Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

24 сентября 2014 |Россия, Москва   семинар

Городской семинар «Профилактика межнациональной конфликтности в образовательной среде: от результатов исследования к психолого-педагогическим технологиям»

Место проведения

Дата проведения: 24  сентября 2014 г. 11.00-13.00

Место проведения: ГБОУ ВПО МГППУ, ул.Сретенка д.29.

Информационное письмо

Приглашаем  к участию в семинаре специалистов, вовлеченных в деятельность по профилактике рисков межнациональной конфликтности среди учащихся (заместители руководителя ОУ по воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги).

Количество и состав участников: заместители руководителя ОУ по воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги и иные специалисты, вовлеченные в деятельность по профилактике рисков межнациональной конфликтности среди учащихся, 250 человек.

Цель. Презентация результатов мониторинга рисков межнациональной конфликтности среди учащихся организаций общего и среднего профессионального образования г.Москвы за 2014 г., а также ознакомление с доступными для педагогов технологиями, обеспечивающими повышение эффективности профилактической работы по данному направлению.

Регистрация обязательна, по ссылке в новостной ленте на сайте http://so.mgppu.ru или http://мгппу.рф. В случае затруднений писать huhlaevoe@mgppu.ru

Программа:

10.30-11.00. Регистрация участников семинара

11.00 – 11.10 Открытие семинара

Приветственное слово

Павлов И.С., кандидат психологических наук, доктор экономических наук, заместитель руководителя Департамента образования г.Москвы. Рубцов В.В. доктор психологических наук, академик РАО, ректор ГБОУ ВПО МГППУ.  

11.10-11.50. Выступления

«Риски межнациональной конфликтности в системе профилактики негативных проявлений: организационно-методические ресурсы городского методического центра». Завальский А.В., методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы.

«Динамика рисков межнациональной конфликтности среди столичной молодежи 2011-2014 гг.»

Кузнецов И.М., канд.социол.н., доц. каф. Этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ГБОУ ВПО МГППУ, в.н.с Института Социологии РАН.

«Модель профилактики рисков межнациональной конфликтности в образовательном учреждении»

Хухлаев О.Е. канд.психол.н., зав. каф. Этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ГБОУ ВПО МГППУ.

12.00 - 13.00. Тематические тренинг-презентации, посвященные  психолого-педагогическим технологиям профилактики

межнациональной конфликтности в образовательной среде

(работа по параллельным секциям).

Секция 1. «Обучение в сотрудничестве» как технология профилактики межнациональной конфликтности в рамках учебной деятельности».

Вед.:   Хухлаев О.Е. канд.психол.н., зав. каф. Этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ГБОУ ВПО МГППУ.

Секция 2. «Интеграция мигрантов в образовании: инклюзивный подход».

Вед.: Чибисова М.Ю. канд.психол.н., доц. каф. Этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ГБОУ ВПО МГППУ.

Секция 3. «Программа «5 шагов к толерантности»: повышение социальной ответственности и межкультурной компетентности в рамках воспитательной работы».

 Вед.: Макарчук А.В. канд. психол.н., программный директор Центра толерантности ЧУК "Еврейский музей и центр толерантности".

Секция 4. «Развитие гражданской идентичности и патриотизма в рамках внеучебной деятельности: образовательная программа «Я – Гражданин мира»

 Вед.: Кемалов А.Т., менеджер проекта, Фонд социального развития и охраны здоровья "ФОКУС-МЕДИА"

Секция 5. «Развитие межкультурной компетентности средствами современного искусства: комикс-проект «Респект»

Вед.: Воронкова А.А., координатор и региональный менеджер проекта «Респект» в Центральном федеральном округе; Горская Е.С., координатор проекта "Респект".

Секция 6. «Развитие гражданского патриотизма через волонтерскую деятельность учащихся».

Вед.: Акимочкина  К.А.  руководитель Центра по взаимодействию с органами ученического самоуправления ВОУО г. Москвы.

Аннотации секций (тренинг-презентаций)

Секция 1. «Обучение в сотрудничестве» как технология профилактики межнациональной конфликтности в рамках учебной деятельности».

«Обучение в сотрудничестве» - это группа педагогических приемов, которые представляют собой адаптированные к работе учителя социально-психологические технологии. Эта технология позволяет решить множество педагогических задача, хотя придумана изначально для разрешения межрасовых конфликтов. Взаимодействие, которое происходит в процессе работы над общим заданием, способствует развитию симпатии и позитивных межэтнических отношений. Работа в смешанных группах позволяет учащимся лучше узнать друг друга, они начинают понимать друг друга, меньше полагаются на этнические стереотипы и больше рассматривают каждого человека, как индивидуальность.

Секция 2. «Интеграция мигрантов в образовании: инклюзивный подход».

