Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

24 марта 2010 |Россия, Москва   цикл лекций

Публичная лекция «Социо-когнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

Обухова_лекция24 марта 2010 прошла двадцатая публичная лекция «Социо-когнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка»

Лекцию прочла Обухова Людмила Филиппова, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой «Возрастная психология» факультета «Психология образования» МГППУ.

Лекция началась с рассмотрения идей предшественников социо-когнитивного подхода в современной психологии– Дж. Г. Мида и Л. С. Выготского, которые говорили о роли социального взаимодействия в формировании мышления ребенка.

Вопрос о взаимосвязи когнитивного развития и социального взаимодействия интересовал многих исследователей, в частности поднимался в работах Ж. Пиаже. Лектор представила основные положения его теории развития мышления, которые до сих пор не утратили свою актуальность.

В лекции отмечалось, что постановка проблемы причинности способствовала возникновению двух подходов к пониманию интеллекта: конструктивистского и интеракционистского.

Разработчики конструктивистского подхода (Б. Инельдер, Э. Синклер и М. Бове) говорили о конфликте схем действия, который приводит к возникновению новой умственной структуры.

С точки зрения интеракционистского подхода (А.-Н.Перре-Клермон, В.Дуаз и др.) главную роль в постепенном структурировании мышления играют процессы социального взаимодействия. Разработчики этого направления ввели в современную психологию понятие «социокогнитивный конфликт», раскрываемое как противоречие разных центраций (точек зрения), которое препятствует решению познавательной  задачи. Решение этого конфликта выступает причиной прогресса познавательного развития.

Затем лектор рассказала о преемниках этого подхода, в частности, израильском психологе Б. Шварце – авторе специальной программы Kishurim, которая направлена на совершенствование процесса школьного обучения и способствует развитию аргументации и диалогического мышления у учащихся.

В заключение лекции были показаны видеофильмы с участием израильских и швейцарских психологов  Р.Фейерштейна, Э.Ландау, Б.Шварца, А.-Н.Перре-Клермон.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛЕКЦИИ

слушатели обуховой

ВИДЕО ЛЕКЦИИ


 
21–22
сентября
Рим
Всемирный Brain Congress 2020