Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

5–6 ноября 2009 |Россия, Москва   конференция

Научно-практическая конференция "Детский телефон доверия: опыт, проблемы, перспективы развития"

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

В МГППУ при поддержке Центра экстренной психологической помощи, участии Национального фонда защиты детей от жестокого обращения прошла конференция «Детский телефон доверия: опыт, проблемы, перспективы развития».

Конференцию открыл проректор МГППУ по научной работе, профессор, доктор психологических наук Ю. М. Забродин, который рассказал о том, как создавался детский телефон доверия. И вот уже больше года номер (495) 624-60-01 круглосуточно принимает звонки и детей, и взрослых. Накопленный за это время опыт позволит ученым провести более глубокое исследование социальной среды, ее влияния, тех рисков, которые в ней есть.

Затем, с приветственным словом к участникам обратилась президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения М. О. Егорова, подчеркнув, что создание детских телефонов доверия – это целое направление в сфере социальной помощи.

Начальник управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы И.А. Петрунина отметила необходимость создания подобной формы помощи детям, так как голос ребенка, как участника образовательного процесса взрослые почти не слышат. Сейчас, когда идет процесс реформирования системы образования, важно понять ребенка, чтобы ему помочь. И возможность помочь комплексно теперь существует.

После приветственных слов докладом М.О. Егоровой «Роль детского Телефона доверия в государственной системе защиты прав ребенка» открылось пленарное заседание. Марина Оскаровна обозначила в своем выступлении проблему социального сиротства, приведя следующие цифры. В России 100 тысяч детей признаны сиротами, 600 тысяч родителей лишены родительских прав. Но есть еще и скрытое социальное сиротство, которое своевременно выявить очень сложно. На сегодня его предотвращение – основная задача для тех, кто работает с детьми. Телефон доверия может стать не только коллектором, принимающим обращения детей, но и стать средством реабилитации, гарантировать им психологическое сопровождение. Есть и еще одна проблема – как довести до сведения детей, что именно сюда нужно обратиться в сложной, критической ситуации. Используемая сегодня «сглаженная» социальная реклама не дает эффекта.

Проректор МГППУ по работе с Университетским округом, кандидат политических наук А. И. Кирсанов прочитал доклад «Наркомания как национальная угроза. Актуальные проблемы и профилактика наркомании в образовательной среде». Анатолий Иванович назвал наркоманию глобальной угрозой национальной безопасности и здоровью населения, одной из самых серьезных угроз существованию человеческой цивилизации и особенно ее будущему – детям и молодежи. На всем постсоветском пространстве подлинная опасность еще далеко не осознана. Это при том, что в середине 90-х годов средний возраст зарегистрированных наркоманов составлял 21 год, а в начале XXI века – 12-14 лет. В России ежегодно ввозится 12 тонн героина - это 3 миллиарда(!) разовых доз. Больше 30 тысяч наркоманов по официальной статистике умирает каждый год. По предположениям специалистов, официальная статистика не отражает полной картины, и человеческие потери на самом деле составляют около 100 тысяч смертей в год. Сегодня в нашей стране первое употребление наркотиков фиксирует в возрасте 6-ти лет. При этом в молодежной среде употребление наркотиков стало статусной вещью, проявлением особой субкультуры. 50% наркоманов больны СПИДом, 90% инфекционными формами гепатита. Процент венерических заболеваний не поддается подсчету.

Наркомания – это болезнь, именно она толкает молодежь на криминальную дорогу: грабежи, проституция, наркоторговля. Одновременно с этим администрация школ закрывает двери перед специалистами, которые могут деликатно обследовать детей, вовремя выявить проблему и помочь.

Президент Российской Ассоциации Телефонов Экстренной Психологической Помощи А.А.Камин в своем докладе «Международный опыт по профилактике насилия, жестокого обращения, суицидов и его адаптация в России» тоже говорил о проблемах детства, которые порождает насилие, с которым сталкивается ребенок с самого раннего возраста. До 80% травм дети получают в первые два года жизни. Формы жестокого обращения с детьми бывают нескольких видов, это:

  • Физическое насилие;
  • Психологическое насилие;
  • Сексуальное насилие;
  • Пренебрежение нуждами ребенка.

Все это провоцирует суицидальное поведение. По статистике Россия занимает первое место в мире по абсолютному количеству подростковых самоубийств. В 2007 году покончило с собой около 3-х тысяч детей в возрасте от 5 до 19 лет.