Традиционно, когда мы говорим о проблемах инклюзивного образования, мы прежде всего вспоминаем особых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Но «особость» ребенка может быть связана и с тем, что он —  человек другой культуры (ребенок-мигрант,  билингв, представитель этнического меньшинства). С точки зрения социокультурной адаптации, работа с инокультурными детьми будет максимально продуктивной, если в ней будут сочетать два вектора: с одной стороны, интегративный, направленный на освоение ребенком общих правил и норм, и инклюзивный, предполагающий индивидуальную помощь. Однако дети-мигранты представляют собой группу, неоднородную по ряду характеристик: по языку, религии, культурной дистанции с принимающей культурой, социальному статусу. Поэтому варианты помощи инокультурным ученикам могут быть различны, в зависимости от специфики их образовательных потребностей.

В рамках тренинг-презентации будет представлена технология адресной поддержки интеграции учеников-мигрантов, разработанная на основании инклюзивного подхода.  Данная модель позволяет определить специфические потребности конкретного ребенка и выработать оптимальную стратегию его сопровождения.

В ходе тренинг-презентации будут рассмотрены такие вопросы:

- нужен ли к детям-мигрантам особый подход?

- каковы особые образовательные потребности учеников-мигрантов?

- как понять, в какой помощи ребенок нуждается?

-как формировать индивидуальную образовательную траекторию ученика-мигранта, не делая лишней работы?

Секция 3. «Программа «5 шагов к толерантности»: повышение социальной ответственности и межкультурной компетентности в рамках воспитательной работы».

Центр толерантности Еврейского музея – уникальный проект, не имеющий аналогов в России. Центр призван содействовать сохранению культурного наследия народов как уникального ресурса России, распространять идеи ценности и равноправия национальных культур и религий. Центр толерантности – это площадка, на которой проводятся тренинги, семинары, практикумы, круглые столы и многое другое. Цель этих мероприятий – содействие развитию культуры социального взаимодействия и профилактике ксенофобии.

Ключевая особенность Центра – интерактивность. Ультрасовременное оборудование позволит погрузиться в особую содержательную атмосферу, а профессиональная команда специалистов поможет вовлечь каждого участника в диалог, организовать позитивное общение. Основная целевая аудитория Центра – школьники и студенты, а также – педагоги, психологи и администрация образовательных учреждений.

Участники узнают о бесплатных интерактивных программах и мероприятиях Центра для образовательных организаций, а также поучаствуют в фрагментах интерактивных занятий Центра.

Секция 4. «Развитие гражданской идентичности и патриотизма в рамках внеучебной деятельности: образовательная программа «Я – Гражданин мира»

Гражданин мира — это глобальное миротворческое движение, объединяющее молодых людей, художников, музыкантов, журналистов, представителей гражданского общества, которые активно действуют для создания мирной обстановки на Земле. Идея проекта заключается в профилактике межнациональных и межкультурных конфликтов. Для этого была создана образовательная программа "Я – Гражданин мира", в которой обсуждаются темы гражданской идентичности, патриотизма, личного вклада и богатства культурного разнообразия.

Цель программы: содействие межнациональному, межконфессиональному и межкультурному общению, миру и согласию через обучение навыкам разрешения конфликтов, развитие конструктивного гражданского патриотизма и формирование толерантного отношения к другим культурам. Программа состоит из 3-х блоков: "Я - Гражданин", "Я - Гражданин России", "Я - Гражданин Мира".В России проект реализуется Фондом "ФОКУС-МЕДИА" при поддержке Правительства г.Москвы и программы президентских грантов.

Секция 5. «Развитие межкультурной компетентности средствами современного искусства: комикс-проект «Респект»

Проект Респект - комиксы за уважение к разным нациям, культурам, религиям и социальному происхождению. Проект зародился 4 года назад по инициативе директора московского комикс-фестиваля КомМиссия и получил поддержку немецкого культурного центра имени Гете.

Комиксы за уважение - это 23 истории, напечатанные в виде карманных книжечек,  которые учителя и социальные педагоги могут использовать на уроке для начала разговора на сложные темы, такие как принятие -непринятие себя и другого, миграция, национальные меньшинства.

Сейчас мы продолжаем проект, работаем с 3 регионами (Северный Кавказ, Северо-Запад, Центр), новые комиксы создаются в сотрудничестве с экспертами по работе с разными социальными группами, учителями истории и обществознания, специалистами в области межнациональных отношений. 

 Команда Респекта разработала корпус упражнений в помощь у чителям и социальным педагогам, которые позволяют вывести подростка на диалог, начать дискуссию и подвести к рефлексии по той или иной проблеме. Некоторые из упражнений Елизавета Горская, куратор проекта, покажет на семинаре. 

Секция 6. «Развитие гражданского патриотизма через волонтерскую деятельность учащихся».

Волонтерская деятельность разнообразна и безгранична. Но во всем разнообразии есть общая черта, которую озвучил один известный мультипликационный персонаж: «А мы уже помирились. Потому что совместный труд для моей пользы — объединяет».

В Восточном округе работа с общественными движениями и волонтерами ведется с 1999 года. К сегодняшнему дню мы можем уверенно сказать, что активная волонтерская работа школьников, по средствам ученического самоуправления, общественной работы или социального проектирования, развивает и гражданский патриотизм и активную гражданскую позицию. Мы готовы поделиться своим опытом. 

Контакты
 
29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017