Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

11 марта–30 апреля 2013 |Россия,   фестиваль

Международная психологическая универсиада для студентов

Организаторы

Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Информационное письмо

Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова приглашает к участию в Международной психологической универсиаде для студентов.

Международная психологическая универсиада проводится для поддержки талантливой молодежи, развития творческих способностей студентов, популяризации научных знаний, упрочения связей между Московским университетом и ведущими вузами России и зарубежья.

Универсиада будет проходить с 11 марта по 30 апреля 2013 года в два тура:

  1. Заочный тур состоится с 11 марта по 25 марта 2013 года. В ходе заочного тура участникам Международной психологической универсиады предстоит выполнить ряд интересных и креативных заданий, в ходе которых они смогут показать не только знания психологических теорий и концепций, но и раскрыть свой творческий потенциал. Лучшие участники заочного тура смогут принять участие в очном туре Универсиады.
  2. Очный тур состоится 26 апреля 2013 года на факультете психологии МГУ имени М.В.Ломоносова. В ходе очного тура участникам Международной психологической универсиады предстоит в письменной форме ответить на ряд вопросов, касающихся современных тенденций и классических исследований в области психологии и междисциплинарном поле знаний.

Для участия в Международной психологической универсиаде приглашаются студенты-психологи всех курсов и форм обучения факультетов, отделений и кафедр психологии.

Информация о заданиях и порядке проведения заочного и очного туров Универсиады будет опубликована на сайте факультета психологии МГУ.

 

Заочный тур

Дорогие участники Международной психологической универсиады 2013!

Заочный тур Международной психологической универсиады состоится с 11 марта по 25 марта 2013 года. В ходе заочного тура Вам предстоит выполнить ряд интересных и креативных заданий, в которых Вы сможете показать не только знания психологических теорий и концепций, но и раскрыть свой творческий потенциал. Лучшие участники заочного тура смогут принять участие в очном туре Универсиады.

Для участия в заочном туре нужно выбрать два вопроса (из предложенных ниже) и одну задачу (из предложенных). Файл с ответами на вопросы и решением задачи принимаются по адресу: psy.universiada@gmail.com до 25 марта 2013 года.

Файл с ответами должен иметь формат pdf, его название должно содержать в себе фамилию автора. В начале ответа и в тексте самого письма просим Вас разместить табличку с данными участника:

Фамилия, имя, отчество автора  
ВУЗ  
Факультет  
Кафедра (отделение)  
Форма обучения  
Курс обучения  

Желаем творческих успехов!


Вопросы:

(выберите два из предложенных пяти)

  1. Чем отличается медицинская психология от клинической?
  2. Как, по Вашему мнению, должна развиваться психология – «в куст» или «в ствол»?
  3. Согласны ли Вы с тем, что в психологии до сих пор господствует естественно-научная парадигма? Аргументируйте свой ответ.
  4. Можно ли запрограммировать компьютер воспринимать информацию как человек? Мыслить, как человек? Свой ответ поясните суждениями известных психологов.
  5. Прокомментируйте высказывание А.Н.Леонтьева «Предметом психологии является, как действительность субъекта становится переживанием и как это переживание становится действительным».

Задачи:

(выберите одну из предложенных трёх)

Задача 1

В.Е. Клочко были разработаны оригинальные методики, позволившие изучить роль эмоциональных оценок в этом процессе.

Одна из его методик заключалась в следующем. Испытуемым предлагался специально составленный текст, заключающий в себе в скрытом виде противоречие, на основе которого может быть сформулирована задача физического содержания. Текст подавался испытуемым как «отрывок из художественного произведения под названием «Золотоискатели» с указанием вымышленного автора (К. Фэрри). Приводим этот текст.

«Лодка была немедленно подхвачена бурным потоком. Река несла лодку, как будто и лодка, и пассажиры не имели ни весла, ни каких-либо возможностей противостоять этому всесильному потоку. Во время крутых спусков бере­га проносились мимо испуганных путешественников со страшной скоростью. Прибрежные камни и редкие деревья мелькали, сливаясь в пеструю ленту, вы­зывающую головокружение. На подъемах движение реки замедлялось, она как бы оседала, темнела. Река была подобна живому существу — так же легко и радостно спускалась с горы, и так же, как тяжело нагруженный путник, поднимающийся в гору, становилась ленивой и неузнаваемой на редких, затяжных, высоких подъемах. Мальчики приходили в себя, оторопело смотрели друг на друга, но не успевали они даже вдоволь посмеяться над своим испуганным видом, как поток вновь срывался с завоеванной вершины и опять начиналось стремительное мелькание, томительное ожидание следующей передышки».