Андрей Александрович с сожалением констатировал тот факт, что средства массовой информации не рассказывают подросткам о реальной помощи, которую они могут получить, обратившись к телефону доверия. СМИ «смакуют» подробности детских смертей, провоцируя их новую волну.

Кроме того, по мнению докладчика, номер телефона доверия должен висеть в каждом образовательном учреждении.

«Детская преступность и пути ее решения» назывался доклад начальника подразделения по делам несовершеннолетних (УОДУУМ и ПДН ГУВД) по городу Москве, полковника милиции

А.П. Рябовой. Несмотря на то, что детская преступность снизилась в Москве за последнее время на 5% процентов, у работников правоохранительных органов это не вызывает оптимизма. Так как растет число тяжких преступлений, совершаемых подростками. Наряду с этим, остро стоит вопрос о росте числа преступлений, в основе которых лежит межнациональная рознь. Именно от вас, психологов и педагогов, сказала Антонина Петровна, мы ждем тех решений, которые помогут спасти мир детства.

Доклад «Российские детские Телефоны доверия: опыт, проблемы, перспективы развития»

вместо заболевшего директора региональных и образовательных программ Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Л.Г.Сковоронской прочла ее коллега Марина Оскаровна Егорова. В 2003 году появилось CHI - международное объединение детских телефонов доверия. В него вошли 150 стран. 17 мая 2009 года в России отметили Международный день детского Телефона доверия, который проходил под девизом «Сделаем помощь по телефону доверия доступной каждому ребенку!».

Руководитель Центра экстренной психологической помощи МГППУ, кандидат психологических наук О.В. Вихристюк рассказала об «Основных направлениях развития психологической службы «Детский телефон доверия» МГППУ». За год работы телефон доверия ответил на 10678 вызовов. Самому молодому абоненту было 5 лет, самому взрослому – 86. Основные вопросы, с которыми обращаются в службу – это отношения в семье. Многие подростки не находят понимания и поддержки дома, в школе, потребность в признании остается неудовлетворенной. В этой ситуации обращение в службы психологической помощи оказывается едва ли не единственной возможностью быть понятыми, принятыми, разговаривать со взрослыми без страха быть осмеянными и отвергнутыми. Сегодня психологическая служба «Детский телефон доверия» является одной из наиболее эффективных форм оказания экстренной помощи маленькому человеку – жителю мегаполиса, оказавшемуся в трудной и порой кажущейся безвыходной ситуации. Психологи «Детского телефона доверия» консультируют не только детей и подростков, но и родителей, педагогов по любым вопросам, касающимся развития, обучения, воспитания детей, оказывают посильную поддержку и помощь в затруднительных жизненных ситуациях и обстоятельствах.

На «Роли и функции детских телефонов доверия в оказании экстренной психологической помощи подрастающему поколению» в своем докладе остановился руководитель «Детского телефона доверия» ЦЭПП МГППУ, кандидат психологических наук А.Ю. Коджаспиров. В современных условиях такая форма психологической помощи, как телефон доверия, отметил Алексей Юрьевич, приобретает особую актуальность, так как предлагает мгновенную поддержку любому, кто в ней нуждается. Специфика деятельности «ТД» связана с решением задач экстренной психологической помощи. Главный итог беседы и отчасти критерий ее успешности – снятия напряжения, которые испытывал человек, обращаясь к консультантам службы. Другая задача – помочь ребенку или взрослому наметить пути разрешения внешнего или внутреннего конфликта. Консультант лишь ассистирует абоненту в этом вопросе, помогая советом, анализом проблемы, намечая стратегию выхода из ситуации, не оказывая давления.

Итог пленарному заседанию подвел Ю.М. Забродин. Он подчеркнул, что сложная социальная среда становится для подрастающего поколения провокатором, так как характеризуется рядом устойчивых норм, образцов поведения. Это должно стать предметом анализа ученых. Телефон доверия – тот объективный социальный индикатор, который поможет исследовать реальные состояния, переживаемые обществом.

Далее состоялись секционные заседания:

  • Опыт работы служб телефонов доверия по оказанию экстренной психологической помощи детям и подросткам
  • Детский телефон доверия как средство обеспечения безопасной жизнедеятельности ребенка
  • Организационные аспекты деятельности телефонов доверия для детей и подростков

Журналист Отдела объединеной редакции МГППУ
Полякова татьяна 


 
28–29
февраля
Будапешт
2-й Европейский конгресс Аутизм 2020