Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

25–27 ноября 2009 |Россия, Москва   конференция

II Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития "Другое детство"

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 

Фотоотчет (36 фотографий)

 
Репортаж о мероприятии

С 25 по 27 ноября в МГППУ проходила  2-ая Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития «ДРУГОЕ ДЕТСТВО»

25 ноября 2009. День первый

Конференция началась с пленарного заседания, которое  по традиции открыл ректор МГППУ В.В.Рубцов. Он сказал, что все вроде бы знают, каким должно быть Детство, каким должен быть ребенок, но когда ребенок вырастает, вдруг оказывается, что детство у всех людей разное. В современном обществе масса различных нерешенных социальных и экономических проблем, из-за которых дети не получают того, что должны получить. Поэтому название конференции могло бы быть и другим – реальное, а не усредненное детство.

Далее слово  было предоставлено заместителю руководителя Департамента образования города Москвы Т. Н. Гусевой. Она рассказала об организации процесса образования детей с ОВЗ в столице, подчеркнув, что главная задача – помочь каждому ребенку найти свое место в жизни. Для этого делается очень многое. Например, за последний год большие средства выделены на улучшение материально-технической базы коррекционных учреждений. Выпущена уникальная азбука для детей с нарушениями зрения, в ближайшее время будут напечатаны все необходимые учебники для обучения таких детей в начальной школе.

Т. Н. Гусева подчеркнула, что ощущается нехватка нормативных  документов. Именно поэтому в мае  на обсуждение городской Думы был  вынесен закон «Об образовании  лиц с ограниченными возможностями». Этот закон в ближайшее время, скорее всего, будет принят.

Затем слово  было предоставлено другому гостю  конференции – архиепископу Петропавловскому и Камчатскому Игнатию. Он поблагодарил за приглашение на конференцию, подчеркнув, что христианство занимается проблемой человека все время своего существования, то есть без малого 2000 лет. Поэтому очень важно сотрудничество современной аналитической науки и священнослужителей. Подобные конференции нужны не только детям, но и нам самим, так как педагога педагогом делает ребенок.

 

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка  А. И. Головань говорил о праве на образование, о нарушениях этого права и его защите. Более 50% детей испытывают в образовательных учреждениях всевозможные унижения: педагоги публично оскорбляют детей, не стесняясь в выражениях, могут забрать телефон, рыться в портфелях, выбрасывать тетради. Еще одна проблема – бесплатное образование на самом деле часто оказывается далеко не бесплатным. Из родителей «вытягивают» деньги на ремонт школы, приобретение учебных пособий.

Член Общественной палаты РФ О. В. Зыков выступил с докладом «Ювенальная юстиция – правовая основа социальной политики в отношении несовершеннолетних». Он сказал, что уже в начале своей работы с судами понял, что проблема внедрения ювенальной юстиции в жизнь тормозится на ментальном уровне, так как многие чиновники считают, что только они знают, как мы должны выстраивать отношения с собственными детьми. Своей главной задачей докладчик считает изменение ментальности судебной системы. Рассматривая преступления на почве наркомании, алкоголизма, суды должны увидеть за этим судьбу конкретного ребенка, в беде которого виноваты взрослые, причем часто не родители, а именно чиновники. Еще одна проблема, актуальная на сегодняшний день, – лишение родительских прав, которое происходит только тогда, когда с ребенком  случается трагедия. Семье нужно помогать вовремя, и органы опеки должны стать штабом по сохранению семьи.

В.С. Собкин, директор Института социологии образования РАО, посвятил свое выступление современной социокультурной ситуации. Вестернизация детской субкультуры, вытеснение отечественной литературы и кино – вот что происходит сегодня. Нужно понимать, что таким образом закладывается другой тип ментальности. На сознание детей влияет и социальная дифференциация, происходящая в обществе. Современная школа требует серьезной оценки, насколько она является демократическим институтом, не усиливает ли она социальное неравенство детей?

Доцент  Санкт-Петербургского государственного университета, О. И. Пальмов, ст. преподаватель Н. Л. Плешкова  коротко очертили тему «Профессиональная позиция специалистов и процесс раннего вмешательства», которая подробно была обсуждена на заседании секции «Программы раннего вмешательства, основанные на теориях взаимодействия и привязанности матери и ребёнка».  В пленарном выступлении докладчики говорили о том, что плохо приживаются такие ценности, как уважение к ребенку и родителю; доверие к ребенку и его инициативе.

О неумении взрослых любить и уважать своих детей говорил и протоиерей Владимир Архипов в своем докладе «Поддержка детей в трудных жизненных ситуациях». Последствия родительской незрелости ложатся на плечи детей. В нашем обществе, по словам о. Владимира, наблюдается дефицит мудрой любви. Рассказывая о своем опыте, протоиерей Владимир Архипов сказал, что старается строить общение с детьми в форме диалога, инициируя любые вопросы, ответы на которые ищутся совместно. Главное, по его мнению, избегать фальшивых интонаций, не считать, что взрослые досконально знают детскую душу.

Завершила пленарное заседание заведующая кафедрой возрастной психологии МГППУ Л.Ф. Обухова докладом  «Другое детство: за пределами России». Она назвала конференцию подготовительным этапом в организации следующего форума ЮНЕСКО, который пройдет в Москве.  

Секция «Программы раннего вмешательства, основанные на теориях взаимодействия и привязанности матери и ребёнка»

Читайте интервью с руководителями секции — доцентом Санкт-Петербургского государственного университета О.И.Пальмовой и старшим преподавателем Н.Л.Плешковой.


26 ноября 2009. День второй

В это день работа конференции шла в рамках секционных заседаний. После заседания  секции «Образовательная среда как ресурс развития ребёнка с особыми потребностями» наш  корреспондент Поляклва Татьяна взял интервью у Н. Н. Вересова (Университет Оулу, Финляндия). 

— Расскажите, пожалуйста, с чем вы приехали на конференцию?

— С фильмом  о судьбе мальчика, которого зовут  Андрей. Мальчик болен ДЦП и  с детства борется со своей  болезнью и сам строит себя.

— Почему вы выбрали именно этот фильм?

— Мне хотелось  донести до слушателей мысль,  что мы живем в обществе тотальной инвалидности.

— Как это понять?

— Есть слово  «валидность», и есть слово «инвалидность». Что такое валидность? Это соответствие, способность, умение, годность. И каждый из нас к чему-то  валиден, а к чему-то инвалиден. Я, например, думаю, что валиден к науке, которую люблю и которой занимаюсь. Но я совершенно инвалиден к математике. Вот еще пример. Кто-то не может ходить, кто-то не может слышать, а кто-то не может думать. И ментальных инвалидов очень много, просто они выглядят как обычные люди.

— Это очень неожиданный взгляд…

— Но дело обстоит  именно так. Есть люди, которые  занимаются делом, к которому  валидны. Мой друг Александр  Васильевич Суворов – физический  инвалид, но он абсолютно валиден  к поэзии, творчеству, писательству, науке. Так он этим и занимается. Он доктор наук, учит студентов, пишет стихи и прозу.

— Возникает вопрос, как воспитывать людей, чтобы они отдавали себе отчет, в чем валидны и в чем инвалидны?

— Мы сколько  угодно можем говорить о помощи  детям. Но пока мы не поймем, в чем суть проблемы, ничего с места не сдвинется. Проблема не в том, что есть какие-то люди с ограниченными возможностями, мы все с ограниченными возможностями в чем-то. Важно понять, что мы можем помочь друг другу реализовывать возможности, в которых не ограничены.

Как часто мы легко проходим мимо людей, переживающих горе. Разве «каменное сердце» – это норма, а не дефект? Сегодняшний  герой фильма, этот мальчик с ДЦП  поддерживает тех, у кого внешне все  хорошо, но случаются какие-то неприятные жизненные ситуации. Именно он помогает их преодолеть, почувствовать себя счастливыми.

— Какова тогда формула человеческого счастья?

— Счастлив человек,  который нашел свое дело. Если  же человек ходит на работу  как на каторгу, объясняя это  тем, что надо кормить семью и т. д., он – несчастен. Часто люди травмированы до такой степени, что на своей жизни сами же ставят крест. Мы этого не понимаем и думаем, что инвалиды – это люди с какими-то физическими недостатками. Это поверхностная постановка вопроса.

— Получается, что у всех на самом деле равные возможности?

— Конечно. Талант  есть у каждого человека, и  наша задача – задача специалистов - помочь ребенку этот талант  найти. Ошибочно думать, что одаренных  детей мало, а все остальные  так себе. Система дошкольного образования построена таким образом, что дети, которые одарены в сфере музыки, математики,  имеют возможность проявить себя. А у кого-то талант полководца, и той деятельности, в которой он может проявить себя, попросту нет. Ребенок вырастает, талант угасает, он становится, например, водителем такси. Так почему его считают неодаренным, на каком основании? 

— Как тогда помочь ребенку?

