Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

9–10 ноября 2012 |Россия, Санкт-Петербург   семинар

Семинар Автоматизм инсайта, или Почему удивляются роботы

Организаторы

Научная группа В. М. Аллахвердова (http://cogpsy.ru)

при поддержке факультета психологии СПбГУ (http://www.psy.spbu.ru)

Место проведения

Место проведения: факультет психологии СПбГУ, наб. Макарова, д. 6 (номер аудитории будет уточнен позднее).

Информационное письмо

Семинар «Автоматизм инсайта, или Почему удивляются роботы» направлен на обсуждение одной из фундаментальных проблем психологии — бессознательного решения задач. В докладах на семинаре будут рассматриваться две стороны данного процесса: репрезентация задачи в ходе ее решения и субъективное осознание результатов этого решения. При этом под задачами мы понимаем не только задачи, традиционные для психологии мышления, например, алгебраические или творческие, но и любые другие виды познавательных задач, например, мнемические или перцептивные. Нас интересует ответ на вопрос о том, в чем специфика инсайта, какова его функция.

Мы спрашиваем, «почему удивляются роботы?», чтобы еще раз подчеркнуть проблему, которая неоднократно описывалась в философии и психологии сознания. Любое решение задачи может быть описано в рамках определенного, пусть бесконечно сложного, алгоритма. Мы можем представить себе этот алгоритм реализованным в роботе, и нет оснований предполагать, что у этого робота должно быть сознание. Но если это так, и если наше бессознательное в каком-то смысле и есть такой робот (говоря словами Д. Чалмерса — философский “зомби”), то зачем ему нужно сознание? В случае инсайта эта проблема видна особенно четко. Само решение задачи, связанной с инсайтом, по определению протекает неосознанно, осознается лишь его результат, — именно поэтому мы говорим об автоматизме инсайта. Зачем нам осознавать результат решения задачи, если она уже решена? И почему мы не осознаем сам процесс решения?

В докладах на семинаре можно условно выделить два блока. Первый из них связан с вопросом о репрезентации задачи. Проблемы в решении классических мыслительных задачи часто описываются в терминах «фиксации», т. е. невозможности перейти от более привычной репрезентации к менее привычной. Действительно ли это так, и что известно о репрезентации разного рода задач? Второй блок связан с вопросом о специфике субъективной стороны инсайта. Инсайт обычно описывается не просто как осознание решения задачи, а как эмоциональное переживание. В этом смысле его можно отнести к классу мета-переживаний или ноэтических переживаний. Я знаю, что я решил задачу, я чувствую, что это решение правильное. Что связывает между собой разные виды мета-переживаний? Помимо этих проблем также будет рассмотрен ряд других вопросов, представление о которых можно получить из программы семинара.

Семинар организован научной группой В. М. Аллахвердова (http://cogpsy.ru) при поддержке факультета психологии СПбГУ (http://www.psy.spbu.ru). Поскольку количество мест в аудитории ограничено, а на факультете психологии — пропускной режим, если вы хотите принять участие в качестве слушателя, то напишите, пожалуйста, на insight2012@cogitoergo.ru ваше имя, фамилию, и почему вы решили прийти на семинар. Будем рады вас видеть!

Программа семинара, тезисы докладов и презентации будут опубликованы на сайте семинара — http://cogitoergo.ru.

 

Оргкомитет:

  • М. Б. Кувалдина, канд. психол. наук — председатель оргкомитета.
  • С. Ю. Коровкин, канд. психол. наук — член оргкомитета
  • Т. Н. Котова, канд. психол. наук — член оргкомитета
  • А. А. Четвериков — зам. председателя оргкомитета

 

