Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

16 сентября 2009 |Россия, Москва   конференция

Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

16 сентября в Московском городском психолого-педагогическом университете прошла научно-практическая конференция «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде» подготовленная совместно с департаментом образования горда Москвы.

Целью конференции был подробный анализ психолого-педагогического и правового содержания явления ксенофобии, национализма и экстремизма среди несовершеннолетних, обмен опытом в сфере проведения профилактических мероприятий с детьми и подростками.

В настоящее время отмечается рост проявлений экстремизма и национализма, ксенофобских тенденций в обществе. Наиболее чувствительной к подобным настроениям категорией являются дети и подростки. В связи с этим так актуален оказался анализ и разработка психолого-педагогического и правового содержания ксенофобии, национализма и экстремизма несовершеннолетних, обмен опытом в сфере проведения профилактических мероприятий с детьми и подростками. Участникам конференции удалось обсудить эффективные механизмы взаимодействия всех субъектов, участвующих в профилактике ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде.

Открыла пленарное заседание Умрихина Марина Евгеньевна, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы. Она отметила, что подобное мероприятие  впервые проводится в таком формате с участием представителей прокуратуры, ГУВД, общественных организаций столицы. Особую благодарность она выразила Рубцову Виталию Владимировичу, ректору Московского городского психолого-педагогического университета, который эффективно помогает практикам.

Затем выступил Попенков Владимир Иванович, первый заместитель начальника Управления координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы. Он подчеркнул, что в Москве складывается сложная ситуация. Налицо изменения в национальном составе горожан. Хотим мы того или нет, но как показывает мировая практика, это сопряжено с ростом числа национальных конфликтов. Поэтому ставить и пытаться решить существующую проблему в детской среде – актуально и правильно. Если мы заложим в детях основы толерантности, в будущем мы сможем избежать многих проблем.

О том, насколько важна проблема, ради которой собрались на конференции и ученые и практики сказал в приветственном слове Рубцов Виталий Владимирович, ректор МГППУ, д.п.н., профессор, академик, действительный член РАО. Он отметил, что хотя эта проблема существовала всегда, бывают времена, когда она обостряется. И здесь – огромное поле работы для психологов и представителей системы образования. Проведя мониторинг возникающих ситуаций можно и нужно увидеть реальную картину в городе. И тогда совершенно очевидно, что ученые и практики должны работать вместе. Ведь психологами уже разработаны специальные технологии, которые необходимы большому числу ведомств, работа которых связана с психологическими составляющими.

Затем участники пленарного заседания посмотрели короткий фильм, наглядно демонстрирующий самые жесткие проявления ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде.

Слово для доклада было предоставлено Умрихиной Марине Евгеньевне, заместителю руководителя Департамента образования города Москвы. Она рассказала о том, что пытается сделать департамент образования для профилактики конфликтов. Напомнила о тех фактах проявления национализма, где в качестве агрессоров выступали не подростки, а взрослые люди – учителя школ. Воспитывать понимание, что гражданское общество составляют люди разных национальностей нужно с самого раннего детства.

Ениколопов Сергей Николаевич, заведующий кафедрой Криминальной психологии факультета Юридической психологии МГППУ, заведующий отделом медицинской психологии НЦПЗ РАМН, к.п.н., профессор говорил о психологических проблемах «преступлений ненависти». О том, что за определенными группами подростков нередко стоят взрослые, которые выступают в роли «кукловодов», направляя детскую агрессию в нужное им русло. Без определенного воспитания никто террористами не становится. Важно понять механизм появления сверхценных образований, которые для субъекта важнее собственной жизни. Органы правопорядка «ловят» лишь верхушку айсберга. Профилактикой подобных преступлений должны заниматься все, каждый на своем месте. Очень часто психологические и юридические мотивы преступления различны, и только их трезвая оценка позволяет сделать адекватный вывод.

