Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

24 марта 2010 |Россия, Москва   мастер-класс

Мастер-класс "Книга жизни"

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

Зачем ребенку, оставшемуся без семьи, нужна "Книга жизни"? Встречается такая стратегия поведения, при которой принимающие родители "закрывают тему" прошлого своего ребенка, и это помогает им избежать (но, скорее, отложить) встречи с его сильными эмоциями или с пугающей неизвестностью. Но реальный выбор прост: либо оставить ребенка один на один с этими переживаниями, либо присоединиться к нему, предложить помощь и поддержку.

Функции "Книги Жизни":

  • Развитие у ребенка зрелых психологических защит (вместо вытесенения и отрицания) и коупинг-стратегий,
  • Преодоление чувства неадекватности, бессмысленности; восстановление "разрывов" в жизненной истории; осознание и переработка чувств, связанных с вытесненными эпизодами,
  • Признание того хорошего, что было у ребенка в прошлом, возможность отдать этому дань уважения,
  • Повышение у ребенка чувства собственной значимости, интереса к самому себе,
  • Осмысление семейной истории и поиск иного выхода, помимо повторение негативного сценария (работа с конфликтами лояльности семье),
  • Озвучивание тех аспектов жизни, про которые ребенок может сказать: "Это - мое!", то есть удовлетворение потребностей в принадлежности и, шире, в безопасности.

Совместная работа над "Книгой жизни" способствует формированию привязанности ребенка к замещающим родителям. Она дает им уникальную возможность "вернуться" в прошлое ребенка, рассказать, как они защитили и поддержали бы его, будь они тогда вместе с ним. Она дает возможность сформировать у ребенка опредленное отношение к своей биографии, но отношение это будет ровно таким, как у самих взрослых.

Кто может делать "Книгу жизни"? Любой человек, у которого есть доступ к информации о прошлом ребенка: принимающие родители или другие близкие люди, психологи, социальные работники. Родителям работа над "Книгой жизни" может указать на специфические проблемы, с которыми лучше обратиться к специалисту. "Книга жизни" делается совместно с ребенком: взрослый пердалагет материал, а ребенок решает, включать ли его в Книгу.

Что же собой представляет "Книга жизни"? Это альбом или папка с файлами, куда можно вставлять, вписывать или вклеивать самую разную информацию. На первом листе располагается Линия жизни, где фиксируют все перемещения ребенка в хронологическом порядке. Позитивную, ресурсную информацию важно представить в материализованной форме. Например, отмерить рост при рождении на ленточке, а вес - при помощи мешочка с крупой; найти фотографии того места, где родился и жил ребенок, если нет его собственных фотографий того времени и т.д. Травматичную информацию, напротив, нужно "обезвредить", используя только письменные формулировки, весьма сдержанные, в виде ссылок на внешние источники ("по словам врачей, причиной смерти были побои")".

Какие источники могут использоваться при создании "Книги жизни"?

  • Географические (карты, пейзажи, адреса),
  • Документальные (ксерокопии свидетельства о рождении и других значимых документов),
  • Биометрические данные, медицинские карты ребенка и его кровных родителей,
  • Фотографии самого ребенка, его рисунки и поделки,
  • Значимые люди - фотографии, словесные описания, а также их прямая речь,
  • Значимые события,
  • Таланты, достижения и умения ребенка,
  • История семьи (как факты так и отношение ребенка к ним).

Если возникают сомнения в достоверности рассказов самого ребенка, можно записать: "ты вспоминаешь, что...", "с твоих слов мы узнали, что...". "Книга жизни" пишется не столько ради исторической истины, сколько для "правды сердца". Работа с ней может помочь и в ситуациях, когда эти две правды вступают друг с другом в серьезный конфликт: подробнее об этом можно прочесть в статье Марии Капилиной "Профессиональные трудности, с которыми сталкиваются специалисты при составлении "Книги жизни".

"Книгу жизни" можно начинать делать с дошкольниками от 3-х лет (или даже раньше, но от взрослых потребуется особая креативность в создании наглядных и осязаемых материалов). Если ребенок умеет писать, но сам может вписывать в Книгу комментарии, а если еще нет - то следует обращаться к нему во втором лице: "Ты родился в Талдоме 8 августа 2008 года". 

Создание документированной личной истории переплетается с другими важными для всех детей и родителей темами: приватности, конфиденциальности и личного пространства, уважительного и этичного обращения с важной для себя и для других информацией.

Полезные материалы по теме:

Современные теории привязанности: нарративная семейная терапия привязанности как еще один метод работы с жизненной историей приемного ребенка.