Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

16 декабря 2009 |Россия, Москва   цикл лекций

Публичная лекция Т.В.Ахутиной и Т.Ю.Хотылевой «Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): американский и норвежский опыт»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

16 декабря  2009 г. прошла седьмая публичная лекция МГППУ «Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения и СДВГ: американский и норвежский опыт».

Лекторы:

АхутинаТВТатьяна Васильевна Ахутина, доктор психологических наук, профессор, зав. научно-методической лабораторией «Проблемы трудностей обучения и СДВГ» МГППУ 

Татьяна Юрьевна Хотылева, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник научно-методической лаборатории.

 

Лекция  была посвящена основным принципам организации инклюзивного образования и стратегиям оказания психолого-педагогической помощи в Норвегии и США.

В первой части лекции Т.Ю.Хотылева осветила систему психолого-педагогической помощи в Норвегии, которая базируется на законодательно закрепленном праве ребенка на индивидуальный план обучения, учитывающий его особенности.

Это предполагает:

  • вариативные программы обучения (обучение по программам разного уровня и содержания в одной возрастной группе);
  • сокращение общей работы со всем классом и преобладание различных видов индивидуальных работ;
  • активное применение бланковых методик (раздача детям индивидуальных заданий различной степени сложности на отдельных бланках);
  • позитивное подкрепление учебной деятельности детей;
  • учет эмоциональных особенностей каждого ребенка. 

Далее в лекции была представлена технология диагностики вариантов ADHD и коморбидных расстройств. Используются 3 группы методов:

  • опросники для родителей ребенка и учителей, позволяющие получить максимально полные и непротиворечивые данные о ребенке (например, вопросник 5-15 (FTF) PARENT QUESTIONNAIRE FOR EVALUATION OF DEVELOPMENT AND BEHAVIOR OF 5 TO 15-YEAR-OLD CHILDREN создан специалистами Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии);
  • методы наблюдения за детьми в классе;
  • тесты (например, The Achenbach System of Empirically Based Assessment (ASEBA).

Затем лектор рассказала о технологии помощи детям с СДВГ, которая включает в себя:

  • Медикаментозную поддержку, создающую благоприятный фон для всех других форм помощи.
  • Тесное сотрудничество школы и родителей в организации эффективной помощи.
  • Дополнительную педагогическую помощь детям, которым поставлен диагноз СДВГ (педагог-помощник курирует нескольких детей с СДВГ).
  • Четкое планирование действий ребенка (распорядок дня и т.п.).
  • Снятие ограничений по времени при выполнении заданий в классе.
  • Привязку содержания учебных действий к собственным интересам детей.
  • Позитивное подкрепление учебной деятельности детей и мотивирование детей к учебной деятельности.
  • Развитие самоконтроля и повышение самооценки, например,  заключение договора с ребенком на каждую учебную неделю,  ведение табеля самооценки.
  • Положительный эмоциональный фон дома, в классе, школе
    Взаимодействие специалистов, оказывающих помощь ребенку и родителям, друг с другом. 

Вторая  часть лекции была посвящена технологиям психолого-педагогической помощи детям с трудностями обучения и СДВГ в США. Была подробно описана методика развития и обучения детей-дошкольников 3-5 лет «Орудия ума» (Tools of the Mind). В 2001 году данная технология была признана «Юнеско» эталоном инновационной программы для работы в детских дошкольных учреждениях, и сейчас активно внедряется в нескольких штатах США.

Программа построена на:

  • Использовании материальных опор (в парной работе детей им раздаются роли, подтвержденные материальными опорами – символическими знаками на карточках);
  • Регуляции собственного поведения через регуляцию поведения других (дети выполняют действия совместно, причем один ребенок действует, а другой его контролирует);
  • Переходе от внешней к внутренней речи для саморегуляции;
  • Использовании внутренней речи при изменении задач;
  • Развитии зрелых форм ролевой игры. 

В заключение лекции был описано практическое применение опыта, полученного в Норвегии и США сотрудниками лаборатории, в организации учебно-развивающего процесса в России, и рассмотрены дальнейшие его перспективы.

Презентация лекции Ахутиной и Хотылевой


 
11–12
декабря
Екатеринбург
III Международный форум "COGNITIVE NEUROSCIENCE – 2020"