Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

18 мая 2011 |Россия, Москва   публичная лекция

Публичная лекция «Детская и подростковая психотерапия: дети и родители»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

Публичная лекция, посвященная детской и подростковой психотерапии, состоялась 18 мая 2011 года. Лекцию прочла Филиппова Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, зав. кафедрой детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ.

Лекция началась с определения понятия психотерапии, истории возникновения детской психотерапии (возникла внутри психоанализа) и рассказа о выдающихся детских психотерапевтах, об их деятельности и исследованиях: Мелани Кляйн, Анна Фрейд, Дональд Вудс Винникотт, Маргарет Малер, Франсуаза Дольто, Даниэл Стерн, Вайолет Оклендер, Гарри Лэндрет.

Психотерапия с детьми – это процесс оказания психологической помощи ребенку, который осуществляется психотерапевтическими методами в рамках профессионального организованного общения ребенка и терапевта. Главное терапевтическое средство заключается в общении терапевта с ребенком, их взаимоотношениях.

Согласно М. Четтик, «детская психотерапия – это та область психотерапии, объектом которой является ребенок как особый тип пациента».

Принципами детской психотерапии являются:

  1. Необходимость тщательной оценки природы психологических проблем ребенка.
  2. Стиль отношений терапевта и ребенка – безоценочное принятие, эмпатия, доброжелательное участие, поддержка, аутентичность, искренность терапевта.
  3. Опора на психологию развития, учет процесса развития.
  4. Учет роли семьи, семейных отношений.
  5. Учет роли социальной среды, взаимодействия со сверстниками.
  6. Привлечение родителей на сторону психотерапевта, установление хорошего рабочего союза с родителями. Уважительное и бережное отношение к родителям. Психотерапевту необходимо помнить, что ребенок любит своих родителей.
  7. Учет индивидуальности ребенка.
  8. Лучше останавливаться на чувствах, а не на конкретных обстоятельствах. Концентрироваться на позитивных моментах и конструктивных способах решения проблем, а не на неудачах.

К целям детской психотерапии относятся:

  • разрешение предъявляемой проблемы ребенка (частичное разрешение проблемы, облегчение страданий и т. п.);
  • повышение потенциала ребенка, развитие самостоятельности и уверенности в своих силах, способности осознавать свои потребности и проблемы, самостоятельно искать и находить пути их решения;
  • помощь ребенку вернуться к нормальной траектории развития.

Детский психотерапевт должен обладать следующими личностными качествами: способность к эмпатии; гибкость; безоценочность и открытость к миру ребенка; терпеливость; заинтересованность, энтузиазм и оптимизм, понимать границы своих возможностей, границы психотерапевтической помощи и пр.

Далее лектор рассказала о специфике детской психотерапии по отношению ко взрослой:

  1. К терапевту обращаются родители по поводу проблем ребенка. Запрос на психотерапию исходит не от ребенка, а от родителей. Дети либо не осознают, либо недооценивают, либо скрывают симптомы и имеющиеся у них расстройства. У них нет решимости выздороветь.
  2. Установление альянса с родителями. Привлечение родителей на сторону психотерапевта. Установка на то, что родители – участники психотерапевтического процесса. Не обвинять родителей.
  3. Разные методы и техники. Соотнесение метода с возрастом.
  4. Учитывать семейный контекст и социальное окружение. Личность ребенка еще незрелая, поэтому на него больше влияет среда.
  5. Учитывать процесс развития.
  6. Разные стратегии преодоления трудных ситуаций на разных возрастных этапах.
  7. Потребность в игре.
  8. Модель психотерапии расширенная по сравнению со взрослой психотерапией. Она включает коррекционный, развивающий и воспитательный аспекты.
  9. Детская психотерапия всегда в той или иной мере интегративна. Там гораздо больше пересечений, заимствования методов. Труднее выделить какое-то одно направление.

Ребенок – это особый тип пациента, т.к. он зависит от родителей, находится в процессе развития и ему свойственна потребность в игре.

В заключительной части лекции Елена Валентиновна рассказала о современных исследованиях в сфере детско-родительских отношений на ранних стадиях развития ребенка на примере игры в триаде мать-отец-ребенок, где ребенок является стабилизатором семейной системы.

Презентация лекции в формате pdf


 
28–29
февраля
Будапешт
2-й Европейский конгресс Аутизм 2020