Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

9–10 октября 2010 |Россия, Москва   симпозиум

Симпозиум секции перинатальной психотерапии Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги на I Всемирном конгрессе русскоязычных психотерапевтов и консультантов "Языки психотерапии"

Организаторы

Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы

Место проведения

ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС «ИЗМАЙЛОВО», корпус ВЕГА, г. Москва, Измайловское, шоссе, д. 71 корп. 3В, в 3-х минутах пешком от станции метро «Партизанская»

Информационное письмо

Подробную информацию Вы можете получить на сайте Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги

 

Симпозиум секции состоится 09 октября 2010 г. с 10:00 до 13:00 в зале "Шишкин"

 

Руководитель секции: Печникова Елена Юрьевна – действительный член ОППЛ, генеральный директор медико-психологической клиники «Семья с плюсом»

Ученый секретарь секции: Филиппова Галина Григорьевна, доктор психологических наук, профессор, действительный член ОППЛ, научный руководитель Института Перинатальной Психологии и Психологии Репродуктивной Сферы

Перинатальная психология и психотерапия являются современной активно развивающейся областью психологической науки и практики.
Практическое применение перинатальной психологии и психотерапии востребовано при работе с беременными, будущими родителями, готовящимися к беременности, семьей с маленьким ребенком, а также в случаях нарушений репродуктивного здоровья.
Психологические проблемы, возникающие в этих случаях, требуют системной подготовки специалистов в области психологии личности, психологии развития, психологии привязанности и объектных отношений, психосоматики, психологии телесности, системной семейной психологии и психотерапии, а также применения не мономодального, а интегративного подхода в практической работе.

Темы докладов 2010:

1. Отчет о работе секции Перинатальной психотерапии в 2010 году.
Печникова Елена Юрьевна - Руководитель секции перинатальной психотерапии ОППЛ, генеральный директор медико-психологической клиники «Семья с плюсом», г. Москва.

Состояние психологической помощи беременным и семьям с нарушением репродуктивного здоровья в 2010 году. Научные мероприятия 2010 года. Тематика и содержание заседаний Московской секции перинатальной психотерапии.

2. Особенности психотерапии при бесплодии и невынашивании беременности.
Печникова Елена Юрьевна - Руководитель секции перинатальной психотерапии ОППЛ, генеральный директор медико-психологической клиники «Семья с плюсом», г. Москва.

Разработан медико-психологический подход к лечению бесплодия и невынашивания, в котором психотерапия используется как обязательный компонент психосоматического лечения. Особенностью процесса психотерапии является ее краткосрочность и необходимость психологического сопровождения при разных исходах лечения. У пациентов наблюдаются различные сочетания искажений физиологического и психического компонентов репродуктивного здоровья, присутствуют защитные механизмы в форме вытеснения эмоциональных состояний, связанных с беременностью, которые выявляются методом моделирования состояния беременности при помощи диагностики по Фолю.

3. Опыт психологического консультирования беременных с паническими атаками.
Филиппова Галина Григорьевна - доктор психологических наук, профессор, действительный член ОППЛ, научный руководитель Института Перинатальной Психологии и Психологии Репродуктивной Сферы, ученый секретарь секции перинатальной психотерапии ОППЛ, г. Москва.

У беременных с ПА выявились проблемы во внутриутробном периоде по типу гипоксии и нарушение родового процесса с гипоксией и травматизацией шейного или грудного отдела позвоночника. В отношениях с матерью наблюдалась незавершенная сепарация, мать амбивалентная и внедряющаяся. Материнская позиция у беременных женщин с ПА не сформирована, они остаются на протяжении всей беременности в инфантильной позиции. Мотивация рождения ребенка социально обусловленная, отношение к беременности и ребенку амбивалентное. Психологическая помощь состояла в принятии отрицательных чувств по поводу беременности и рождения ребенка, проработке отношений с матерью, пре- и перинатального опыта. Беременности закончились рождением в срок здоровых детей.

4. Психологическая помощь после перинатальных потерь.