Участники семинара

  • В. М. Аллахвердов — д.пс.н., проф., зав. каф. общей психологии факультета психологии СПбГУ
  • В. Ф. Спиридонов — д.пс.н., проф. каф. общих закономерностей развития психики Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, главный научный сотрудник НУГ когнитивных исследований НИУ ВШЭ
  • С. Ю. Коровкин — к.пс.н., доцент каф. общей психологии факультета психологии ЯрГУ
  • И. Ю. Владимиров — к.пс.н., доцент каф. общей психологии факультета психологии ЯрГУ
  • В. А. Гершкович — к.пс.н., доцент каф. общей психологии факультета психологии СПбГУ
  • Н. В. Морошкина — к.пс.н., доцент каф. общей психологии факультета психологии СПбГУ
  • М. Б. Кувалдина — к.пс.н., ст. преп. каф. общей психологии факультета психологии СПбГУ
  • А. А. Котов — к.пс.н., ст. преп. каф. общих закономерностей развития психики Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, научный сотрудник НУГ Когнитивных исследований НИУ ВШЭ
  • Т. Н. Котова — к.пс.н., ведущий научный сотрудник лаб. социальных компетенций и интеллекта МГППУ
  • А. А. Медынцев — к.пс.н., н.с. лаб. психологии и психофизиологии творчества ИП РАН
  • М. Г. Филиппова — к.пс.н., психолог лаб. МСОПНИ СПбГУ, н.с. факультета психологии СПбГУ
  • В. А. Ляховецкий — к.техн.н., м.н.с. лаб. физиологии движений института физиологии им. И. П. Павлова РАН
  • А. А. Четвериков — м.н.с. факультета психологии СПбГУ, аспирант каф. общей психологии факультета психологии СПбГУ
  • Э. В. Эзрина — аспирант каф. общих закономерностей развития психики института психологии им. Л. С. Выготского, РГГУ
  • А. А. Федорова — студент института психологии им. Л. С. Выготского, РГГУ
  • Е. Ф. Власова — студент института психологии им. Л. С. Выготского, РГГУ
  • А. В. Чистопольская — студент факультета психологии ЯрГУ
  • А. А. Лебедь — студент факультета психологии ЯрГУ
  • А. Д. Савинова — студент факультета психологии ЯрГУ
  • А. Д. Якубов — выпускник института психологии им. Л. С. Выготского, РГГУ

 

Программа семинара

 

  • 9 ноября 2012 года

10:00 – 12:30 — доклады (30 минут на доклад, 20 минут на обсуждение)

В. М. Аллахвердов. От инкубации к инсайту.

В. Ф. Спиридонов, И. А. Волконский, С. С. Лифанова. Инсайты об инсайте.

С. Ю. Коровкин, А. Д. Савинова. Теоретические модели когнитивного аспекта инсайтного решения: специфичность vs. неспецифичность, переструктурирование vs. забывание.

13:30 – 15:30 — доклады (20 минут на доклад, 20 минут на обсуждение)

И. Ю. Владимиров, А. В Чистопольская. Использование показателей динамики загрузки рабочей памяти и распределения ресурса как маркеров динамики мыслительного процесса.

И. Ю. Владимиров, С. Ю. Коровкин, А. А. Лебедь. Обсуждение результатов экспериментальной проверки гипотез о специфичности инсайтного решения и характере этой специфичности.

А. А. Медынцев. Влияние раннего распознавания стимула на эффективность решения анаграмм
15:40 – 17:40 — доклады (20 минут на доклад, 20 минут на обсуждение)

А. А. Четвериков. Теории мета-оценки: прямой доступ, частичный доступ, косвенная оценка.

А. А. Четвериков. М. Г. Филиппова. Как приятно оказаться правым: об эмоциональной стороне уверенности.

М. Б. Кувалдина. Феномен удивления в функциональной слепоте.

18:00 – 19:00 — научная дискуссия: “Если мы все делаем автоматически, то зачем нам удивляться?”

Модераторы: В. Ф. Спиридонов, И. Ю. Владимиров

 

  • 10 ноября 2012 года

10:30 – 11:50 — доклады (20 минут на доклад, 20 минут на обсуждение)

В. Ф. Спиридонов. Репрезентация некоторых типов мыслительных задач в ходе решения.

В. А. Гершкович. Непроизвольное переструктурирование материала при решении мнемических задач.

12:00 – 13:15 — короткие сообщения (10 минут на доклад, 15 на обсуждение)

А. А. Федорова. Репрезентация задачи в ходе решения: 2D или 3D?

Э. В. Эзрина. Влияние лексических единиц родного языка на функционирование синтаксиса иностранных языков.

Е. Ф.Власова, А. А.Котов. Атрибуция общепринятости наименованию объекта: роль прагматических особенностей ситуации.

14:10 – 15:30 — доклады (20 минут на доклад, 20 минут на обсуждение)

Н. В. Морошкина. Имплицитное научение и бессознательное мышление: разные процессы или разные исследовательские парадигмы?

В. А. Ляховецкий. Использование искусственных нейронных сетей типа ассоциативная память для изучения памяти человека

15:40 – 17:00 — доклады (20 минут на доклад, 20 минут на обсуждение)

А. А. Котов, Е. Ф. Власова. Эффект интенции значения: как простое присутствие слова активирует категоризацию.

Т. Н. Котова , А. Д. Якубов. Обогащение процесса социального научения в ходе развития за счет средств, репрезентирующих направленность внимания взрослого.

17:10 – 18:00 — подведение итогов семинара

Контакты

Семинары по когнитивной психологии - http://cogitoergo.ru/.