Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

20–25 марта 2013   (null)

Международный научный форум «VI Гуманитарные чтения РГГУ – 2013»

Организаторы

РГГУ

Информационное письмо

Уважаемые коллеги!

Российский государственный гуманитарный университет приглашает Вас принять участие в VI Гуманитарных чтениях, которые состоятся 20-25 марта 2013 года.

Направления работы Чтений:

1.      Теория и методология гуманитарного знания

«Междисциплинарные исследования сложных когнитивных феноменов как новый тренд методологии гуманитарных наук: человеческие ошибки как предмет анализа»

Настоящее пленарное заседание имеет междисциплинарный характер и направлен на обсуждение такого сложного явления как человеческая ошибка. В своих докладах и в дискуссии по их поводу специалисты из различных областей знания (психологи, лингвисты, психолингвисты, философы, специалисты в сфере искусственного интеллекта), представляющие разные исследовательские и учебные организации (РГГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, СПбГУ, ИПУ РАН) обсудят отличительные стороны названного феномена, его значение для понимания работы человеческого мышления, памяти, внимания, для успешности решения задач, порождения речи, овладения сложными областями знания и др.

Проблемные вопросы:

  • Решение задач и проблем как неотъемлемая часть профессиональной деятельности.
  • Основные направления психологического анализа данной области: парадигма «Новички и эксперты» и парадигма имплицитного научения: различные механизмы развития способностей.
  • Решение слабоструктурированных проблем: трудности и успехи психологического исследования.
  • Понятия и формы представления знаний на различных этапах обучения и профессиональной деятельности.

2.      Россиеведение

«Русский язык в школе: время перемен» 

Институт лингвистики проводит в рамках «Гуманитарных чтений 2013» Пленарное заседание «Русский язык в школе: время перемен» (предполагается четыре выступления участников), а также круглый стол, посвященный проблемам преподавания русского языка в школе с участием издателей, авторов учебников и учителей.

  Этот пленарное обсуждение и круглый стол проводятся в рамках масштабного проекта «Русский язык в школе», осуществляемого в Институте лингвистики. Очевидно, что содержание школьного предмета «Русский язык» и существующие учебники вызывают постоянную критику. Назрело публичное и открытое обсуждение целей и задач этого предмета, концепции преподавания, а также концепции конкретных учебников. В этой дискуссии должна участвовать широкая общественность, но, по крайней мере, начать ее можно на «Гуманитарных чтениях». Приглашение для участия направлено крупным издательствам, авторам учебников, школьным учителям и методистам.

В рамках «Гуманитарных чтений 2013» Институт лингвистики организует цикл лекций «Русский язык в контексте современных морфологических теорий» для студентов и преподавателей РГГУ, а также русистов–практиков, участников круглого стола. Лекции прочтет М. Чумакина - сотрудник Surrey Morphology Group, Faculty of Human Sciences and Humanities, University of Surrey, Guilford.

Проблемные вопросы:

  • Каковы цели и задачи школьного предмета «Русский язык»?
  • Можно ли говорить о разных концепциях преподавания русского языка в школе?
  • Каковы критерии для сравнения этих концепций?
  • Какой должна быть структура школьного курса?
  • Каким должен быть современный учебник по русскому языку? Мнение издателя.
  • Каким должен быть современный учебник по русскому языку? Мнение учителя.
  • Каким должен быть современный учебник по русскому языку? Мнение автора.

3.  Общественные функции гуманитарных и социальных наук

«Модернизация и гуманитарное образование в системе экспертного знания» (Институт гуманитарного сопровождения общественных проектов)

Модернизационные процессы в современном высшем образовании в полной мере затронули и гуманитарную подготовку студентов. В ней обозначилось несколько направлений, связанных с подготовкой стандартов, КИМ(ов) по ЕГЭ, разработкой новых учебных курсов, оценкой новых общественно-политических явлений в России и мире.

Для реализации этих и других направлений возрастает потребность в профессиональной экспертизе высокого уровня. Причем принципиально важным представляется ее организация как силами специалистов высшей школы, так и «наружных» экспертов.

Кроме того, наиболее известные эксперты в области истории, политологии, IT – технологий, международных отношений, зарубежного россиеведения и др. должны принимать регулярное участие в академическом процессе РГГУ, в т.ч. в проведении мастер-классов, круглых столов, выступлений перед научно-педагогическим составом Университета.

