Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

26 сентября–3 октября 2010 |Россия, Москва   кинопоказ

Кинофестиваль Дни этнографического кино

Организаторы

Российский институт культурологии, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва, Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А.Герасимова, Национальная ассоциация аудиовизуальных архивов. Кинофестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук в Москве, Посольства Франции в Москве, Французского культурного центра в Москве, при участии кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозному диалогу

Информационное письмо

  Комитет по этнографическому кино в Париже ежегодно проводит кинофестиваль этнографического фильма им. Жана Руша, который является своего рода отчетом о вновь созданных фильмах и аудиовизуальных произведениях этнографического характера. Сопоставление различных фильмов и их анализ, проводимые из года в год, позволяют выявить международную динамику исследований как самих аудиовизуальных языков, так и тех специфических областей, которые возникают как результат присущей им специфической формы тематизации реальности.

       В 2010 году Комитет по этнографическому кино в Париже и Российский институт культурологии в рамках Года России во Франции и Франции в России организуют Дни этнографического кино – «эхо» парижского фестиваля в Москве (25 сентября – 2 октября, 2010). Исходя из перспективы развития связей между Комитетом по этнографическому кино в Париже и российскими учреждениями, заинтересованными такой разновидностью аудиовизуального творчества, организаторы отобрали для демонстрации в Москве лучшие фильмы, представляющие современные направления аудиовизуальной этнографии, а также работы Жана Руша – легенды документального кино, пионера cinéma direct, вдохновителя французской «Новой волны», известнейшего антрополога и основателя Комитета по этнографическому кино в Париже. Именно он, будучи одним из инициаторов важнейшего течения в кино и антропологии, осуществлял неоднократный пересмотр как в практическом, так и в теоретическом плане всего того, что касается нашего понимания человеческих сообществ, одновременно открывая новые пути собственно кинематографической выразительности. Режиссеры «новой волны» во Франции относили его к числу своих главных вдохновителей.

       Направление, которое сегодня известно под названием «аудиовизуальная антропология», или «антропология вне текста», позволяет пересмотреть те научные подходы, которые субстанционально связаны с письменной формой фиксации. Аудиовизуальные языки позволили осознать и сделать объектом дискуссии те области, которые определяются факторами человеческого поведения, чувств и аффектов, а также те созданные культурой миры, которые сами в свою очередь определяют движения и телесность, а также когнитивное восприятие времени и пространства тех, кто к ним принадлежит. Письменные языки в этом отношении могли лишь пытаться осуществлять перевод, несущий на себе неизгладимый след ригидности выработанных интеллектуальной рефлексией концептов. Развитие аудиовизуальных практик в социальных и гуманитарных науках, разоблачающее более или менее явную избирательность, позволило в равной мере поставить вопрос и об объективности исследования, и о степени «постановочности» при осуществлении любого кинематографического проекта. Принятие в расчёт «точки зрения исследования», которую выявляет анализ аудиовизуального производства, обнаруживает ту интенциональность, которая является характерной для социально-гуманитарных наук вообще. Возможность проблематизировать саму исследовательскую деятельность в её отношении к тому, что исследуется, открывает новые эпистемологичеческие перспективы постольку, поскольку здесь осуществляется процесс непрерывной взаимной релятивизации и проблематизации как активности различных производителей исследуемого опыта, так и рассматривающих её наблюдателей.

       Отобранные  для показа в ходе Дней этнографического кино фильмы раскрывают следующие аспекты  описанной выше проблематики:

       - наблюдение и/или конструирование  реальности;

       - наблюдатель и наблюдаемое: модальности  встречи;

       - пространство и время в исследовании;

       - реальность и вымысел;

       - история и её интерпретации.

       По  завершении кинопоказов, будет проведен международный коллоквиум «Разделять знание: «прямое кино» и конструирование реальности» (28 сентября 2010), который подведет теоретический итог и затронет многие вопросы, относимые сегодня к сфере перспектив «знания вне текста». В ходе коллоквиума будет проанализировано использование современных аудиовизуальных средств в целях изучения новых областей культурной обусловленности человеческого поведения и формирования идентичности. К участию в коллоквиуме приглашены ведущие учёные из Франции, России и других стран.

       Еще одним мероприятием Дней этнографического кино станет Х Международный научно-практический семинар по аудиовизуальной антропологии «Культурное наследие как «институт памяти», который состоится в РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва 29 сентября – 2 октября 2010.

       Организаторами  кинофестиваля «Дни этнографического кино» являются: Российский институт культурологии, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва, Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А.Герасимова, Национальная ассоциация аудиовизуальных архивов. Кинофестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук в Москве, Посольства Франции в Москве, Французского культурного центра в Москве, при участии кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозному диалогу.

Подробнее

Контакты