Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Пионер детской психологии

4 июля 1841 года родился немецкий психолог Вильгельм Тьерри Прейер. Он работал в разных отраслях, проводил исследования по широкому кругу вопросов общей биологии, эмбриологии, физиологии (в частности, изучал деятельность органов чувств). В психологии известность Прейеру принесла его книга “Душа ребенка” (1882), которая положила начало систематическим исследованиям в области детской психологии. В 1891 г. вышел сокращенный русский перевод этой книги под редакцией И.А.Сикорского, в 1912 г. - полный перевод под редакцией В.Динзе. В этой книге Прейер описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына по следующим разделам: развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги Прейера, его приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка (от рождения до 3 лет) и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды Прейера с современных позиций воспринимаются как несколько наивные и ограниченные уровнем развития науки конца 19 века (он, например, рассматривал психическое развитие как частный вариант биологического). Однако Прейер первым осуществил переход от интроспективного (явно недоступного в раннем возрасте) к объективному исследованию развития психики. Книга Прейера - образец монографического метода исследования ребенка. Русские ученые - И.А.Сикорский, П.Ф.Каптерев, Н.Н.Ланге, В.М.Бехтерев - высоко оценили значение труда Прейера как для понимания закономерностей психического и физического развития, так и для научного обоснования педагогического процесса. В российской психологии получил дальнейшее развитие монографический метод (дневники А.Ф.Левоневского, 1914; Н.Н.Ладыгиной-Котс, 1935; Н.А.Менчинской, 1948; А.Н.Гвоздева, 1949; В.С.Мухиной, 1969), ценность и продуктивность которого состоит в том, что в лице наблюдателя совмещается родитель и ученый.

Обстоятельный очерк научного творчества Прейера заинтересованный читатель найдет в статье А.А.Никольской “Значение работ В.Прейера для развития детской психологии” (“Вопросы психологии”, 1983, № 3).

Источник: "Психология день за днем. События и уроки".

Читайте также: «Популярная психологическая энциклопедия». "Век психологии: имена и судьбы"