Чижова Марина Алексеевна – психолог, Институт Перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы, г. Москва.
Необходимость психологической помощи после перинатальных потерь. Профилактическое значение такой помощи для последующих беременностей женщины. Женщины и их семьи не имеют возможности эмоционального отреагирования потери, не знают, как сообщить об этом родным и другим детям в семье. Они нуждаются в психологическом комментировании медицинской информации. Психологическая помощь при перинатальных потерях необходима также медицинскому персоналу для собственной профессиональной реабилитации и для помощи во взаимодействии с пациенткой. Необходима специальная подготовка психологов для работы с перинатальными потерями.

5. Использование мифов для оптимизации психических состояний в период беременности.

Зеленцова Наталья Николаевна – психолог, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского.

Исследование по проблеме коррекции психического состояния женщин в период беременности. Выявлены специфика указанных состояний, изучены механизмы коррекции психического состояния женщин в период беременности, выявлены развивающий и креативный потенциалы личностных мифов и сказок с определением особенностей личностных мифов и сказок женщин в период беременности, разработана и апробирована экспериментальная программа коррекции психического состояния женщин в период беременности, способствующая личностному развитию беременных женщин, при этом выявлена динамика изменений психического состояния женщин в период беременности при освоении указанной коррекционной программы.

6. Особенности потребностно-мотивационной сферы женщин, сознательно отказывающихся от реализации материнства.
Захарова Елена Игоревна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития МГУ имени М.В.Ломоносова, г. Москва.

Все больше женщин откладывают реализацию материнства. Крайним вариантом избегания материнской роли является осознанный отказ от него («чайлдфри»). Причины отказа от материнства: нежелание брать и нести ответственность, нежелание ограничивать свою свободу, отказываться от реализации личных интересов, подвергать испытанию свой физический облик, эмоциональный комфорт. Женщины не готовы к таким отношениям, где они были бы не потребителями, а источником эмоционального тепла, любви, заботы. Сознательный отказ от материнства обусловлен гедонистической направленностью и инфантильностью женщин обследованной выборки. Данный вывод обращает нас к необходимости психологической работы, направленной на организацию условий препятствующих формированию указанных личностных особенностей.

7. К проблеме создания условий, способствующих развитию детской одарённости.
Жупиева Евгения Ивановна - ГОУ ВПО «Восточно Сибирская государственная академия образования», г. Иркутск.

Изучение эмоциональных состояний матери во время беременности, после родов и их влияние на новорожденного. В динамике беременности у матерей отмечается такие особенности как повышенная тревожность; у беременных, принимающие свое тело и позитивно оценивающих себя, незначительное количество опасений перед родами либо их отсутствие соотносится с ответственностью за свое поведение и является одним из факторов сознательной регуляции эмоциональных состояний. Критерием эффективности коррекции эмоционального состояния женщины в период беременности выступает динамика показателя тревожности. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания условий для гармоничного развития ребенка за счет нормализации эмоционального состояния матери во время беременности и после родов.

8. Опыт организации службы психологического сопровождения беременных женщин и супружеских пар в Центре психолого-педагогической помощи семье и детям ЮАО города Москвы.

Кречко Елена Павловна - директор Государственного учреждения города Москвы «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям Южного административного округа города Москвы» Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
С целью обеспечения медико-психологического сопровождения семьи сотрудниками Центра психолого-педагогической помощи семье и детям ЮАО г.Москвы создаются программы ранней помощи семье. За время работы по программам «Счастливый родитель», «Грудничковые встречи» и «Первые шаги» приняли участие 225 беременных женщин, большинство из них ожидающие появления первого ребенка. Основной эффективностью программ являются сплочении семьи на ранних этапах её формирования, а также высокая включённость пап в процесс воспитания ребёнка, высокая ответственность родителей за воспитание, психологическое и физическое здоровье, будущее ребёнка, что является профилактикой социального сиротства новых поколений.

9. О прогнозировании психологических черт будущего ребёнка.
Табидзе Александр Александрович - доктор физико-математических наук, профессор, Научный Центр «Психотерапевтическая педагогика», г. Москва, г. Томск.

