисгармоничных, как переживание неблагополучия в отношениях со значимым взрослым; депривации отношений кооперации и аффиляционных потребностей; собственного «бессилия» во взаимодействии с родителем; отсутствия семейной целостности.

В зависимости от специфики переживаний дети прибегают к различным тактикам детско-родительского взаимодействия. К примеру, переживание бессилия находит отражение в таких особенностях поведения ребенка как непоследовательность действий, негативная оценка эффективности взаимодействия и действий участников вне зависимости от его результатов, острое переживание вину, страха и раздражения при неуспехе и безразличия в случае успеха.

Родительская позиция для выборки в целом характеризуется преобладанием позитивного отношения к ребенку и принятие его личностных особенностей. Требования касаются коммуникативной и волевой сфер развития ребенка. Родители предпочитают такие способы поощрения, как телесный контакт и словесные поощрения и способы наказания – объяснение причин нежелательности поведения; реже используются материальные поощрения. Источниками конфликтов являются внутрисемейные обязанности ребенка, значительно реже интересы и личностные особенности ребенка. Ожидания большинства родителей связаны с достижениями успехов в обучении, а опасения с послушанием ребенка.

Практическое применение

Выделенные психологические факторы и условия развития детско-родительских отношений и взаимодействия, а также разработанные для исследования диагностические инструменты могут быть использованы в практике возрастно–психологического и семейного консультирования для решения задач оптимизации, профилактики и коррекции детско–родительских отношений.

Литература

Полный текст автореферата на соискание ученой степени кандидата психологических наук Шведовской А.А. Особенности переживания детско–родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста. - М., 2006 


 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS