Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

14 ноября 2009 |Россия, Москва   конференция

Конференция "Феноменологический подход к персональному в человеке"

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

Отчет о I-ой научно-практической конференции «Феноменологический подход к персональному в человеке». 

В помещении библиотеки иностранной литературы Институт экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии и GLE-international (Вена, Австрия) провели конференцию «Феноменологический подход к персональному в человеке».

Свою конференцию российские экзистенциальные психологи открыли не словами, а музыкой. Звуки рояля, слайды с цитатами классиков литературы и психологии, все это сразу задало определенный настрой.

Первым после музыкального вступления на сцену с докладом «Экзистенциальный анализ. Возвращение на родину» поднялся профессор МГУ Б.С. Братусь. Он сказал, что на данном этапе мы можем говорить об укоренении экзистенциальной психологии в российской науке. Сегодня это уже не экзотическое направление, а то, что входит в географию отечественной науки. Как это произошло? Ответ на этот вопрос следующий: не мы выбираем идею, а идея выбирает нас. Появление экзистенциальной философии – это был ответ на вызов начала 20 века. Ощущение надвигающейся катастрофы витало в воздухе и ощущалось не только философами, но и художниками, поэтами, простыми обывателями. Бердяев и другие русские ученые заложили основу экзистенциальной философии, и все они были вывезены из России на знаменитом «Философском пароходе». После этого в России все, в том числе и нравственность измерялась уже другими категориями. Было заявлено, что «нравственность – это то, что способствует строительству коммунизма».

Далее, Вторая Мировая война и все цивилизованные представления поставлены на колени. После этой катастрофы наступает другое время: отрезвления и сознания. И только тогда могла появиться и появилась экзистенциальная психология (ЭП). Затем время, когда можно было апеллировать к этим катастрофическим состояниям ушло. И перед направлением встала дилемма: или развивать его дальше, или оставить в виде музейного экспоната, как нередко было в психологии. И тут появилась фигура Лэнгле. Именно он сделал мужественный шаг на месте этой развилки, тогда как сам Виктор Франкл вышел из сообщества им же организованного. Именно тогда экзистенциальная психология становится не только призывом, но и технологией, которой можно обучать других.

Далее профессор Б.С. Братусь остановился на истории ЭП в России. Выделив следующие этапы:

  • Возникновение экзистенциальной философии.
  • Запрещение всего, что связано с человеком.
  • Начало 60-х годов в самиздате появляются переводы Виктора Франкл. Это вызывает огромный интерес, но не более того.
  • После перестройки в 1986 году, в Россию дважды приезжает Виктор Франкл.

Но все бы это так и осталось отдельными событиями, если бы в середине 90-х годов в Россию не приехал Альфрид Лэнгле со своими обучающими программами. Без этого десятилетия ЭП была бы в России просто идеей, не доведенной до реальности.

Работа Лэнгле в России, по словам профессора Б.С.Братуся, урок для нас всех. Он не требовал никаких гарантий, никаких инвестиций, а просто говорил и учил тех, кто собирался. И вот, около 3-х лет назад произошел прорыв. Наградой для Альфрида является то, что он с полным основанием может сказать, что он не только известный австрийский психолог, но и известный российский психолог.

Выступление профессора, президента GLE-international Альфрида Лэнгле, конечно же, началось под аплодисменты. Профессор подробно остановился на «Феноменологическом подходе к персональному в человеке». Моя задача, сказал он, способствовать к тому, чтобы к прорыву пришла Person (существо человека). Жизнь представляет собою чудо. Мы не знаем, откуда мы пришли и куда уйдем. Это огромное незнание происходит каждую минуту нашей жизни. Я не знаю, откуда приходит ко мне то или иное чувство, та или иная мысль. Объяснить можно многое, но не все. Нам и не нужно это объяснение, чтобы мочь жить. А что нам нужно? Уважение в отношении данного феномена.

Феномен – это то, что нас трогает, нам что-то говорит. И это является большим искусством, большой наукой понять, что говорят нам эти феномены. Именно поэтому и появилась феноменология, которая является значимым элементом и философии, и психологии. Феноменология является центральным моментом для экзистенции. Мне жаль, что Виктор Франкл не участвовал в этом повороте.

Вместо «познай себя самого», я бы сказал «стань самим собой». Экзистенциальный анализ – это метод, который помогает человеку жить с чувством внутреннего согласия. Тот, кому знакомо внутреннее согласие, знает, что это некое внутренне «да». Это редукция комплексности до одной точки, до одного момента, некий резонанс, который мы чувствуем, ощущаем. Жить с внутренним согласием означает осуществлять феноменологию во внутрь и одновременно по направлению во вне. Это означает просмотреть реальность насквозь в отношении того, что для меня в это время, в этот час является самым существенным. Если я проживаю внутреннее согласие, то я проживаю существенное. Если я живу таким образом, то жизнь награждает. Таким образом, цель нашей работы – показать человеку возможность внутренней свободы, для того чтобы прийти к исполненной жизни. Если мы работаем феноменологически, то видим суть ситуации в отношении которой мы ощущаем резонанс (отклик).

Следующим с докладом «Фонарь Диогена. Проблема понимания в психотерапии» выступил профессор МГППУ Ф.Е. Василюк. Его выступление началось довольно неожиданно. Покаявшись в своем психотерапевтическом коварстве, профессор Ф.Е. Василюк попросил своих коллег – психотерапевтов вместе с залом исполнить романс И.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» На примере этого романса, как образца сложного человеческого переживания, была разобрана техника одного из видов психотерапевтической помощи. В нашей профессии, сказал Ф.Е. Василюк, мы с философских вершин спускаемся до схем, так как нам необходимы фонарики, свечки, которые помогут рассмотреть лицо другого человека. Также было рассказано о разработанной в лаборатории МГППУ «модели стратиграфии сознания», позволяющей разобраться в путанице человеческих чувств и переживаний. Благодаря этой методике психотерапевт понимает, на что он должен среагировать, работая с пациентом, чтобы состоялась встреча с личностью другого человека. Такая ориентация позволяет «разлепить» слои сознания, и человеку становится легче дышать, обеспечивается свобода переживания. А это то немногое, заметил Ф.Е. Василюк, что мы можем сделать для наших пациентов.

Следующим докладчиком был профессор МОСПИ А.С. Баранников. Именно во время выступления Ф.Е. Василюка он за роялем исполнял романс, поэтому зал встретил его аплодисментами. Тема, которую он затронул в своем коротком выступлении «Духовная (персональная) депривация: феноменологическая картина, антропологический фон, последствия, особенности помощи», по его словам, очень актуальна для российской действительности. В 30 процентах случаях отвержение, получаемое по вине родителей даже в полных семьях передается по наследству. Духовная депривация, с точки зрения экзистенциального анализа, – это непостижение своей духовной сущности, неродившееся свое. Феномен духовной и персональной депривации – огромное поле работы для современной психотерапевтической науки.

Кандидат психологических наук, преподаватель ВШЭ В.Б. Шумский рассказал об «Экзистенциальном анализе в Высшей школе экономики: текущее состояние и перспективы развития образовательных проектов».

В качестве примера он привел работу, сделанную студентами по исследованию таких понятий как «обиженность» и «оскорбленность». Если в общекультурных текстах эти понятия слиты, то в реальной, обыденной жизни эти понятия, как показали результаты исследования, сильно отличаются друг от друга. Обида вызывает депрессивные чувства, тогда как оскорбленность вызывает желание отомстить, гнев и ненависть.

 Пленарное заседание словами благодарности профессору Алфриду Ленгле и рассказом о его десятилетней работе с первой группой российских экзистенциальных психологов завершила исполнительный директор ИЭАПП, доцент МГУ С.В.Кривцова. Нас тогда было 35 человек, вспоминала она. По плану базовое образование по этой программе длится 4 года. Однако наша группа проходила ее гораздо дольше. «Мы уже не вписываемся в европейские скорости, - сказал через полтора года Альфред. – Я останусь с вами столько, сколько вам понадобится». То есть Институт экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии – это группа, которую 10 лет назад набрал Альфрид Лэнгле.

Далее работа шла в секциях:

  • Антропологические основы психотерапевтической практики и особенности построения диалога в консультировании и психотерапии.
  • Person и развитие личности.
  • Персональность и персонал. Духовное измерение в бизнес-консультированиии и HR.

Завершилась конференция предложением создать «Общество логотерапии и экзистенциального анализа» в России. Цель его создания – способствовать продвижению, распространению и развитию экзистенциального анализа и логотерапии в соответствии с тем, как их обосновал В. Франкл, и как они были развиты Международным обществом логотерапии и экзистенциального анализа в Вене (GLE-international).


 
21–22
сентября
Рим
Всемирный Brain Congress 2020