Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

3 февраля 2010 |Россия, Москва   цикл лекций

Публичная лекция Москвичева В.В. «Нарративная терапия и работа с сообществами»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

03 февраля 2010г. прошла тринадцатая публичная лекция МГППУ.

«Нарративная  терапия и работа с сообществами»

Москвичев В.В.Лекцию прочел Москвичев Вячеслав Викторович, руководитель Центра социально-психологической адаптации и развития подростков (Центр "Перекресток" МГППУ).

    Лекция  была посвящена нарративному подходу в психотерапии. Это направление в консультировании и социальной работе, основывающееся на идее о том, что жизни и отношения людей формируются в процессе социального взаимодействия.

    Методы  и технологии, развиваемые в контексте нарративной терапии, сама позиция нарративного терапевта, не просто позволяют решать проблемы, а помещают общение терапевта и человека, которому тот оказывает помощь, в такой контекст, в котором сами понятие "сопротивление клиента", "немотивированность" теряют смысл. Нарративный практик помогает человеку изменить ситуацию, которую сам человек считает проблемной, и становится со-автором новой истории, предпочитаемой самим человеком. Именно поэтому нарративная терапия становится востребованной в социальной работе с людьми, которых часто относят к «трудным клиентам». 

    Лекция  состояла из двух частей: теоретической  и практической.

     В начале теоретической части Вячеслав Викторович раскрыл понятие нарративной метафоры. В соответствии с ней, человеку свойственно объединять множество событий своей жизни в истории, повествования, которые человек рассказывает о себе другим и самому себе. При этом часть событий (большая часть) остается за пределами повествования. Порой, сложившаяся история жизни человека носит проблемно-насыщенный характер, оставляя за рамками события и истории, не укладывающиеся в доминирующий сюжет.

    Основной  идеей в нарративной терапии  является «мультиисторичность» жизни, то есть наличие разных историй у  человека в зависимости от событий, которые в нее входят. И здесь важной задачей для терапевта является помощь человеку в выстраивании на основе этих событий предпочтительной истории собственной жизни.

    Одна и та же история может быть пересказана с разных точек зрения, и то, как это будет сделано, повлияет на восприятие, оценку происходящего и дальнейшие действия человека.

    Далее Вячеслав Викторович рассказал об основателе нарративной практики Майкле Уайте, его профессиональном пути от социального работника в детском психиатрическом госпитале и системной терапии к созданию нарративной практики.

    Лектор дал сравнительную характеристику структуралистского и постструктуралистского взглядов на психотерапию и представление о личности. Была представлена концепция о коллективном, социальном характере идентичности, в противовес индивидуальной, основанной на представлениях о «внутренней сущности».

   В конце теоретической части были описаны основные техники нарративного подхода:

  • экстернализующая беседа;
  • беседа, направленная на восстановление авторской позиции;
  • беседы, направленные на восстановление участия;
  • церемония принятия самоопределения;
  • беседы, выделяющие уникальные эпизоды;
  • беседа об отсутствующем, но подразумеваемом;
  • беседа о чувстве личной несостоятельности;
    создание документов.

   В большинстве своем данные техники  представляют собой искусство задавания  вопросов, расспрашивания, из позиции  уважительного искреннего интереса.

   В практической части были более подробно представлены некоторые из техник, названных М.Уайтом «картами» (карта - это схема, последовательность расспрашивания), которые дают практику ориентиры и направления расспрашивания, но не предопределяют маршрута и всегда оставляют непредсказуемым конечный пункт путешествия, которое проделывают практик вместе с человеком, обратившимся за помощью.

   Совместно со слушателями была разобрана карта  экстернализующей беседы, были представлены практические примеры из практики слушателей, и возможности их пересмотра в новой перспективе.

   С помощью карты, восстанавливающей  авторскую позицию, слушателям было предложено увидеть саму лекцию как  событие одной из возможных историй  их собственной жизни.

   В качестве одой из важнейших карт нарративной  практики была описана карта опроса внешних свидетелей, предполагающей приглашение людей, к свидетельствованию и обогащению истории человека, ищущего психологической помощи.

Презентация лекции (pdf)

 

 

 

 

 

 

 


Фрагмент лекции


 
21–22
сентября
Рим
Всемирный Brain Congress 2020