Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

27–29 сентября 2010 |Россия, Москва   конференция

Первая Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 

Фотоотчет (28 фотографий)

 
Репортаж о мероприятии

ЮНЕСКОС 27 по 29 сентября в Центре международной торговли в Москве прошла Первая Всемироная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста.

Главная цель конференции - развитие политики в сфере воспитания и образования детей младшего возраста, направленной на создание благоприятных стартовых возможностей в области развития и обучения для всех детей, в том числе из неблагополучной среды и социально незащищенных слоев общества.

Главными итогами первого дня конференции стали:

  • Церемнония открытия, на которой выступили Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова; экс-мэр Москвы Юрий Лужков, рассказавший о том, какие шаги по улучшению дошкольного образования предприняты в Москве, а также о перспективах развития в дальнейшем; Первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева; Председатель Исполнительного совета ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова с печальной статистикой детской смертности во всем мире; Министр образования РФ Андрей Фурсенко с посланием от премьер-министра РФ Владимира Путина; вице-президент республики Сейшельские острова Дэнни Фор, заместитель генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Цянь Тан. Все докладчики говорили примерно об одном и том же: проблемы детской смертности, организации воспитательной и образовательной среды в различных странах, в частности, в России, представили различные статистические данные, и как следствие, обозначили необходимость проведения данной конференции.
  • Министр образования РФ Андрей Фурсенко был избран Президентом первой Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста. Он отметил, что вопросы дошкольного образования вошли во все стратегические программы развития России и сфера дошкольного образования признана как сфера наиболее результативных инвестиций.
  • Были проведены пленарные заседания по темам "ВОДМ - императив в области развития" и "Глобальное состояние дел: наращивание масштабов к 2015 году"
  • Детский гала-концерт в Кремле по случаю ВКОВОДМ

Конференцию открыл  генеральный директор ЮНЕСКО Ирина  Бокова. В своем приветственном слове она обрисовала важную роль образования в укреплении потенциала человека, начиная с раннего детства и заканчивая зрелым возрастом. Основное внимание она уделила вопросу о том, как повысить уровень программ  образования и воспитания детей младшего возраста, в частности программ, предназначенных для обучения и развития наиболее уязвимых и обездоленных детей. И.Бокова отметила, что необходимо проводить четкую политику, обеспечивающую детям равный  доступ  к образованию и равное качество образования. «Мы готовы увеличить наш потенциал, приступив к разработке реального плана действий ЮНЕСКО, который обеспечит благополучие ребенка», – заявила она.

В ходе конференции неоднократно озвучивались основные проблемы, с которыми сталкивается мировое сообщество на пути реализации равных возможностей в обучении детей младшего возраста.

Председатель Исполнительного совета  ЮНЕСКО  Элеонора Митрофанова, в частности, назвала  факторы, негативно влияющие на качество образования детей младшего возраста:  отсутствие должного ухода за детьми; голод и нищета; смертность детей от ВИЧ-инфекции. Она констатировала, что в России 85% детей имеют задержки в развитии, многие ученики бросают школу. «Хотим ли мы такой мир?» – с таким вопросом обратилась она к собравшимся. Э.Митрофанова отметила и позитивные моменты: «Сегодня мы являемся свидетелями знакового события –  помощи молодым людям. Мы действительно можем оценить проблемы детей младшего возраста и наметить пути их решения».

Разделяя стремление оказать помощь детям, Первая леди Азербайджана  Мехрибан Алиева подчеркнула, что «все дети имеют равные права на образование, но эти права им обеспечивают взрослые». Она отметила, что от конфликтов, войн, нищеты и голода в развивающихся странах больше всех страдают самые незащищенные – дети.  А отстающие в развитии дети имеют меньше шансов оказаться в школе и больше шансов на то, что поступят в неё с запозданием, а потом и вовсе её покинут. «Необходимо найти способы, которые позволят создать механизм помощи детям младшего возраста, найти людей, которым это не безразлично», – убеждала она участников конференции.

М.Алиева отметила также, что лишь 56% детей в мире имеют доступ к дошкольному образованию. Нужно обеспечить образовательными услугами всех детей, находящихся в неблагоприятном положении: «Именно доступ к дошкольному образованию является надежным способом разорвать порочный круг нищеты».

