Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

6 июля–19 августа 2012 |Россия, Тверь   образовательная программа

Летняя школа-2012 "Русского репортера"

Организаторы
Место проведения

В 2012 году Летняя Школа пройдет в деревне Перевесы Максатихинского района Тверской области (это примерно 320 км. от Москвы). Рядом с ней находится село Кострецы, фактически эти населенные пункты слиты воедино, даже школа, расположенная в Перевесах, называется Кострецовской.

Информационное письмо

С 16 июля по 19 августа этого года пройдет очередная Летняя школа, организованная при участии журнала «Русский репортер». В этом проекте участвуют сотни студентов, школьников, ученых и журналистов со всей России. Мероприятие проходит в формате палаточного лагеря, для лабораторий и занятий используется помещение сельской школы и уличные павильоны.

Летняя школа – проект сугубо волонтерский: никто не получает зарплат и гонораров, все делается исключительно на общественных началах. При этом образовательный потенциал этого проекта достаточно велик. На сезон 2012 предполагает до 1000 лекций, мастер-классов и семинаров по самым разным темам: от квантовой физики до социальной психологии, от японской литературы до основ эмбриологии.

Кроме того, Летняя школа является социальным проектом – в полевых условиях студенты, школьники и преподаватели создают своего рода «идеальное государство».

История

Традиция проведения подобных летних школ существует еще с конца 80-х годов. Данная школа проводится уже в 9-й раз: 2004 – с. Столипино (Тверская область); 2005 – д. Костенево (Московская область); 2006 – с. Засижье (Смоленская область); 2007 – д. Костенево, (Московская область); 2008 – с. Рождество (Тверская область); 2009 – с. Рождество (Тверская область); 2010 – д. Ручки (Тверская область); 2011 – д. Ручки (Тверская область).

В перспективе предполагается использовать одно и то же место.

Финансирование

Работа школы строится исключительно на волонтерских принципах. Все (включая преподавателей, директора и администрацию - платят взнос за участие), который идет, в первую очередь, на обеспечение питания. Однако, учитывая постоянно увеличивающееся число участников школы, предполагается привлекать дополнительное финансирование для обустройства лагеря, технического оснащения, оплаты дороги преподавателям, улучшение качества питания, учебное оборудование и т.д.

Цели и задачи

  • Создание межрегионального сообщества активной молодежи, ориентированного на ценности модернизации и инноваций;
  • Развитие навыков научного мышления и исследовательской практики;
  • Повышение привлекательности научно-технологической тематики среди молодых журналистов;
  • Обучение представителей естественных наук (медики, физики, инженеры, биологи) основам популяризации научных достижений;
  • Социализация подростков и молодежи, развитие навыков самоорганизации и ответственности.

Участники

В 2011 году общее количество участников Школы превысило 700 человек (единовременно на Школе находилось до 320). Ожидается, что численность будет увеличиваться (в 2012 году предполагается, что количество участников может превысить 1000).

В проекте участвуют люди разных возрастов – от школьников старших классов до профессоров. Образовательная концепция подразумевает отсутствие жесткого разделения на возрастные «касты». Например, студент часть дня может выступать в роли преподавателя, а другую часть – в роли слушателя.

В Летней школе принимают участие представители практически всех регионов России. Наиболее активны делегации из: Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Новосибирска, Курска, Красноярска, Владивостока, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Обнинска, Воронежа, Белгорода, Краснодара, Ставрополя, Томска, Дубны, Череповца, Хабаровска, Волгограда, Самары, Саратова и др.

Среди преподавателей Летней школы:

  • Ученые и вузовские преподаватели (МГУ, СПбГУ, МФТИ, МИСиС, ММА, РУДН, МГППУ, РГГУ, ГУ-ВШЭ, РГГУ, ЮФУ, СПбГУ, МФТИ, СФУ, МПГУ, МГПУ, ИМБП, ФИАН, ОИЯИ, ИКИ и др.);
  • Журналисты («Русский репортер», «Эксперт», Полит.Ру, GEO, РИА «Новости», «Наука и технологии в России», «Наука и жизнь», РЕН- ТВ и др.);
  • Врачи, экологи, предприниматели, инженеры, фотографы, дизайнеры, сотрудники пресс-служб.