— Это и есть  главная проблема, которую стоит  решать. Мы должны каждому ребенку  дать шанс найти себя, ту сферу  деятельности, к которой он предназначен. Более того - это единственный путь, чтобы стать личностью, построить самого себя. И этот путь гораздо более действенный и реальный, чем разовые программы помощи. На первый взгляд, все, что я сказал – очень просто. Но почему это не становится ядром новой политики, новой программы? В итоге ментально и душевно инвалидное общество «списывает» со счетов физических инвалидов, хотя многие из них как личности более развиты и здоровы. Я, как философ, хотел эту проблему обозначить.

Еще один важный момент. Мы очень часто забываем про измерение, в котором существуем. Есть вещи, которые не материальны, их нельзя потрогать. Но они вполне реальны, например, любовь. Или совесть, муки которой мы испытываем. Человек  в человеке начинается тогда, когда начинает строить свое поведение, свои реакции не только под воздействием физических факторов, а исходя из того, что он живет в сети культурных взаимодействий. Когда он боится обидеть человека, когда выстраивает свою жизненную траекторию, понимая, что каждый его поступок или действие отразится на других людях. До тех пор пока человек не открыл для себя эту реальность, он не человек, он тотальный инвалид. Хотя при этом может иметь высшее образование, «гламурно» одеваться, то есть блюдет все внешние условия. Человека же при этом нет, есть лишь биологическое существо.

Когда мы говорим  о судьбе человека, мы рассуждаем именно об этой реальности.

Каждому ребенку  надо помочь найти ту сферу, ту область, в которой он не инвалиден, и показать ему, как можно начать строить себя.

27 ноября. День третий 

Работа конференции  продолжалась в рамках секционных заседаний. По завершении перед участниками  конференции выступила члены  интегрированной театральной студии «Круг».  

Интервью одного из организаторов конференции, заведующей кафедрой возрастной психологии МГППУ Л. Ф. Обуховой.

Людмила Филипповна, чем, на ваш взгляд, завершившаяся сегодня конференция отличалась от других?

— Особой атмосферой, атмосферой знания. Меня поразило  число участвовавших в ней  молодых психологов. Это не только студенты и аспиранты, которых я знаю. Были совершенно новые люди  из разных мест: Архангельска, Нижнего Новгорода, Якутии, Иркутска. Это было для меня удивительно.

— Если подводить итоги конференции, какие, на ваш взгляд, наиболее значимы?

— Одним из  самых важных является широкий  охват различных вариантов развития. Докладчики не ограничились только  аналитическим подходом к проблемам.  Очень много говорилось о том,  что можно и нужно делать. Это  иногда демонстрировали люди, которые к психологии не имеют прямого отношения. Так, эмоциональным пиком конференции стал фильм «Семь нот надежды». Он рассказывает о музыканте В. Тетерине, который организовал хор из детей-инвалидов. Причем хор высочайшего уровня. Это, конечно, человеческий подвиг. Хотя научных докладов на эту тему не было, фильм показал, сколько может сделать один неравнодушный человек.

Все присутствовавшие на конференции -- это люди, которые  отдают всю свою жизнь детям. Иван Афанасьевич Соколянский, который начал эту работу в нашей стране, сам приплачивал нянечкам, чтобы они не уходили, потому что слепоглухим детям важно постоянство персонала.

Люди, которые  работают с больными детьми, не могут  работать плохо, и именно такие люди собрались на конференции. Поэтому, наверное, и атмосфера была удивительной.

Хочу отметить очень интересную секцию «Нейробиология аномального развития». На ней были представлены глубокие исследования в  области изучения детей с аутизмом, синдромом Мартина-Белл. Профессор нашего института Н. Л. Горбачевская рассказала, что существует лекарство, которое может помочь ребенку с определенным генетическим нарушением стать здоровым. Если бы вы слышали, как она об этом говорила…

— Можно сказать, что такие конференции дают надежду, что созданная Выготским школа продолжает жить?

— Конечно, созданное  Л. С. Выготским и есть фундамент  всех проводимых исследований. Именно  он  говорил, что обращать внимание  нужно не на дефект, а на  ребенка. Конференция показала, что  наука будет жить, так же, как  и практика, основанная на ней. Важно, чтобы работать с детьми приходили именно такие люди.

Отчет о конференции и интервью подготовлены
журналистом PsyJournals.ru
Татьяной Поляковой


Фоторепортаж с конференции

Материалы конференции "Другое детство" читайте на сайте http://conf.childpsy.ru/2009/