Показано, что из приборной диагностики состояния рефлексотерапевтических меридианов родителей могут быть предсказаны психосоматические заболевания и психологические черты их будущего ребёнка. Методом Накатани — Кузьменко установлено, что каждый человек имеет свой собственный достаточно устойчивый набор из 12 электропунктурных признаков (модулей), которые коррелируют с психосоматическими заболеваниями. Рассмотрены условия для родителей, при которых эти признаки могут передаваться по наследству.

10. Психологическая готовность к материнству современных девушек
Тимашева М. Р., Ивушкина Н.Ю. - Волгоградский государственный педагогический университет, г. Волгоград.

Исследование факторов микроуровня, влияющих на готовность к материнству у современных девушек. Выявлено, что девушки, которые воспринимают материнство как появление возможностей для самореализации, считают, что беременность положительно влияет на их внешность, у них ниже фактор риска аборта, ниже ориентация на внешние факторы. Чем выше у девушек стремление к стабильности, тем больше их убежденность в том, что рождение ребенка зависит от внешних факторов. Современная девушка считает что ребенка нужно любить и заботиться о нем, но при этом воспринимают его обузой; считает, что сама не сможет растить ребенка, но не считает заключение брака обязательным и не надеется на участие мужа.

11. Нормативные модели материнства у женщин, имеющих детей раннего возраста.
Трушкина Светлана Валерьевна - Научный центр психического здоровья РАМН, г. Москва.

Изучение представлений женщин, имеющих детей раннего возраста, о «нормальном материнстве». Обосновано введение понятия «нормативная модель материнства» (НММ). Выявлены и описаны пять типов НММ, достоверно различающихся по содержанию и формальным характеристикам, причем четыре из них обеспечивали диадам достаточный уровень психологического благополучия. Реализация женщиной того или иного типа НММ отражалась на индивидуальных особенностях развития и эмоционального состояния ребенка. Важным практическим следствием вариативности НММ является вероятность несовпадения НММ клиентки и психотерапевта. При этом возникает опасность обесценивания психотерапевтом модели клиента и навязывания своей, что приводит к сопротивлению, снижению эффективности терапевтического процесса, потере клиента.

12. «Образ поля» и «образ действия» в структуре ориентировочной деятельности родителя.
Шаграева Ольга Аркадьевна- ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.

В структуре ориентировочной деятельности родителя образ поля, и образ действия – многоуровневые образования: можно вести речь о наличии в них макроуровня, мезоуровня и микроуровня. На каждом из уровней и образ поля, в котором предстоит действовать родителю, и образ его действия в «ситуации, содержащей элемент новизны» имеют свою специфику. Оформленное таким образом научно-обоснованное представление о содержании и структуре ориентировочной деятельности родителя имеет принципиальное значение для формирования культуры ориентировочной деятельности родителя в ситуациях межличностного взаимодействия с ребенком.

13. Психологические особенности беременных женщин с бесплодием и невынашиванием в анамнезе.
Юрина Елена Владимировна - соискатель кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии МГСМУ;
Михалева Анна Владимировна – выпускница кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии МГСМУ;
Филиппова Галина Григорьевна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии МГСМУ, г. Москва.

У беременных с невынашиванием в анамнезе по сравнению с контрольной группой беременных женщин присутствуют маскулинные черты выявлен повышенный уровень тревожности, присутствует конфликт в материнской сфере, психологическая неготовность к материнству, проявляющаяся в непринятии ребенка, низком уровне материнской компетентности, эмоциональной дистанции с ребенком. У беременных с бесплодием в анамнезе выявлена не готовность тела к родам, страх родов, сниженная материнская компетентность и недостаточная сформированность материнской позиции. По поручению руководителя секции перинатальной психотерапии ОППЛ Печниковой Е.Ю.: ученый секретарь секции Филиппова Г.Г.

Контакты
 
22
сентября
Москва
TEDxSadovoeRing 2018 | Нормальные люди