Организации жизни и быта

  • Весь процесс делится на учебные циклы – 5 рабочих дней + 2 дня на отчетные мероприятия и отдых;
  • Большинство участников школы проживают в палатках;
  • В здании сельской школы проводятся занятия и размещаются лаборатории. Часть занятий проходит в полевых аудиториях;
  • Еда готовится на костре дежурными бригадами. Организация кухни соответствует действующим нормам СанПиН;
  • На Школе постоянно присутствует врач, медпункт оснащен всеми необходимыми лекарствами и перевязочным материалом;
  • За физическим и психологическим состоянием школьников следят кураторы (это что-то вроде вожатого). В среднем один куратор приходится на 5-7 школьников.

Основные направления

Летняя школа разделена на «мастерские» - что-то вроде факультетов или отделений. В 2012 году их предполагается несколько десятков. Среди ключевых направлений можно выделить:

  • Школа научной журналистики. Совместное образование журналистов и представителей естественнонаучных дисциплин. В программе участвуют известные ученые, а также руководители отделов науки крупнейших изданий и пресс- секретари университетов и научных институтов;
  • Отделение социальных наук. История, культурология, социология, социальная психология, антропология и др. Сочетание учебных курсов с учебными исследовательскими проектами;
  • Лаборатория текста. Ее работа находится на стыке филологии, журналистики и лингвистики. На примерах мастеров текста слушатели курса учатся вычленять литературные приемы и применять их на практике. На этой лаборатории можно «свои руками» попробовать разные стили и жанры – от русской народной сказки до современной пьесы, от японских мемуаров до российской публицистики;
  • Лаборатория инженерных наук и computer science. Создание собственных программных продуктов и приборов;
  • Экспериментальная Полевая Лаборатория ЭКОС. Новый подход к преподаванию экологических дисциплин и организации общественной активности. Среди проектов, запланированных на этот год: экостроительство, составление карт биоценозов района и гербариев, изучение различных методов форсированного разложения бытовых отходов и др.;
  • Мастерская репортажной журналистки. Освоения навыков репортажа, практика на основе сельской жизни. Студенты и школьник получают опыт описания реальной жизни и быта людей: пастухов, доярок, сельских учителей, чиновников, лесорубов;
  • Мастерская культурной журналистики. Теория представлена циклами лекций по истории театра, музыки, кино, литературы, по актуальным проблемам этих сфер культуры. В практику будут включены творческие встречи и мастер-классы с режиссерами, критиками, музыкантами, а также поездки на различные культурные мероприятия и постановка собственных спектаклей;
  • Биомедицинское отделение. Подготовка будущих врачей и ученых. В программе цитология, анатомия, гистология, биохимия, генетика, эмбриология, фармацевтика и т.д.;
  • Лаборатория математического моделирования. Использование математических методов в гуманитарных науках: истории, социологии, языкознании;
  • Центр полевых социальных исследований. Экспедиции по району совместными силами социологов, культурологов, журналистов, этнографов, фотографов. Исследование различных аспектов жителей села;
  • Мастерская фотожурналистики. В программе: лекции и мастер-классы фотографов и фоторедакторов, практические занятия, знакомство с творчеством выдающихся фотографов, просмотр и обсуждение фотографий, подготовка фотовыставки.
  • Лаборатория психологии. Акцент сделан на научной психологии. Участникам предлагается освоить основные методы психологического исследования, познакомиться с различными теориями личности, принять участие в экспериментах и тренингах.

Учебная и научная программа

Занятия на Летней школе проходят в различных форматах: лекции, круглые столы, мастер-классы. Особое внимание уделяется исследовательским и практическим проектам. Образовательная концепция летней школы подразумевает, что ученики не просто заучивают сухие факты, но и самостоятельно получают новые знания. Примеры учебных курсов и мастер-классов:

  • «Масштабы в физике: макро-, микро- и нано-»,
  • «Как писать научную новость»,
  • «Использование метафоры в научной журналистике»,
  • «Цвет в физике, физиологии, психологии и социологии»,
  • «Основы нейробиологии и биофизики»,
  • «Возможности атомно-силовой микроскопии»,
  • «Биочипы»,
  • «Экономика солнечной энергетики»,
  • «10 самых значимых экспериментов в истории социальной психологии»,
  • «Глобальное потепление – мифы и реальность»,
  • «Что полезного могут дань микроорганизмы, обитающие в Антарктиде»,
  • «Самостоятельное выделение ДНК»,
  • «Особенности жанра эссе»,
  • «Бозон Хиггса и проблемы современной физики»,
  • «Психологические проблемы при написании текста».

