Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

22 марта 2011 |Россия, Москва   публичная лекция

Публичная лекция «Теория процессуального анализа»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

Публичная лекция по теории процессуального анализа состоялась 23 марта 2011 года. Лекцию прочел Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор, зав. кафедрой клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии МГППУ.

В начале лекции Александр Михайлович рассказал о сфере своих профессиональных интересов и о том, почему заинтересовался данной тематикой.

Далее лектор перешел к вопросам: как устроен разум человека (в норме, при нарушениях развития), как обучать и поддерживать детей первых лет жизни с нарушениями развития и психического здоровья. Рассказал о работе головного мозга с позиции следующих теорий: Модель психического акта (Н.Я. Грот, 1880); Теория функциональных систем (П.К. Анохин, 1935), Модель устройства мозга как субстрата психической деятельности (А.Р. Лурия, 1970).

Александр Михайлович представил разрабатываемую им теорию процессуального анализа. Цель разработки теории: оптимизация  клинического мышления специалистов,  работающих  с детьми  первых лет жизни с выраженными нарушениями развития и их семьями. Суть  разработки: создание компактного понятийного аппарата, описывающего известные факты строения ЦНС, свойства, феномены развития и нарушения психики. Методы  разработки: формирование понятий с минимальным количеством степеней свободы; мысленный эксперимент. Основными понятиями и положениями теории процессуального анализа являются активация, нейрональные группы, психические события, психические процессы, внутренняя реальность.

Далее лектор перешел к описанию Модели психического, которая состоит из четырех блоков: информационный блок, двигательный блок, блок генерации психических состояний, управляющий блок. Александр Михайлович описал основные понятия теории: реактивные психические процессы – «психические реакции», функциональные психические процессы – «психические функции»; описал схему реализации  реактивных психических процессов и схему реализации функциональных психических  процессов.

Далее лектор перешел к таким понятиям, как психофенотип (свойства психики, обусловленные особенностями биохимических и биофизических процессов, структурой мозга) и ноотип (приобретенный опыт).

Процессуальный анализ межличностного взаимодействия включает в себя четыре аспекта: совместные действия, совместное внимание, совместное управление (корегуляция), совместное переживание аффектов. Существует четыре позиции взаимодействия партнера: доминирование, подчинение, сотрудничество, независимость.  Ситуация взаимодействия – комбинация позиций взаимодействия партнеров. Сценарий взаимодействия – динамика  ситуаций взаимодействия.

 

В заключительной части лекции А.М. Казьмин рассмотрел возможности применения процессуального анализа:

  • в психологическом обследовании ребенка (игровые компьютерные методики: интересны, вариабельны, инструментально доступны, интерактивны), 
  • в реализации компетентностного подхода к инклюзивному дошкольному образованию (ребенок приобретает новые знания, осваивает новые действия, учится использовать опыт в новых ситуациях, активен и проявляет интерес),
  • в интерактивной игровой терапии (реконструкция проблемной ситуации, экспериментирование, поиск новых решений, позитивный аффект).

Видео-репортаж

 
21–22
сентября
Рим
Всемирный Brain Congress 2020