Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

4 мая 2011 |Россия, Москва   публичная лекция

Публичная лекция «Психология развития»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

Публичная лекция, посвященная психологии развития, состоялась 4 мая 2011 года. Лекцию прочла Обухова Людмила Филипповна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ.

В начале лекции Людмила Филипповна перечислила основные отечественные и зарубежные публикации в области психологии развития. Особо были отмечены работы «Введение в психологию развития» Б.Д. Эльконина и «Проблемы развития психики» Л.С. Выготского.

Далее было рассмотрено само понятие «развитие». Развитие психики характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Уже во времена Л.С. Выготского ставился вопрос о том, как отличить развитие от других процессов, не являющихся развитием.

Л.С. Выготский выделял основные критерии развития:

  1. Дифференциация ранее единого явления.
  2. Появление новых элементов, новых сторон в самом процессе развития.
  3. Перестройка связей между различными сторонами объекта.

В понятие развития включается:

  • прогрессивное развитие;
  • регрессивное развитие;
  • аномальное развитие.

В «Лекциях по педологии» Л.С.Выготский выделяет два типа развития:

  • преформированный, когда известны все стадии развития от зарождения до завершения и известен конечный результат;
  • непреформированный, когда все стадии развития и конечный результат неизвестны.

Специфика развития заключается в следующем: то, что должно появиться в конце развития, существует изначально, но не принадлежит ребенку, а есть в обществе.

Конечную форму развития Л.С. Выготский называет «идеальной формой». «Условимся называть …развитую форму, которая должна появиться в конце детского развития …конечной, или идеальной, формой – идеальной в том смысле, что является образцом того, что должно появиться в конце развития. Или конечной – в смысле того, что  должно в конце развития ребенка у него получиться» (Л.С.Выготский «Лекции по педологии», 1933–1934 г.)

Далее были представлены несколько сфер исследования развития:

  • функциональное развитие;
  • возрастное развитие (единицей анализа является возраст);
  • психофизиология развития;
  • психогенетика развития.

Лектор затем перечислила основные опасности в изучении психологии развития. За многообразием направлений психологии развития растворяется само понятие развития и его сущность. Было отмечено также, что в настоящее время развивается «фельдшеризм», увеличивается практическая направленность исследований, много практических психологов, но мало обобщений результатов, теоретических выводов.

Л.С. Выготский, рассматривая язык психологической науки, выделял три группы слов:

  • Слова обиходного языка.
  • Слова философского языка.
  • Слова и формы речи, заимствованные из естественных наук.

В разных областях психологии, у отдельных исследователей разный смысл и содержание одних и тех же слов. Так, например, Ж. Пиаже рассматривал эгоцентрическую речь как речь со своей точки зрения, Л.С. Выготский же считал, что это речь для себя. Социализация у Ж. Пиаже – это преодоление эгоцентрических установок благодаря отношениям кооперации, дискуссиям и спорам между ровесниками; в этнопсихологии – это интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, которое требуется для исполнения социальных ролей.

Затем Людмила Филипповна остановилась на методе научного исследования в психологии развития. В любом методе присутствует большое количество методик. Все психологические методы, применяемые в настоящее время в экспериментальных исследованиях, построены по одной схеме:  стимул – реакция.

Очень важно понимать, какой метод используется для изучения развития.

Можно выделить несколько методов в психологии развития:

  • S – R метод исследования;
  • Экспериментально-генетический метод;
  • Метод поэтапно-планомерного формирования психических процессов;
  • Сравнительно-культурные исследования.

Во второй части лекции был показан научно-образовательный фильм «Из истории детства» А. Береговенко и Л.Ф. Обуховой о развитии в разных культурах.

 


Видео-репортаж


 
21–22
сентября
Рим
Всемирный Brain Congress 2020