Собкин Владимир Самойлович, директор Центра социологии  образования РАО, член-корр. РАО, д.п.н., профессор посвятил свое выступление проблеме межнациональной толерантности в подростковой среде. Он рассказал об исследованиях, выполненных учеными на основании опроса 1,5 тысячи школьников и констатировал, что необходим постоянный мониторинг толерантных отношений в обществе.

После небольшого перерыва пленарное заседание продолжило выступление Дозорцевой Елены Георгиевны, заведующей кафедрой Юридической психологии факультета Юридической психологии МГППУ, руководителя Лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, д.п.н., профессора. Она рассказала об опыте американских коллег, которые исследуют тему этнических предубеждений с 30-х годов 20 века. На основе их опыта можно утверждать, что с 3-х летнего возраста  до 7-ми лет у детей происходит формирование собственной национальной идентичности. После 7-ми летнего возраста – период наполнения внимания оценочным содержанием. Поэтому начинать профилактику этнических предубеждений нужно как можно раньше. Причем известны и эффективные способы работы, один из которых – доведение до сведения детей существующих проблем, обсуждение их и проигрывание ситуации.

Дворянчиков Николай Викторович, декан факультета Юридической психологии МГППУ, к.п.н., профессор кафедры Клинической и судебной психологии факультета Юридической психологии МГППУ рассказал о подготовке специалистов для работы с социально проблемными и юридически значимыми ситуациями, подчеркнув, что на базе МГППУ существует пока единственный в России факультет юридической психологии.

Сафуанов Фарит Суфиянович, заведующий кафедрой Клинической и судебной психологии факультета Юридической психологии МГППУ, руководитель Лаборатории судебной психологии ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, д.п.н., профессор предложил посмотреть на проблему еще с одной точки зрения. Допустив, что не толерантные установки будут сохраняться, построить работу с подростками так, чтобы они не проявлялись в социальном поведении. Воспитать личность, которая не дает агрессии проявляться. Поэтому одна из основных задач – воспитание правосознания. Причем очень часто, когда дело доходит до квалификации преступления в области экстремизма, суды оказываются в растерянности.

Хухлаев Олег Евгеньевич, заведующий кафедрой Этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета Социальной психологии МГППУ, к.п.н. отметил, что мы все вроде бы знаем, что такое национализм, но важно понимать, что мы вкладываем в это определение с точки зрения психологии. Национализм – это комплекс установок на ингрупповой фаворитизм по отношению к своей национальной группе и/или аутгрупповую дискриминацию чужой группы (групп).

Хечанова Любовь Евгеньевна, директор ГОУ Центр образования № 1429 ЦАО г. Москвы, представитель педагогов-практиков поделилась опытом формирования толерантных установок у детей в условиях адаптивной школы. О том, как закладываются школьные традиции, школьный уклад, которые принимаются и усваиваются детьми.

О роли многопрофильной психологической службы в профилактике ксенофобии, экстремизма и национализма в среде детей и подростков рассказала Умняшова Ирина Борисовна, заведующая учебно-производственной лабораторией факультета Психологии образования МГППУ, к.п.н., старший научный сотрудник Психологического института РАО.

После пленарного заседания участники научно-практической конференции приняли участие в работе секций:

  1. Социально-психологические аспекты профилактики экстремистских проявлений среди несовершеннолетних.
  2. Система работы учителя, как предметника и как классного руководителя по профилактике экстремизма, ксенофобии и национализма в среде учащихся.
  3. Роль социальных институтов в организации профилактической работы образовательного учреждения в контексте превенции национализма, экстремизма и ксенофобии в среде обучающихся.
  4. Организационно-управленческий ресурс администрации образовательного учреждения в процессе профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в среде обучающихся.
  5. Психологические основы научно-методического обеспечения профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой и молодежной среде.

На прошедшем затем итоговом круглом столе была принята резолюция по обсуждаемым проблемам.

В ближайшее время на портале PsyJournals.ru, вы сможете более подробно познакомиться с докладами, представленными на конференции.


 
21–22
сентября
Рим
Всемирный Brain Congress 2020