Эту мысль поддержал и вице-президент Сейшельских островов  Дэнни Фор. Он призвал с должным вниманием отнестись к образованию для всех, поскольку помогает детям избежать нарушений в развитии, а также приносит ряд экономических выгод. Д.Фор осветил проблемы своей страны. По данным Д.Фора,  в  Африке количество необразованных детей сократилось до 15 млн., одновременно увеличилась посещаемость детьми образовательных учреждений. На Сейшельских островах огромное внимание уделяется дошкольному образованию. «Но не следует почивать на лаврах – заявил Д.Фор. – Остается множество проблем – таких как голод, недостаточный доступ к образовательным программам, нехватка квалифицированных учителей». Вице-президент Сейшельских островов призвал серьезно отнестись к решению данных вопросов.

На конференции обсуждались не только проблемы образования детей младшего возраста, но и достижения.

Так, Э.Митрофанова напомнила собравшимся, что Россия имеет долгую и плодотворную историю  эффективного развития и образования детей младшего возраста. Она особо отметила концепцию детского развития, широко применяемую во всем мире, автором которой является наш отечественный психолог и педагог Л.С.Выготский.

Первая леди Российского государства Светлана Медведева со своей стороны  подчеркнула особую роль России в образовании детей младшего возраста: «Символично, что конференция ЮНЕСКО проходит в год учителя и именно в Москве».

Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков  рассказал об особенностях городской системы образования и о достижениях столицы в этой сфере: «Конференция ЮНЕСКО проходит в Москве, где живут 570 тыс. детей дошкольного возраста. У нас разработаны методики, оцениваемые высоко во всем мире».  Мэр выразил удовлетворение тем, что в Москве появляется всё больше экспериментальных площадок с новыми образовательными программами, которые позволяют уменьшить сроки адаптации детей в дошкольных учреждениях. Совместный пилотный проект ЮНЕСКО и города Москвы определил цель образовательной политики в сфере дошкольного образования в столице России: реализация прав детей на качественное и доступное образование обеспечивает  равные условия для полноценного развития каждого ребенка как основы его успешного обучения в школе. Важным фактором, влияющим  на качество обучения, является состояние здоровья молодого поколения. В связи с этим в городе введен  паспорт здоровья для каждого москвича. Таким образом, основным направлением образовательной политики в Москве является повышение качества дошкольного образования, обеспечение его доступности и  забота о здоровье детей.

Министр образования и науки РФ  Андрей Александрович Фурсенко в своем выступлении акцентировал внимание на мерах российского правительства, направленных на решение проблем материнства и детства в нашей стране: «В России самое серьезное внимание уделяется законодательным гарантиям прав детей, в том числе младшего возраста; создана и совершенствуется  целая сеть профильных дошкольных учреждений; реализуются государственные демографические программы поддержки материнства и детства. В орбиту дискуссий вовлечены представители органов власти, общественных организаций, экспертных и научных кругов». Он выразил уверенность в том, что опыт российского государства будет интересен и полезен  гостям из-за рубежа,  что форум, проходящий под эгидой ЮНЕСКО, поможет выработать  единый план действий по реализации важнейших принципов и подходов к дошкольному образованию, повышению его качества и доступности, воспитанию здорового подрастающего поколения и что в ходе конференции будут подготовлены конструктивные и содержательные решения.

Всемирная конференция ЮНЕСКО показала, что процессы, связанные  с развитием детей дошкольного возраста, вызывают огромный интерес не только у профессионального сообщества, но и у политиков и высшего руководства разных стран.

Работа Всемирной конференции ЮНЕСКО по проблемам воспитания и обучения  детей младшего возраста была продолжена в 20 секциях и круглых столах, проводившихся представителями университетов и других организаций стран-участников.

Итогами второго и третьего дня стали проведенные различными университетами и организациями так называемые Специальные мероприятия (Special Events), четыре из которых были организованы Московским Городским Психолого-Педагогическим Университетом.

Значимыми специальными мероприятиями второго дня конференции стали две секции, в которых участвовали профессора МГППУ.

1. Секция "Развитие в раннем детстве и ВОДМ: перспектива Выготского" | 28 сентября 2010 г.

Организатор: Московский городской психолого-педагогический университет и Бюро ЮНЕСКО в Москве.