Примеры исследовательских и практических работ

  • «Оптический датчик магнитного поля»,
  • «Оптимизация раскладки клавиатуры»,
  • «Адаптация мигрантов из Средней Азии и Кавказа к культурно-социальным условиям сельской местности Центральной России»
  • «Информационная проводимость социальных сетей»,
  • «Представления о современной истории у людей, родившихся после 1991 года»,
  • «Структура организации сельского сообщества»,
  • «Создание компактного осциллографа»,
  • «Как пишут о науке в России и Германии».

 

Ориентировочный график Летней Школы 2012

6 июля (понедельник)

Квартирьеры-волонтеры начинают готовить место под лагерь – кухня, кабинеты, туалет и т.д.

13 июля (пятница)

Выезд утром из Москвы (централизованным автобусом) первой партии участников Школы. Начало обустройства на месте – постановка личных палаток, общественные работы и пр.

14 – 15 июля(суббота - воскресенье)

Дополнительные заезды централизованным автобусом (скорее всего, из Твери). Подготовка места – обустройство кабинетов, армейских палаток, костровых площадок и проч. Вечером 15 июля – торжественное открытие школы с соответствующими речами, песнями и плясками.

Директор Летней школы – Юрий Романов

16 – 20 июля

Первый рабочий цикл

21 – 22 июля (выходные)

Пересменок: выходные, «золотые лекции», презентации и отчеты мастерских, концерты, спектакли и прочие радости жизни. В конце выходных – всеобщий праздник, посвященный началу нового цикла.

23 – 27 июля

Второй рабочий цикл

Директор Летней школы – Григорий Тарасевич

28 – 29 июля

Пересменок…

30 июля – 3 августа

Третий рабочий цикл

4 – 5 августа

Пересменок…

6 – 10 августа

Четвертый рабочий цикл

11 – 12 августа

Пересменок…

13 – 17 августа

Пятый рабочий цикл

Директор Летней школы – Ирина Маслякова

17 августа

Итоговые презентации и отчеты мастерских. Песни и пляски

18 августа

Сворачивание школы

19 августа

Отъезд

Ориентировочный распорядок дня на ЛШ

7:00

Дежурные по кухне начинают пить кофе и готовить завтрак

8:00

Подъем: «Вы про-о-о-сы-па-е-е-те-сь….»

8:00 – 9:00

Умывание, зарядка, пение хором, дискотека и прочие действия, способствующие пробуждению

9:00 – 10:00

Завтрак

10:00 – 11:30

Первая пара. Как правило, она проходит в рамках базовой мастерской. «Парой» может считаться и лекция, и семинар, и самостоятельное написание статей или проведение исследований

11:45 – 13:15

Вторая пара. Она тоже обычно в рамках базовой мастерской

13:15 – 14:00

Большой перерыв. Если поторопиться, то можно сбегать искупаться. Правда, некоторые фанатики норовят затянуть вторую пару до обеда

14:00 – 15:00

Обед

15:00 – 16:30

Третья пара. Тут обычно нет жесткой привязки к мастерской, хотя бывает по- разному. Например, если у мастерской горит проект, то приходится жертвовать интересными лекциями и доделывать недоделанное. Следите за расписанием.

16:45 – 18:15

Четвертая пара. У нее статус такой же, как и у третьей. На нее чаще всего назначают «золотые лекции».

18:15 – 19:00

Перерыв. Можно опять попробовать сбегать на речку или посидеть с книжкой.

19:00 – 20:00

Ужин

20:00 – 21:30

Пятая пара. Здесь что-то более легкое и факультативное: кино, дискуссия и т.д.

21:30 – 21:45

В этот перерыв можно впихнуть вечерний чай, который организуется по мастерским. Впрочем, можно совместить чай с занятиями

21:45 – 23:15

Шестая пара. Что-то уж совсем ненапрягающее.

24:00

Режим тишины. Это означает, что в местах, где могут спать люди, не должно издаваться никаких звуков громче шепота

 

Документы
Контакты

Григорий Тарасевич - редактор отдела науки еженедельного журнала "Русский репортер" (www.rusrep.ru), Руководитель Летней школы журналистики (/shkolarr.livejournal.com, http://vkontakte.ru/club3618027)

Дополнительные контакты:
Телефон: 8-915-370-75-14
ЖЖ: http://gri-tarasevich.livejournal.com/