Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

17 ноября 2010 |Россия, Москва   публичная лекция

Публичная лекция «Детская игра сегодня»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

Публичная лекция, посвященная детской игре в современном мире, состоялась 17 ноября 2010 г. Лекцию прочла Елена Олеговна Смирнова, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ.

Лекция началась с вопроса: «Что такое настоящая игра?» и обсуждения основных проблем, связанных с игрой. Елена Олеговна отметила, что профессия «воспитатель» становится более престижной.

Далее были раскрыты современные представления об игре: по мнению психологов, игра – это радость, релаксация, в то время как для ребенка – это серьезная работа; игра должна быть обучающей и развивающей.

Елена Олеговна подробно остановилась на двух подходах к пониманию игры: игра в широком смысле слова и ее научное определение. Большую часть лекции заняло обсуждение понятия «ролевая игра». Она рассказала, что главное значение игры – развивающее. Воображение развивается в игре, вырабатывается сознательность, серьезность и ответственность перед ролью, происходит осознание себя ребенком, становление внутреннего мира. Игра – это способ детской релаксации. Игра учит детей воображать, владеть собой. Л. С. Выготский называет игру «Школа произвольного поведения».

Игра имеет психотерапевтическое действие. Нередко ребенок проигрывает ситуацию, тем самым «вытесняя» боль, переживание и свои проблемы.

Далее обсуждался программный подход. Было выявлено: программированное дошкольное образование мешает умению играть; в настоящее время появилась мода на раннее развитие, вследствие чего детям не хватает времени на досуг, и происходит вытеснение игры; игру вытесняет видеокультура; одна из причин редукции игры – это игрушки, непригодные для игры (такими бывают многие интерактивные игрушки).

В заключительной части лекции Елена Олеговна рассказала, о «хороших игрушках», с которыми лучше играть ребенку, и остановилась на роли взрослого в игровой жизни ребенка. Взрослый должен запустить игру и приучить ребенка к ней. Это должно происходить до тех пор, пока ребенок не начнет играть самостоятельно. 

На лекции присутствовало много слушателей: студенты и аспиранты, воспитатели, коллеги по профессии, будущие мамы. Задавалось огромное количество вопросов: «Какие есть хорошие развивающих игры?», «Как взрослым реагировать на непонятные детские игры?», «Полезна ли система Марии Монтессори?», «Можно ли отдавать своего маленького ребенка в драматический кружок?» и вопросы воспитания детей.


Видео-репортаж