Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

11 мая 2011 |Россия, Москва   публичная лекция

Публичная лекция «Экстренная психологическая помощь детям и подросткам средствами телефонного консультирования»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

Публичная лекция, посвященная экстренной психологической помощи детям и подросткам средствами телефонного консультирования, состоялась 11 мая 2011 года. Лекцию прочел Коджаспиров Алексей Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент, зав. сектором дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» ЦЭПП МГППУ.

Лекция началась с вопроса: «Какую роль играет телефон доверия для детей и подростков?» и обсуждения преимуществ телефонного консультирования: простота и доступность установления контакта, обеспечение анонимности и конфиденциальности обращения, «неявность» психотерапевтического характера телефонной помощи, «эффект ограниченной коммуникации», «эффект доверительности».

Далее лектор рассказал об истории становления телефонного консультирования. Это достаточно молодая отрасль консультирования, которая существует не более 60 лет. В 1948 г. психиатры Х. Хофф и Е. Рингель организовали центр «Врачебная помощь людям, уставшим от жизни». В Лондоне в 1953 г. преподобный Питер Уэст из Клименсвудской баптисткой церкви в Илфорде и преподобный Чад Вара из церкви Св. Стефана основали организацию «Самаритяне». В 1960 г. в Нью-Йорке была основана «Лига – спасите жизнь». В 1963 г. в Сиднее, Австралия, преподобный Алан Уокер, глава Центральной методистской миссии, основал телефон «Линия Жизни».

Существуют две модели телефонного консультирования: волонтерское (снижение напряженности у человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию) и профессиональное (ориентация на работу психологов, психиатров, медиков).

Среди названий телефонного консультирования чаще всего используются следующие: «Кризисная линия» (Crises Line); «Горячая линия» (Hotline); «Линия помощи» (Help Line); «Телефон доверия»; «Линия жизни» (Life Line). Название «Телефон доверия» в Россию пришло из Польши и Чехословакии, где в 1967 г. независимо друг от друга в Гданьске и Вроцлаве возникли «Телефоны Доверия» для предотвращения самоубийств.

В России инициатором развития служб Телефонов доверия выступила Э.Г. Амбрумова. Первый телефон был организован в Ленинграде в 1981 г. на базе городского наркологического диспансера, в Москве Телефон доверия стал работать с 1982 г. В 1991 г. была учреждена «Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи» (РАТЭПП). В настоящее время в России функционируют более 300 телефонов экстренной психологической помощи.

Далее Алексей Юрьевич перешел к описанию вопроса детского телефона доверия (далее – ДТД). Главной задачей всех ДТД в мире – работать на благо детей, нуждающихся во внимании и защите. Деятельность таких служб направлена на оказание поддержки детям и позволяет им обсудить свои проблемы, повышая уровень их безопасности.

Существует несколько возможностей оказания психологической помощи по телефону:

  1. консультативная работа с детьми и родителями,
  2. психологическая поддержка абонента в трудной жизненной ситуации,
  3. психологическое просвещение по проблемам детско-родительских отношений,
  4. переадресация в другие социальные, медицинские, психологические службы.

По статистике абонентами ДТД являются 25% – дети, 40% – родители и 35% – другие взрослые (работники системы образования). Лектор рассказал о клиентах и случаях, с которыми обращаются на ДТД. Бывают безопасные абоненты, небезопасные абоненты (период обострения – осень и весна) и обращения-розыгрыши (подростковые шалости и профессиональные телефонные хулиганы – «пранкеры»).

Почему для ребенка является важным именно «телефон психологической помощи»?

  1. Доступен всегда и для любого ребенка.
  2. Можно говорить о своих проблемах без опаски.
  3. Не обязательно ставить в известность взрослых при возникновении проблем.
  4. При дискомфорте общения всегда можно положить трубку.

В штате службы Детского телефона доверия ЦЭПП МГППУ 30 человек: руководитель Службы, два супервизора, 26 психологов-консультантов, юрист широкого профиля. За 2008-2011 гг. принято более 30 000 вызовов.

Согласно статистике на ДТД МГППУ обращаются с проблемами, связанными с отношениями со сверстниками и родителями, с проблемами здоровья, учебными трудностями, с сообщениями по поводу насилия и т.д.

Дети и подростки обращаются в ДТД ЦЭПП МГППУ по следующим проблемам: семейная проблематика, отношения со сверстниками, проблемы взаимоотношений полов, учебные проблемы, травматическая ситуация, проблемы здоровья, проблемы сексуальной сферы, проблемы принятия себя, суицид, аддиктивное поведение, беременность/аборт, юридический запрос и т.д.

Взрослые обращаются в ДТД ЦЭПП МГППУ по следующим проблемам: конфликты родителей с детьми (семейная проблематика, в целом), учебные проблемы детей, здоровье детей, конфликты родителей с администрацией образовательного учреждения, информационные звонки и справки о работе «Детского телефона доверия» и других служб.

Педагоги обращаются с запросами, в основном связанными с предоставлением информации, каким образом можно разрешить возникающие трудности в общении с детьми и с помощью каких воздействий нормализовать ситуацию.

Слушатели задавали огромное количество вопросов: «Как дети узнают о телефоне доверия?», «Как решить вопрос профессионального выгорания?», а также вопросы, связанные с работой ЦЭПП МГППУ.

 


Видео-репортаж