Описание: Основные теоретические и практические вопросы ВОДМ в рамках современного образования рассмотрены с точки зрения культурно-исторической теории и практики дошкольного образования. Выдвинут ряд вопросов, связанных с достижением цели 1 ОДВ применительно к ВОДМ. Освещены основные положения Л.С. Выготского и его соратников применительно к современным проблемам ВОДМ, например, к основным подходам к ВОДМ в разных странах мира, качеству ВОДМ и т. д. В общих чертах, на сегодняшний день можно выделить два различных подхода к пониманию перспектив развития ВОДМ: первый ориентирован на развитие ребенка; второй ориентирован на потребности ведомственных организаций.

Цель данного специального мероприятия состояла в том, чтобы

  • Обсудить основные теоретические и практические вопросы ВОДМ с точки зрения теории Выготского и в свете общего современного культурно-исторического подхода к развитию и обучению дошкольников;
  • Обеспечить теорию и практику ВОДМ подходящими для конкретных возрастных групп подходами и развивающими методиками обучения детей младшего возраста.

Модераторы:

  • Виталий Рубцов, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, Российская Федерация
  • Джон Беннет, старший консультант по ВОДМ, Франция

Докладчики:

  • Виталий Рубцов, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, Российская Федерация
  • Джон Беннет, старший консультант, Франция
  • Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования, Российская Федерация
  • Алишер Умаров, программный специалист по образованию Бюро ЮНЕСКО в Москве
  • Елена Смирнова, директор центра «Игры и игрушки» МГППУ, Российская Федерация

С точки зрения А.Г. Асмолова, современных детей можно назвать информационными акселератами, а культуру, в которой они растут – «сетевой». От нас требуется, во-первых, принять этот вызов, признать, что мы живем в префигуративной культуре (по М.Мид), причем в некоторых аспектах учимся не только у подростков, но и у детей 4 - 5 лет. Во-вторых, проникнуть в суть этой новой социальной ситуации развития, понять, какими должны стать новые формы совместной деятельности взрослого и ребенка.

Джон Беннет отметил важность неклассической психологии для принятия решений в сфере обучения и воспитания детей в современной культуре. Чтобы подступиться к сравнению систем образования и воспитания детей раннего возраста в различных странах, как это и делается на конференции, необходимо четко понимать культурную, социальную, историческую детерминацию их развития. Также культурно-историческая парадигма подразумевает бережное и внимательное отношение к традиционным формам воспитания, свойственным каждой культуре.

В.В. Рубцов и Е.Г. Юдина выделили две противоположные модели дошкольного образования: модель, ориентированную на подготовку к школе, то есть на освоение чтения, письма, счета и других традиционно «школьных» навыков, и модель, ориентированную на поддержку развития психологических новообразований, которые помогут ребенку в учебной деятельности.

Занятия в рамках первой модели ведут к ослаблению учебной мотивации у первоклассников – зачастую, им приходится снова повторять материал подготовительной группы. Вторая модель, в идеале, подразумевает работу в зоне ближайшего развития ребенка, развитие способностей к сотрудничеству, коммуникации. Знания здесь – не самоцель, а культурные средства достижения более широких личностных целей.

Е.О. Смирнова рассказала об уникальном опыте психолого-педагогической экспертизы игрушек, основанной на культурно-историческом понимании игровой деятельности детей.

Дискуссия была посвящена тому, как же соотносятся культурно-историческая парадигма развития ребенка и идея введения стандартов в сфере воспитания и образования в раннем возрасте.

В.В. Рубцов: "Важно, по отношению к чему мы вводим оценку. Если мы оцениваем не формальные знания, а развитие, например, воображения или способности принимать решения, то это не противоречит идеям Л.С. Выготского".

А.Г. Асмолов: "Я вижу здесь определенные риски. Риск первый: введение некоторых индикаторов, не основанных на реальной диагностике. Риск второй: дискретное оценивание, произвольно «выхватывающее» отдельные аспекты развития. Индикаторы – это не панацея. В конце концов, мировой финансовый кризис возник в системе, где использовалось управление, основанное на индикаторах."

Дж. Беннет: "Я считаю очень важным развести два понятия: «индикаторы системы дошкольного образования и воспитания» и «оценивание на уровне конкретного ребенка». Системные индикаторы описывают, например, доступность образования, процент от ВВП, инвестируемый в образование, экономический вклад в пересчете на одного ребенка и т.д. Оценивание развития детей – это совершенно другая сфера. Здесь диагностика должна быть максимально гибкой.

