Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

16 марта 2011 |Россия, Москва   публичная лекция

Публичная лекция «Нейроэкономические исследования социального влияния на поведение человека»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

Публичная лекция, посвященная нейроэкономическим исследованиям социального влияния на поведение человека, состоялась 16 марта 2011 года. Лекцию прочла Шестакова Анна Николаевна, PhD, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета, старший научный сотрудник Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр) МГППУ. В лекции были представлены результаты совместного исследования с Ключаревым Василием Андреевичем.

В начале лекции Анна Николаевна рассказала о возникновении новой дисциплины – нейроэкономики. Нейроэкономика объединяет нейронауки, экономические науки, психологию и ряд других дисциплин и в широком смысле является «Нейробиологией принятия решений».

Далее лектор представила классическое исследование конформности (эксперименты С. Аша: исследование ситуации социального давления на принятие решения) и дала определение термину «конформность». Одним из наиболее известных феноменов социального влияния является конформизм – изменение поведения или мнения в направлении, заданном социальными нормами.

Анна Николаевна рассказала о типах социальных норм: дискриптивная (наглядная), моральная, инъюнктивная, – и привела примеры таких норм.

Далее лектор перешла к вопросам. На чем основывается адаптация к социальным нормам? Как связать нейробиологию и феномен «социального влияния»? Как определить, какой механизм может сравнивать наше поведение с нормативным поведением? За счет чего происходит адаптация к социальным нормам?

Наиболее интуитивный путь обучения, изменения поведения – путь проб и ошибок. Если есть ошибка, поведение меняется, если нет – не меняется. Примером можно считать схему Вольфрама Шульца, отражающую ошибки в предсказании вознаграждения ("ошибка предсказания позитивного вознаграждения", "ошибка предсказания негативного вознаграждения"). Любая ошибка указывает на необходимость изменить поведение, что приводит к обучению. Многие модели обучения с подкреплением включают звено ошибки предсказания вознаграждения – разницы между ожидаемым и получаемым результатом.

Нейробиология изучает нервную систему. Нейрон является функциональной единицей мозга. В нем или сетях нейронов происходит принятие решений. Нейроны связаны друг с другом синапсами. Под воздействием потенциала действия происходит обмен информацией между нейронами, который можно зарегистрировать при помощи разных методов.

Анна Николаевна рассказала об исследовании социального влияния на восприятие красоты, о социальном давлении на примере трансформации внешности Мадонны.

Далее лектор остановилась на исследованиях методом функционального нейроимиджинга, позволяющего увидеть активность мозга человека во время его поведения и мышления, и рассказала об активации областей мозга в момент оценки и изменения мнения (оценка привлекательности лиц под давлением мнения большинства).

В заключительной части лекции Анна Николаевна рассказала о транскраниальной магнитной стимуляции – TMS, магнитно-резонансной томографии (МРТ) и об исследованиях, связанных с использованием магнитной энцефалографии (МЭГ).


Видео-репортаж

 
21–22
сентября
Рим
Всемирный Brain Congress 2020