Текст не вызвал у испытуемых сомнения в существовании указанной книги и её автора, хотя в нем трижды встречалось содержание, противоречащее опыту и знаниям испытуемого, полученным в курсе средней школы или вузе. В эксперименте участвовало 45 испытуемых (школьники старших классов, студенты физического факультета, преподаватели). Испытуемому давался текст и формулировалось первое требование —проверить грамотность текстов. Испытуемому сообщалась также мнимая цель эксперимента — проверка грамотности самого испытуемого. После того как испытуемый указывал на замеченные им орфографические и пунктуационные ошибки или сообщал об их отсутствии, текст убирался, а испытуемого просили наиболее полно пересказать все, что ему запомнилось. Такое построение эксперимента объясняется тем, что экспериментатора интересовало, заметил испытуемый противоречие или нет, однако узнать это нужно было, не спрашивая прямо, чтобы не вызывать у испытуемого установку на поиск противоречия, что могло бы помешать дальнейшему ходу эксперимента. Методика основывалась на использовании основного закона непроизвольного запоминания, согласно которому запоминается тот материал, который совпадает с целью деятельности. Если испытуемый замечал противоречие и производил определённую деятельность по его осознанию, формулированию и снятию противоречия, то материал, связанный с интересующим экспериментатора противоречием, должен быть сохранен в непроизвольной памяти и репродуцирован при последующем воспроизведении. Если же экспериментатору становилось ясно, что испытуемый не заметил противоречия, эксперимент продолжался. Формулировалось второе требование — запомнить текст при однократном чтении его вслух. Испытуемому сообщалась вторая мнимая цель эксперимента — проверка мнемических способностей испытуемого. Испытуемый читал текст без остановки один раз (вслух) и пытался наиболее полно передать содержание запомнившегося ему. Если и в этом случае испытуемый не осознавал противоречия, экспериментатор спрашивал испытуемого, не заметил ли он какого-либо несоответствия, противоречия, не показалось ли ему что-либо в тексте неправильным, странным. Если противоречие вновь не замечалось, то экспериментатор переходил к третьему этапу эксперимента. Испытуемому прямо формулировалось требование найти противоречие в тексте. При этом испытуемого просили читать текст и рассуждать вслух. В ходе эксперимента проводилась непрерывная регистрация кожно-гальванической реакции (КГР).

  1. Предположите, какие стратегии поведения в эксперименте наблюдались среди испытуемых относительно поиска противоречия? Существует ли между ними разница в динамике КГР?
  2. Как вы думаете, была ли выявлена разница в протекании вегетативных реакций у испытуемых при разных типах инструкций? Почему?
  3. Как можно использовать результаты приведённого исследования в психологической практики?

Задача 2

Господину Икс 30 лет, и он жалуется на плохую память: «Мне кажется, что все мелочи жизни проходят мимо меня: я не помню, какого цвета на мне одежда, что я пил и ел на завтрак, какого цвета машина отвозила меня на работу» - жалуется он. При этом нейропсихологическое обследование показывает полную сохранность всех функций.

Дайте содержательный анализ и предложите способы решения проблемы мистера Икс, опираясь на следующие научные позиции:

  • Психоанализ.
  • Когнитивный подход.
  • Культурно-исторический подход.

Задача 3

В одном из психологических экспериментов испытуемым — учащимся 7—9-х классов средних школ — давалась основная задача: доказать равновеликость треугольников АВО и OCD, заключенных между диагоналями трапеции (решение её заключается в выделении треугольников ABD и ACD, которые равновелики, так как имеют общее основание AD и общую высоту трапеции, искомые треугольники являются частью данных и поэтому равновелики).

Для исследования переноса решения с одной задачи на другую испытуемым в ходе решения одной (основной) задачи давалась другая вспомогательная.

Чтобы проследить зависимость обобщения от анализа основной задачи, вспомогательная задача предъявлялась испытуемым на разных этапах анализа основной.

Однако, при проведении эксперимента обнаружился испытуемый, который уже спустя

  1. полминуты
  2. полчаса после старта эксперимента

заявлял, что не может её решить.

Как поменять условия эксперимента с точки зрения Рубинштейна, чтобы испытуемый продолжил решение? А с точки зрения Пономарёва?