Тестирование на входе в школу я считаю недопустимым. Мне известны случаи, когда детей- иммигрантов тестировали на языке страны проживания, а потом – естественно, получив низкие результаты – отправляли в специализированные школы. Развитие детей должны оценивать сами учителя, которые постоянно взаимодействуют с ними на занятиях.".

Комментарий из зала: "В любом случае, индикаторами надо пользоваться очень осторожно. Даже если мы «просто» ранжируем государства по размерам инвестиций в образование, мы должны отдавать себе отчет – сравниваем ли мы абсолютные величины или процент от ВВП. Результаты могут оказаться очень разными."

2. Секция "Профессиональная подготовка преподавателей и работников ВОДМ" | 28 сентября 2010 г.

Организатор: Пентти Хаккарайнен, Университетский консорциум г. Каяни, Финляндия, и Аркадий Марголис первый проректор Московского городского психолого-педагогического университета, Российская Федерация.

Качество воспитания и образования детей младшего возраста определяется преимущественно профессиональной компетентностью персонала, занятого в сфере ВОДМ. Поэтому профессиональная подготовка работающих с дошкольниками преподавателей и воспитателей приобретает особую актуальность и значимость. Данное специальное мероприятие было призвано рассмотреть текущее положение дел и оценить перспективы профессиональной подготовки специалистов ВОДМ.

Были освещены следующие вопросы:

  • текущее положение дел, тенденции и перспективы развития профессиональной подготовки преподавателей и воспитателей для дошкольников;
  • современные стандарты профессионального обучения в сфере ВОДМ;
  • примеры программ магистратуры и аспирантуры в области подготовки преподавателей и воспитателей для дошкольников;
  • способность преподавателей и воспитателей использовать нарративный подход к обучению и развитию ребенка.

Модератор:

  • Аркадий Марголис, первый проректор Московского городского психолого-педагогического университета, Российская Федерация

Докладчики:

  • Татьяна Кузмишина, ассоциированный профессор кафедры дошкольного образования и психологии, МГППУ, Российская Федерация
  • Пентти Хаккарайнен, профессор Университетского консорциума г. Каяни, Финляндия
  • Ирина Бурлакова, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии МГППУ, Российская Федерация
  • Милда Бредиките, администратор Университетского консорциума г. Каяни, Финляндия

В рамках данного специального мероприятия рассматривалось текущее положение дел, тенденции и перспективы развития профессиональной подготовки преподавателей и воспитателей для дошкольников; освещались современные отечественные стандарты профессионального обучения в сфере ВОДМ; приводились примеры программ магистратуры и аспирантуры в области подготовки преподавателей и воспитателей для дошкольников; обсуждалась способность преподавателей и воспитателей использовать нарративный подход к обучению и развитию ребенка.

Более подробно ознакомиться с обсуждениями секции вы можете на портале childpsy.ru

Значимыми событиями третьего, заключительного дня конференции стали два специальных мероприятия, огранизованные МГППУ и церемония закрытия.

3. Секция "Сотрудничество с родителями в воспитании и образовании детей младшего возраста" | 29 сентября 2010 г.

Организаторы: Московский городской психолого-педагогический университет

Родители — это первые воспитатели и преподаватели ребенка. Это специальное мероприятие посвящено важнейшей роли родителей в обеспечении благополучия, развития и обучения детей младшего возраста и рассмотрению эффективных способов предоставления родителям психологической и материальной поддержки, направленной на расширение возможностей ранней социализации и адаптации их детей к участию в программах ВОДМ (например, поступлению в детский сад) посредством учреждения консультационных центров, интернет-сайтов и т. п. Мероприятие направлено на стимулирование глобального обмена передовым опытом сотрудничества с родителями относительно ВОДМ.

Модератор:

  • Мария Цапенко, заместитель директора Управления по дошкольному образованию Департамента образования г. Москвы, Российская Федерация
  • Наталья Авдеева, руководитель Центра возрастно-психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), Российская Федерация

Докладчики

  • Мария Цапенко, заместитель директора Управления по дошкольному образованию Департамента образования г. Москвы, Российская Федерация
  • Марина Егорова, декан факультета «Психология образования» МГППУ, Российская Федерация
  • Наталья Авдеева, руководитель Центра возрастно-психологического консультирования МГППУ, Российская Федерация
  • Марина Зиновьева, руководитель Университетского детского центра МГППУ, Российская Федерация
  • Елена Филиппова, заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии, МГППУ, Российская Федерация
  • Мэри Кроули, президент Международной федерации по вопросам просвещения родителей

М.М. Цапенко: «В последние годы стали очевидны противоречия между привычной нам деятельностью детских дошкольных учреждений и взаимодействием с семьей. Новыми целями стали поддержка и развитие родительской компетентности на всех этапах развития ребенка и семьи. «Работа с родителями» превращается в «сотрудничество с родителями». И это не просто игра слов – педагоги учатся видеть в родителях равных партнеров, а не «объекты» «просветительской работы».