Проблемные вопросы:

  • Ресурсный потенциал гуманитарной экспертологии в высшей школе
  • Современная реформа высшего образования в зеркале экспертных оценок
  • Медиаресурсы в сфере гуманитарного знания и образования
  • Политическая экспертиза гуманитарных проектов 
  • Социологическая экспертиза в области гуманитаристики
  • Экспертные источники в гуманитарном знании о современной России
  • Зарубежное россиеведение в экспертных мегамоделях гуманитарного знания и образования

4. Гуманитарное знание и образование

«Качество гуманитарного образования: процедуры «обратной связи» в экспертизе образовательных программ»  (совместно с расширенным заседанием научно-методического совета по магистерским программам РГГУ)

Поставленная перед Гуманитарными чтениями 2013 задача сделать пленарные заседания (а в какой-то мере – и подготовительные мероприятия) экспертными площадками применительно к образовательному направлению подталкивает к самому очевидному решению: 1) совместить теоретическое обсуждение с запланированными заранее фазами практической работы в РГГУ (например, с заседанием Научно-методического совета по магистерским программам, на котором обсуждаются и принимаются важные решения, связанные с развитием магистратуры научно-исследовательского профиля); 2) в центр теоретического обсуждения вынести едва ли не важнейшую для экспертизы качества высшего образования проблему – проблему «обратной связи», проблему оценки результатов и процесса образования его участниками с самых разных сторон: абитуриентами, студентами младших и старших курсов, выпускниками, преподавателями и работодателями.

Несмотря на то, что заседание Гуманитарных чтений планируется сделать одновременно и расширенным заседанием Научно-методического совета по магистерским программам, нет никакой необходимости в том, чтобы жестко ограничивать тематику исследований и выступлений сюжетами исключительно внутриуниверситетской, и тем более, только магистратурной тематики. Для участников НМС по магистратуре, как и для гостей заседания, будут интересны и опыты и рефлексия проведения входного контроля на бакалавриате, и исследования абитуриентов, и способы осуществления и осмысления процедур обратной связи в других вузах с сильным гуманитарным компонентом (на пленарное заседание планируется пригласить коллег из Российской ассоциации исследователей высшего образования (НИУ ВШЭ) и из РАНХиГС).

Перед пленарным заседанием в 20-х числах марта 2013 года планируется провести несколько предварительных мероприятий, а точнее инициировать несколько мини-исследований, результаты которых будут представлены и обобщены на Гуманитарных чтениях.

Во-первых, в ходе подготовительных мероприятий предполагается провести обсуждение и апробацию опросников, направленных на изучение того, как студенты оценивают качество образовательного процесса. Кроме того, будет разработан проект проблемной анкеты для преподавателей РГГУ, нацеленной прежде всего на рефлексию ими моделирования образовательных результатов и образовательных технологий.

Во-вторых, руководителей образовательных программ планируется познакомить с методиками и образцами проведения анкетирования и интервьюирования выпускников и работодателей в некоторых учебных подразделениях РГГУ; возможно, к пленарному заседанию Гуманитарных чтений подобных результатов станет больше.

В-третьих, в рамках проекта будут обобщены данные по проведению осенью 2012 г. «входного контроля» в РГГУ и, возможно, эти данные также будут представлять интерес в плане методологии и полезности исследований обратной связи. В ходе заседания будет предложено также обсудить рекомендации по организации входного контроля, которые впоследствии будут обнародоваться и внедряться в образовательную практику.

Таким образом, подготовительные мероприятия по образовательному направлению Гуманитарных чтений будут непосредственно посвящены экспертизе качества образовательной программы, т.е. будут смыкаться с общей для VI Гуманитарных чтений в целом темой гуманитарной экспертизы.

Проблемные вопросы:

  • Методология осуществления «обратной связи». Процедуры анкетирования и интервьюирования
    • (Потенциальных) абитуриентов и их родителей
    • Поступивших на основные образовательные программы (входной контроль)
    • Студентов ООП РГГУ
    • Преподавателей
    • Администрации
    • Выпускников ООП
    • Работодателей
  • Методология интерпретации результатов «обратной связи» (см. выше, пп. 1.1. – 1.7).
  • Методология рефлексии и применения результатов «обратной связи» в проектировании и коррекции основных образовательных программ. Реальные прецеденты использования «обратной связи» (высказываний, студентов, работодателей, выпускников и т.д.) в организации образовательного процесса (в РГГУ).
Контакты