Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

12–14 мая 2009 |Россия, Москва   цикл лекций

Лекции по специальной психологии британских психологов в Москве

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 

Фотоотчет (14 фотографий)

 
Репортаж о мероприятии

Смотреть фото-отчет о лекцияхЦикл лекций профессора Гарри Дэниелса и доктора Джилл Портер помог составить целостную картину исследований в сфере специальной психологии в Британии. Доктор Портер рассказала о проектах по изучению трудностей в обучении в различных видах школ, а профессор Дэниелс познакомил слушателей с обучением и работой мультидисциплинарных команд и целых служб, основанными на культурно-историческом и деятельностном подходах.

Обучение и работа мультидисциплинарных команд специалистов

В Великобритании социальные, психологические и медицинские службы помощи детям были объединены в единую службу - Child Services. Проблема взаимодействия специалистов разного профиля стоит как никогда остро, ведь «чтобы устроить драку, надо собрать в одной комнате психолога, учителя и соцработника, и поговорить с ними о потребностях ребенка».

Для действительно индивидуальной работы с каждым случаем необходимо не жесткое разделение обязанностей, а гибкая система сотрудничества, реализуемая в рамках обучающей организации. В основу такого обучения сотрудников профессор Дэниелс положил принцип анализа деятельности А.Н. Леонтьева, а также концепции Л.С. Выготского о житейских и научных понятиях (как дающую возможность разным специалистам «найти общий язык»), о методе двойной стимуляции, а также работы У. Энегстрома, развивающего идеи культурно-исторической психологии в Финляндии.

Особую сложность представляют собой диагностические категории – ведь они могут определять образовательный маршрут и всю дальнейшую жизнь ребенка. Специалистам нельзя забывать, что частота постановки того или иного диагноза варьирует в разных странах (и, как оказалось, даже в разных регионах одной страны) изменяется со временем и зависит от массы других социокультурных факторов.

Проекты по изучению трудностей в обучении в различных видах школ

Для обучающих организаций характерна диалогичность, использование воркшопов, дискуссионных групп. И в работе с самими детьми, имеющими нарушения познавательного развития, их родителями и учителями диалогичность, сотрудничество, со-исследование также крайне важны.

Доктор Портер рассказывала об исследовании, выполненном по заказу британского правительства, которое позволило более точно ответить на вопрос о реальном количестве детей с трудностями обучения в школе (от соматических заболеваний и повышенной тревожности до психических расстройств). Это были очень яркие презентации с фрагментами прямой речи детей, фотографиями.

Исследование того, как дети сами представляют свои затруднения и слабые стороны, было «исследованием в действии», формирующим экспериментом, который позволил детям сформулировать свои взгляды. Речь шла и о методах коммуникации с детьми разных возрастов с разной способностью к вербальному общению, и о методах математической обработки данных. Чтобы понять уникальные переживания детей, стоящие за типичными проблемными ситуациями, необходимо использование качественных методов. Но что, если они дают картину, не совпадающую с результатами, полученными количественным методом? Как разрешить противоречия, совместить две парадигмы?


Предлагаем вашему вниманию оригинальные презентации к лекциям на английском языке.


(с) psyjournals


(с) psyjournals


(с) psyjournals


(с) psyjournals


(с) psyjournals


(с) psyjournals