В Москве развиваются новые формы воспитания и обучения дошкольников; на данный момент действуют:

  • 368 консультационных пунктов для родителей, чьи дети не посещают детский сад;
  • 125 лекотек для детей с особыми потребностями;
  • 394 семейных детских сада, которые создаются многодетными родителями;
  • а также 2040 привычных нам государственных детских садов.

М. Кроули: «Обучение родителей – это жизненно важный вклад в воспитание и обучение детей младшего возраста. Неудовлетворительное выполнение родительских обязанностей не проходит бесследно не только для детей, но и для всего государства. 80% взрослых правонарушителей – это бывшие «трудные» дети. Основные риски для детей в возрасте от рождения до 5 лет – это недостаток заботы и / или неадекватно строгая дисциплина».

М. Кроули говорила о практических аспектах работы с родителями. Например, о содержании работы с семьями, ожидающими ребенка, – им надо готовиться не только и не столько к родам, сколько к родительству, к воспитанию младенца. Делилась она опытом вовлечения отцов – специально для них создаются просветительские программы прямо на рабочем месте. Одна из крупнейших таких программ в Великобритании реализуется на базе лондонского метро.


Н.Н. Авдеева обобщила опыт работы психологической консультации для родителей на базе МГППУ. Она выделила типичные проблемы в формировании родительской компетентности: незнание возрастной специфики развития детей, объяснение возрастных и индивидуальных особенностей «вредностью» ребенка или «либеральное воспитание» как неверная трактовка принципа безусловного принятия. В то же время, есть позитивные тенденции: родители мотивированы на создание оптимальных условий для развития ребенка, они активно ищут информацию на эту тему. Все больше молодых отцов реально участвуют в воспитании детей с самого рождения. Многие родители во взаимодействии с ребенком видят источник личностного роста.


М.А. Егорова представила портал «PsyParents.ru – Детская психология для родителей». На нем представлены статьи, книги (с рецензиями консультантов) и другие научно-популярные материалы. На портале работает он-лайн консультация с использованием электронной почты или Skype. В ее деятельности учитываются этические и юридические тонкости дистанционного психологического консультирования. Записываясь на консультацию, очную или заочную, через портал, родитель уже вынужден обдумать и сформулировать свой запрос более точно, чем «он меня не слушается!». Еще одно важное направление работы портала – «Университет для родителей» - видеолекции, хрестоматии, вопросы для самопроверки по различным актуальным темам.

На портале PsyJournals.ru опубликовано эксклюзивное интервью с М. Кроули, записанное специальным корреспондентом Портала психологических PsyJournals.ru. | Читать интервью

4. Секция "Психолого-педагогическое сопровождение детей в ВОДМ" | 29 сентября 2010 г.

Организаторы: Московский городской психолого-педагогический университет, Российская Федерация, и Ереванский государственный университет, Армения

Цель специального мероприятия — представить ряд развивающих уроков для детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения и центры психолого-педагогической реабилитации, обсудить насущные вопросы психолого-педагогической поддержки детей с «атипичным» развитием и предложить психологические средства педагогического воздействия, которые могут использоваться при работе с такими детьми. Продемонстрирован фильм «Из опыта реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии», который послужил основой для дальнейшего обсуждения.

Модераторы:

  • Людмила Обухова, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Российская Федерация
  • Светлана Арутюнян, профессор, заведующая кафедрой психологии личности Ереванского государственного университета, Армения

Докладчики:

  • Галина Логинова, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, Российская Федерация
  • Нина Салмина, профессор Московского государственного университета, Российская Федерация
  • Наталья Шумакова, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, Российская Федерация

Подробнее о результатах и обсуждениях секции вы можете узнать на портале childpsy.ru


 
28–29
февраля
Будапешт
2-й Европейский конгресс Аутизм 2020