Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

22 декабря 2010 |Россия, Москва   публичная лекция

Публичная лекция «Ребенок в замещающей семье. Методы психологической помощи»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

22 декабря 2010 года состоялась публичная лекция, посвященная проблемам включения ребенка в замещающую семью и методам психологической помощи данным семьям.

Лекцию прочла Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Психолого-социальные проблемы профилактики безнадзорности и сиротства» МГППУ.

На лекции Вероника Нисоновна подробно рассказывала о влиянии различных факторов на формирование у ребенка потребности в замещающей семейной заботе, критериях психологической совместимости ребенка и семьи, механизмах формирования взаимной идентификации в замещающей семье, особенностях замещающего материнства и результатах воспитания приемного ребенка и методах психологической помощи при формировании привязанности в замещающей семье.

Вначале лектор подробно остановилась на основных теориях и концепциях: теория привязанности (В. Фальберг), теория депривации (Й. Лангмейер, З. Матейчик), концепции в рамках культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.И. Лисина, И.В. Дубровина, Л.Ф. Обухова, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и т.д.), Экологическая теория (У. Бронфенбреннер).

Результаты последних эпидемиологических исследований показали, что каждый пятый ребенок, находящийся в замещающей семье, имеет серьезные неврологические и сенсорные проблемы, а также эмоциональные расстройства. По сравнению с кровными детьми у детей в замещающих семьях реже обнаруживаются психические заболевания, но чаще бывают нарушения поведения.

Далее Вероника Нисоновна рассказала, что и в каком возрасте происходит с ребенком при его помещении в замещающую семью. Было выявлено, что в возрасте до шести месяцев адаптация к новой семье проходит достаточно безболезненно, если семья готова к приему ребенка. С шести до восьми месяцев адаптация осложнена из-за разрыва привязанности (анаклитическая депрессия). Восемь месяцев – наиболее сложный период, т.к. ребенок негативно реагирует на изменение распорядка дня, по которому живет новая семья, его могут раздражать новые звуки, запахи, изменение температуры в помещении, стиль прикосновений замещающих родителей. В возрасте от одного года до трех лет отделение от объекта привязанности может нарушить формирующийся баланс между автономией и зависимостью. В дошкольном возрасте наблюдаются эгоцентризм и магическое мышление, чувство вины из-за плохого поведения; в младшем школьном возрасте – регресс в учебе, конфликт представлений о «хорошем» и «плохом», ребенок хорошо помнит к кому был привязан; в подростковом возрасте – депрессия, «зов крови», конфликт лояльностей.

Было выявлено, что девочкам присущ более высокий уровень проявлений депрессивных расстройств, мальчикам – высокий уровень нарушений поведения. Мальчики успешнее интегрируются в замещающих семьях при сопровождении общего уровня, чем девочки.

При помещении в новую семью ребенок снова начинает переживать травму и боль потери. Попав в семью, ребенок как бы переживает «наводнение» своими тяжелыми воспоминаниями, с которыми ему трудно справиться и о которых он постоянно, навязчиво пытается рассказать родителям.

Вероника Нисоновна также остановилась на показателях ресурсности семьи и недостаточно ресурсных семьях, на компонентах идентификации ребенка и семьи («идентификация по внешнему виду», «идентификация по манере поведения, привычкам», «идентификация по реакциям на то или иное событие»), на различиях в формировании привязанности между матерью и ребенком в замещающих и биологических семьях.

В завершении лекции Вероника Нисоновна ответила на вопросы специалистов и родителей.

Презентация лекции:


Видео-репортаж

Видео публичной лекции В.Н. Ослон «Ребенок в замещающей семье. Методы психологической помощи»


 
21–22
сентября
Рим
Всемирный Brain Congress 2020