Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

23 мая 2011 |Россия, Москва   конференция

Заседание Президиума Совета УМО

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

23 мая 2011 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялось заседание Президиума Совета Учебно-методического объединения (УМО) вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование». УМО строится по типу экспериментальной сети, куда входят 57 вузов, а также друге организации.

В работе заседания приняло участие 72 члена Совета и Президиума Совета УМО. 30 участников присутствовали на заседании очно, к ним присоединились еще 42 специалиста, которые зарегистрировались и приняли участие в on-line формате - прямая трансляция и видео-конференц-связь. Всего в заседании участвовали представители 28 вузов и научно-практических центров  УМО, расположенных в 25 городах PФ.

Заседание было посвящено обсуждению принципов и направлений государственно-общественной оценки содержания и качества психолого-педагогического образования, а также организации сетевого взаимодействия как эффективного инструмента работы УМО. Заседание прошло под руководством ректора МГППУ В.В. Рубцова.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Л.Н. Глебова описала возможную модель взаимодействия УМО с государственными органами (Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством науки и образования и др.) в условиях нового законодательного поля и нормативно-правового регулирования.

Лицензирование. Традиционно УМО давали экспертизу на образовательные программы для проведения лицензионной процедуры. С 1 января 2011 г. в силу вступил закон, который исключил экспертизу из процедуры лицензирования. Процедура экспертизы перестала быть обязательной, но предполагается, что она будет востребованной, потому что подкрепляет ответственность вуза, вводящего ту или иную программу, экспертной позицией.

Постлицензионный контроль. На первом этапе лицензирования экспертиза становится добровольной. Ее заказчиком может являться ВУЗ, который разрабатывает программу, либо учредитель, который подписывает заявление на получение лицензии. Через год, на втором этапе или в рамках контрольно-надзорной процедуры у государства появляется потребность привлекать экспертов контрольно-надзорной деятельности.

Аккредитационные процедуры включают в себя «оценку качества выпускников». Она также является частью экспертизы, но для ее реализации нужны не эксперты по контролю и надзору, а специалисты, знакомые с содержанием профессиональной подготовки.

В связи с этим традиционная модель работы УМО должна претерпеть изменения: новые функции УМО будут заключаться в формировании банка данных экспертов, решении организационных вопросов, связанных с их деятельностью. Особое внимание должно уделяться мотивации экспертов и формированию у них ответственной позиции.

Система оценки качества – это целостная система контроля качества, которая зависит как от государства, так и от независимых экспертов. В системе образования государство одновременно является как заказчиком, так и исполнителем, однако необходимо учитывать интересы и других стейкхолдеров, например, потенциальных работодателей. Проректор МГППУ по научной работе Ю.М. Забродин отметил, что МГППУ разрабатывает национальные стандарты психологического образования в сотрудничестве с Российским союзом промышленников-предпринимателей, Федеральным институтом развития образования, Национальным агентством развития квалификации.

Ректор Института образовательной политики «Эврика» А.И. Адамский выразил мнение, что в деятельности УМО, особенно экспертизе программ, должны участвовать школы, которые зарекомендовали себя в инновационной работе. Такой шаг может стать ключевым условием эффективности в том числе и государственно-общественного взаимодействия. Реформирование необходимо, так как ранее УМО являлось закрытой организацией, а предыдущий способ экспортирования программ себя не оправдал.

В.А. Гуружапов, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ, руководитель предметно-методической секции УМО «Психология и педагогика начального образования», выделил 3 основные задачи:  (1) добиться общего понимания в реализации стандартов по психолого-педагогическому направлению, (2) внедрить ресурсы, (3) обеспечить связь с перспективой современной практики.

Проректор по УМО Московского государственного  лингвистического университета Н.Н. Нечаев поделился опытом созданиярегиональных центров в рамках УМО по лингвистическому образованию. Восемь лет их функционирования показали, что это удобная форма связи региона, вуза и центра. Чтобы не перегружать сеть всероссийскую УМО, Н. Н. Нечаев предложил обратить внимание на региональные учебно-методические центры и выбирать базы для таких центров на конкурсной основе, объективно подходя к отбору наиболее сильных вузов. Сетевая иерархия должна быть построена не только по горизонтали, но и по вертикали. Принципы оценки:

  • Содержательный критерий
  • Федеральная региональная система (учет административного деления)
  • Принцип распределенности, равномерного охвата территории
  • Инновационность

Н.Н. Нечаев отметил также важность практической реализации программ: «у нас сейчас в стандарте аккумулирован такой богатый опыт, что, если мы просто его будем внедрять, распространять, расширять, то мы тем самым поднимем общий уровень психолого-педагогической работы».

В.С.Юркевич, заведующая лабораторией психологии одаренных детей МГППУ, руководитель предметно-методической секции УМО «Психология и педагогика образования одаренных детей», рассказала о сети стажировочных площадок по своему направлению. Стажировочные площадки создаются в рамках университетского округа, а также на базе ассоциаций школ для одаренных детей; используются такие методы работы как супервизия, тьютторство, удаленное научное руководство. Она отметила, что сетевая работа имеет сильные и слабые стороны; для обеспечения ее качества необходимо разработать единые методики для стажировочных площадок, описать правовые основы и этический кодекс сетевой работы с одаренными детьми.

Б.Б. Айсмонтас, декан факультета дистанционного обучения МГППУ, отметил эффективность интернет-технологий (прямой трансляции заседания и видео-конференц-связи), использовавшихся на заседании УМО,  как для повышения квалификации в регионах, так и для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Были заданы вопросы о содержании экспертизы лицензионного контроля, о специфике деятельности УМО в учреждениях дополнительного профессионального образования, о кадровом обеспечении магистерских программ, о формировании базы федеральных экспертов по качеству психолого-педагогического образования, о связи результатов профессионально-общественной аккредитации с процедурой распределения бюджетных мест на ООП психолого-педагогического образования.

На все вопросы будут даны развернутые ответы на официальном сайте УМО: www.psyumo.ru

В ходе заседания были приняты следующие документы:

  1. Проект решения президиума Совета УМО по психолого-педагогическому образованию.
  2. Положение о Председателе Совета Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию и его заместителе.
  3. Положение о Бюро Президиума Совета Учебно-методического объединения  высших учебных заведений Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию.

По итогам заседания

  • Утвержден состав редколлегии Бюллетеня «Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию»;
  • Одобрено включение УМО в качестве соучредителя в «Вестник практической психологии образования»;
  • Утверждены размеры вступительного и организационного взносов от учреждений ВПО и науки и учреждений общего образования;
  • Установлена стоимость платных услуг по рецензированию материалов УМО.