Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Лучший друг неплохих матерей

Редко бывает так, чтобы имя какого-то психолога получило известность в широких массах, но при этом оставалось бы мало известно профессионалам. Так произошло в нашей стране с Дональдом Винникотом. Несколько его книг, не так давно переведенных на русский язык, были с энтузиазмом раскуплены заинтересованными родителями и по сей день оживленно обсуждаются неравнодушными мамочками на интернет-форумах. В то же время многие дипломированные психологи знают о нем в лучшем случае понаслышке. А ведь английский психоаналитик Винникот – всемирно известный специалист по детскому развитию, чье имя по праву упоминается в одном ряду с Анной Фрейд и Мелани Кляйн. И любому специалисту, так или иначе работающему с родителями и детьми, полезно побольше узнать о жизненном пути этого человека и его идеях.

Дональд Вудс Винникот родился в респектабельной буржуазной семье в английском городе Плимут  17 апреля 1896 года. Его отец Фредерик Винникот вел успешную торговлю галантерейными товарами и преуспевал на общественном поприще – был избран мэром Плимута и за заслуги на этом посту удостоен дворянского звания. Мать Дональда была фанатично религиозной женщиной строгого, даже угрюмого нрава. Эмоциональной близости с матерью он никогда не ощущал, воспитывался вместе с двумя сестрами преимущественно няней. Возможно, его последующие размышления о том, какой должна быть хорошая мать, уходят корнями в собственный не очень благоприятный детский опыт. Зато отношения с отцом складывались у Дональда замечательно и пример энергичного предпринимателя и вольнодумца, так непохожего на косную, склонную к депрессиям мать, стимулировал его собственную активность и смелый, новаторский образ мыслей.

Ради получения медицинского образования юноша поступил в знаменитый Кембриджский университет, но его учеба была прервана разразившейся мировой войной. Недоучившийся студент-медик ушел служить на флот и бороздил моря на крейсере «Люцифер» в звании младшего судового врача. Демобилизовавшись, он вернулся на студенческую скамью и окончил университет в 1923 году. В том же году он женился и поступил на работу в детскую больницу Паддингтон Грин в Лондоне, где проработал последующие 40 лет – сначала педиатром, а впоследствии и психоаналитиком, являя собой уникальное для Англии сочетание этих ролей. За океаном эти роли успешно совмещал в своей практике доктор Спок, которому еще предстояло прославиться своим всемирным бестселлером «Ребенок и уход за ним». Любопытно, что Спок в своем новаторском подходе позаимствовал многие идеи Винникота, которого считал своим учителем. «Поверь в себя! – обращался Спок к молодой матери. – Никто не знает твоего ребенка лучше, чем ты сама». Неискушенный читатель и не догадывается, что это – парафраза Винникота, который всегда писал и говорил, что родители - и в основном мать - всё делают правильно, если не забивать им голову всякой ерундой. Во все времена матери умели обеспечить ребенку необходимое. Дети как-то вырастали, обычно - нормальные, а часто еще и очень неплохие. Если же родители все делают правильно, им остается только объяснить, почему у них это получается, и тогда не будет ненужных сомнений и недоумений. Коллеги называли эту сторону деятельности Винникота (обучение родителей, учителей, социальных работников) «доктринальной детоксикацией». Винникотт не верил в универсальные советы и рекомендации. Более того, считал их вредными, лишающими родителей интуитивной мудрости и уверенности в себе.

Психоанализом Винникот заинтересовался еще в студенческие годы, а в возрасте 27 лет, будучи уже женатым человеком и дипломированным педиатром, решил сам пройти личный анализ и обратился за этим к основателю Британского психоаналитического общества Эрнсту Джонсу. Тот переадресовал молодого человека к Джеймсу Стрэчи, прославившемуся своими переводами трудов Фрейда на английский. В 1927 г. молодой доктор приступил к обучению в Британском психоаналитическом обществе и 7 лет спустя получил квалификацию аналитика. (Примерно столько, а порой и больше занимает полноценная профессиональная подготовка в данной области, о чем хотелось бы напомнить нашим доморощенным аналитикам, ухитряющимся якобы освоить эту квалификацию впятеро быстрее).

Параллельно Винникот продолжал практиковать как педиатр, и богатый опыт работы с трудными детьми (а бывает ли больной ребенок «легким»?) и их матерями послужил основой его последующих теоретических построений в области детского психоанализа. Вспоминая об этих годах, Винникотт пишет: «В то время я начинал работать врачом-консультантом по педиатрии, и вы можете себе представить, как увлекательно было изучать бесчисленные истории болезни и получать от необученных родителей все необходимые подтверждения психоаналитических теорий, которые обретали для меня смысл в ходе моего собственного анализа». К тому же каждому случаю ему удавалось уделять лишь короткое время, и это побудило его к модификации громоздкой аналитической процедуры в так называемую терапевтическую консультацию. В 50-60-е годы опыт таких консультаций был им представлен общественности в форме популярных радиопередач, выходивших на Би-Би-Си. Стенограммы этих передач составили содержание его самой популярной книги «Разговор с родителями».

