Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

14 марта 2013   семинар

Московский семинар по когнитивной науке Доклад "Взаимодействие сознания и когнитивного бессознательного в процессе имплицитного научения"

Организаторы

РГГУ

Филологический факультет МГУ

Информационное письмо

Уважаемые коллеги! С радостью сообщаем о том, что после затянувшегося перерыва Московский семинар по когнитивной науке продолжает свою работу в весеннем семестре. Встречи семинара будут проходить попеременно в РГГУ (м. Новослободская) и на филологическом факультете МГУ (м. Университет). Время начала также будет слегка меняться, поэтому, пожалуйста, внимательно следите за объявлениями, чтобы не перепутать, где именно состоится интересующий вас доклад и во сколько он начнется. Неизменным останется лишь день проведения семинара — как всегда, четверг.

Первый семинар состоится в четверг 14 марта, начало в 19:00. Он будет проходить в РГГУ (м. Новослободская, вход со стороны ул. Чаянова). Номер аудитории можно будет узнать непосредственно перед семинаром на входе или в комн. 603 II корпуса (кафедра ОЗРП), а также по телефонам: +7(916)359-21-92 (координатор семинара Екатерина Печенкова; мобильный номер, можно как звонить, так и посылать смс) +7(499)250-66-32 (кафедра ОЗРП в РГГУ; городской номер). Подробнее о том, как добраться и пропусках см. в конце письма.

Мы соберемся, чтобы послушать и обсудить доклад, который представит наша гостья из Санкт-Петербурга — кандидат психологических наук Надежда Владимировна Морошкина (кафедра общей психологии факультета психологии СПбГУ).

Тема доклада: Взаимодействие сознания и когнитивного бессознательного в процессе имплицитного научения

Тезисы доклада: В когнитивной психологии хорошо известен феномен имплицитного научения - это процесс, посредством которого человек приобретает знание непреднамеренно и при этом оказывается неспособен его эксплицировать, т.е. ясно выразить это знание вербально (Reber, 1967). Имплицитное научение наблюдается в ситуациях, когда человеку при принятии решения приходится учитывать большое количество параметров, между которыми существуют скрытые связи (неявные ковариации). К решению задач такого рода относятся многие виды практической деятельности, например, постановка медицинского диагноза, а говоря шире - любые задачи классификации с неопределенным заранее набором значимых признаков. По мнению ряда ученых, имплицитное научение играет особую роль в ситуациях социальной перцепции, в частности при оценке психологических характеристик человека по его внешнему облику (Lewicki, 1986; Barker, Andrade, 2007; Ушаков, 2004). Основная проблема, привлекшая внимание исследователей, заключается в том, что, даже успешно решая подобные задачи, человек не всегда может объяснить, как он это делает. А. Ребер предложил концепцию двух независимых познавательных контуров: сознания и филогенетически более раннего когнитивного бессознательного (Reber, 1993). Неосознаваемая обработка информации, по мнению Ребера, протекает независимо от сознания, в ее основе лежат более древние нейрофизиологические структуры, она более устойчива к разного рода травмам и заболеваниям. П. Левицки с коллегами предположил, что сознание принципиально не имеет доступа к результатам работы когнитивного бессознательного, поскольку в его экспериментах осведомленность испытуемых никак не влияла на усвоение ими неявных закономерностей (Lewicki, Hill & Sasaki, 1989). Однако появился ряд данных, указывающих на то, что вмешательство сознательного контроля может снижать эффективность имплицитного научения. В частности оказалось, что попытки испытуемых эксплицировать свои знания в процессе решения задачи могут приводить к разрушению имплицитного знания и снижению эффективности (Пономарев, 1976; Reber, Allen, 1978; Белова, 2004). Наши исследования посвящены поиску ответа на вопрос о том, как взаимодействуют имплицитные и эксплицитные знания, когда человек принимает решение, и какие из них пользуются приоритетом?

В докладе будут рассмотрены результаты наших собственных экспериментов, направленных на исследование феномена имплицитного научения:

  • в задаче научения искусственным грамматикам (модифицированная экспериментальная парадигма А.Ребера); - в задаче социальной перцепции (модифицированная экспериментальная парадигма П.Левицки);
  • в задаче, индуцирующей слепоту к изменениям (модифицированная методика фликера).

Почитать подробнее о докладчике и познакомиться с некоторыми работами Надежды Морошкиной можно на ее личной странице: http://www.cogpsy.ru/index.php/investigators/investspb/6-moroshkina