Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

16 марта 2011 |Россия, Москва   семинар

Семинар «Оценка качества дошкольного образования в США»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

СЕМИНАР

«Оценка качества дошкольного образования в США»

Семинар1.jpg

В Московском городском психолого-педагогическом университете 16 марта 2011 года состоялся семинар по оценке качества дошкольного образования в США. На семинаре выступила с докладом Елена Вячеславовна Бодрова, главный научный сотрудник научно-исследовательского института образования и развития детей (США).

БодроваЕВ3.jpg

ЮдинаЕГ.jpg

Е.В. Бодрова 

Е.Г. Юдина

В обсуждении вопроса приняли участие Е.Г. Юдина (кандидат психологических наук, заведующая лабораторией психологических проблем подготовки педагогов МГППУ), Т.В. Ахутина (профессор, заведующая лабораторией исследования трудностей в обучении МГППУ), Е.О. Смирнова (профессор, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ), Л.Ф. Обухова (профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ), И.А. Бурлакова (кандидат психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ) и сотрудники других образовательных и научных подразделений университета.

Е.В.Бодрова рассказала о том, что в настоящее время в США нет единой системы дошкольного образования, образовательная программа зависит от штата, при этом существуют три крупные программы:

  • «The Head Start Program» и
  • дневные центры по присмотру за детьми («Day care») для детей трех лет;
  • «Preschool education» (для детей четырех лет), где группы располагаются в образовательном учреждении, в пять лет дети поступают в «kindergarten».

С начала 2000-х гг. была развернута федеральная инициатива, а затем и разработана федеральная образовательная программа США «Reading first». Одним из следствий этих процессов стала потребность в измерении результатов развивающих программ с учетом направления этой федеральной инициативы, что привело к разработке идеи стандартизации с одной стороны и оценки качества образования – с другой.

В настоящее время широко распространены следующие инструменты оценки развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях США:  «Early Childhood Environment Rating Scale» (ECERS) и «Early Language and Literacy Classroom Observation» (ELLCO).

В первом случае наблюдатели оценивают развивающую среду. Метод включает в себя минимальные нормы по организации пространства и различных зон (игра, музыка, искусство и т.д.).

Во втором случае особое внимание уделяется речевому развитию детей и организации этой среды, доступности книг для детей.

Дополнительно наблюдатели оценивают взаимодействие ребенок-взрослый, в последнее время уделяется внимание и взаимодействию ребенок-ребенок.

В основном при диагностике готовности к школе наибольшее внимание уделяется грамотности и акцентам, определяемым каждым отдельным штатом.

Е.В. Бодрова совместно с Д. Леонг (D. Leong) разработали развивающую программу «Tools of the Mind» (Денвер, штат Колорадо), опираясь на культурно-историческую психологию Л.С. Выготского, идею зоны ближайшего развития, и идею скаффолдинга Дж.Брунера и его коллег.

На семинаре Е.В. Бодрова продемонстрировала методическое пособие, с которым тренер приходит к воспитателю в группу. На интернет-планшете iPad можно выбрать отдельную развивающую программу, например, карточки Эльконина по развитию фонематического анализа. По каждой программе представлены следующие методические материалы: видеозапись развивающего занятия с детьми, видеозапись тренинга воспитателей, описание занятия, описание соответствующего раздела развивающей программы, нормативные документы, – что позволяет воспитателю в интерактивном режиме получить всю необходимую информацию по организации занятия.

Участники дискуссии нашли много общего в трудностях и тенденциях изменения системы дошкольного образования в России и США.

Дополнительные материалы

Презентация Е.В. Бодровой по оценке качества дошкольного образования в США

Координатор семинара

Елена Георгиевна Юдина, кандидат психологических наук, зав. лабораторией психологических проблем подготовки педагогов МГППУ

Организатор семинара

Управление координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ
Мария Сафронова | тел.: +7 (495) 623-06-95 | email: competence@mgppu.ru

На второй день 17 марта 2011 года состоялась презентация доклада Е.В. Бодровой во Всемирном банке.

Презентация программы "Tools of Mind"

Презентация доклада Е.В. Бодровой «Оценка качества дошкольного образования в США» - [скачать]


 
11–12
декабря
Екатеринбург
III Международный форум "COGNITIVE NEUROSCIENCE – 2020"