Что может дать эта - популярная - книга просвещенному психологу или психоаналитику? Вряд ли эти тексты станут для них источником информации, но все равно чтение будет поучительным. Да ведь и вообще психоанализ меньше всего занимается «информацией». Психоанализ занимается разговорами (вспомним «лечение разговорами» Анны О.) А в этой книге действительно почти одни разговоры  - «разговор» автора с родителями, построенный часто на реальных разговорах мам друг с другом и с ведущим. Винникотт рассматривает именно пару мать-ребенок, и еще не владеющий словом ребенок как бы говорит через мать. Тексты Винникота наглядно убеждают, что самые сложные концепции психоанализа -  не абстракция, существующая на бумаге и в воображении исследователя, а живая ткань бытия детей и взрослых, доступная наблюдению и пониманию.

Винникот считал свою работу продолжением усилий Фрейда и Мелани Кляйн; во всяком случае, именно их идеи послужили для него теоретической первоосновой. Вместе с тем Винникот двигался в собственном направлении, отличном от Фрейда или Кляйн. Их различия проявляются, например, в следующем утверждении: «В основе Эго нет Ид». В 20-30-е годы сообщество британских психоаналитиков стояло на грани раскола. Переехавшая в Лондон в 1926 г. Мелани Кляйн исповедовала подход к детскому анализу весьма отличный от фрейдистского и вскоре нашла немало сторонников. Одна из них – Джоан Ривер некоторое время выступала личным аналитиком Винникота, сменив Стрэчи. Приезд в Лондон Анны Фрейд, последовавшей в эмиграцию за отцом, еще больше накалил ситуацию. Британские аналитики разделились на «фрейдистов» и «кляйнианцев». Примирение антагонистов было достигнуто лишь в послевоенные годы путем типично британского компромисса – появления новой («равноудаленной») группировки, к которой и принадлежал Винникот, хотя такая принадлежность и весьма условна для такой независимой фигуры.

В военные годы доктор Винникот активно сотрудничал с правительственной комиссией по эвакуации, вывозившей городских детей из-под бомбежек в сельскую местность. Разлученные с матерями, эти дети своим душевным состоянием и поведением наглядно убеждали доктора в правоте его представлений о материнской роли в становлении личности.

Как педиатр Винникот имел широкие возможности наблюдать взаимодействие матерей со своими детьми. Он считал само это взаимодействие и его развитие во времени критическим фактором роста и развития (или их отсутствия) у ребенка. Предполагалось, что ребенок появляется на свет с унаследованным потенциалом, в частности «с тенденцией к росту и развитию». Однако этот потенциал полноценно реализуется лишь при материнской заботе.

В наши дни то и дело выходят книги, адресованные «неидеальным родителям». Сама по себе эта идея очень привлекательна и находит живой отклик у родителей, измотанных безнадежным стремлением к идеалу. Но мало кто вспоминает, что такая постановка проблемы родительства была предложена именно Винникотом в его сочинениях полувековой давности. Винникот предложил понятие, которое в его русских изданиях переводится дословно: «достаточно хорошая мать» (good enough mother), хотя вполне адекватным переводом было бы просто «неплохая». Неплохая мать, по Винникоту, не тщится достичь совершенства, она следует своей природной интуиции, адекватно реагирует на меняющиеся нужды ребенка, позволяет ему постепенно высвобождаться из-под своего влияния.

Слава и всемирная известность пришли к доктору Винникотту в течение последних пятнадцати лет его жизни. Он не основывал своей школы и не возглавлял никакой группы последователей, которые пропагандировали бы его теории. Он завоевал признание своей скромной, но непосредственной манерой и простым, но неповторимым стилем, в котором представлял свои выводы. В письменной и устной форме он давал яркие примеры своей фактической работы — убедительные свидетельства своих выводов — научным кругам и журналам для специалистов по психиатрии и психоанализу, а еще чаще - гораздо более широким кругам родителей, социальных работников, учителей и всех людей, имеющих какое-либо отношение к воспитательным, психиатрическим и детским лечебным учреждениям. Винникотт внес свой исторический вклад в науку о природе человека благодаря окрытию значения того, о чем люди давно знают, не сознавая или не учитывая значения этого знания для развития и формирования человека. Даже не доведенная до последнего дня библиография его опубликованных книг и работ содержит 190 названий. Ему были присвоены почетные звания члена Королевского колледжа врачей и Британского психологического общества, он был в течение двух сроков президентом Британского психоаналитического общества .

Дональд Винникот умер от сердечного приступа в Лондоне 28 января 1971 г. Созданный после его смерти фонд поставил задачу всемерной популяризации его наследия. При поддержке этого фонда в последние годы некоторые наиболее интересные работы мэтра увидели свет и на русском языке.

Источник: "Век психологии: имена и судьбы"

Читайте также: "Психология день за днем. События и уроки". «Популярная психологическая энциклопедия».